Сообщить новость
21 ноября в 09:19

Бездомные «машины», собачий холод и жуткая давка. Как работал свердловский трамвай в годы пятой пятилетки в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»

Водители трамваев спали по 30 человек в комнате и выходили замуж за гаишников.

Вагон МТВ-82 на линии, 1954 год
Вагон МТВ-82 на линии, 1954 год

После окончания войны население Свердловска резко увеличивалось, а денег на развитие трамвая катастрофически не хватало. Многие вагоны «спали» на улицы, новые рельсы прокладывали сами горожане, а водители электротранспорта после тяжелой смены ютились по 30 человек в одной комнате. Жутка давка была и в самом транспорте. Огромные толпы людей не могли поместиться даже в трех вагонах.

 

О трамвайных избушках на курьих ножках, народной стройке новых маршрутов и десятках писем от рассерженных горожан в адрес властей и электротранспортников, продолжении спецпроекта JustMedia.ru «Е-транспорт».

 

 

            Трамвай серии серии «X» едет по улице Толмачева. ФОТО: обычный-свердловск.рф

 

В годы пятой пятилетки (1951-1955 года), когда страна приняла курс на развитие народного хозяйства и тяжелой индустрии, в Свердловске решили начать строительство камвольного комбината, листопрокатного завода, предприятий товаров народного потребления и общепита. Это означало, что горожане будут еще больше и чаще пользоваться общественным транспортом. К тому же в годы войны в нашем городе построили много новых заводов и рабочих поселков, которые надо было связывать с остальной частью Свердловска.

 

 

         Вагоны серии «X» едут по Свердловску. ФОТО из книги Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет

 

Ситуация усугублялась ростом населения. Ранее эвакуированные жители уезжали, но в Свердловск постепенно возвращались фронтовики. По данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год), к 1949 году население Свердловска увеличилось на 90 тысяч человек.

 

 

                           «Ностальгия по Свердловску. Часть 16» Транспортная серия, 1723.ru

 

В таких условиях решено было обратиться к методу народной стройки. В мае 1948 года коллектив Уральского турбомоторного завода через газету» Уральский рабочий» обратился я к трудящимся всех предприятий с призывом построить в свободное от основной работы время трамвайные линии, которые бы соединили их рабочий поселок с городом.

 

 

          Здание облисполкома. Пр. Ленина, 32-34. Архитектор Захаров С.В. ФОТО с сайта 1723.ru

 

«На призыв откликнулись более 100 тысяч человек. Каждому предприятию был отведен участок по прокладке нового маршрута. Коллективы сами выполняли земляные работы, укладывали шпалы и рельсы. В среднем каждый отработал по одному дню. Было поднято 35 кубометров земли, уложено более 10 тысяч шал и 600 тонн рельсов. Предприятия изготавливали необходимое для монтажа оборудование», - сообщает книга «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год).

 

 

                                      «Ностальгия по Свердловску. Часть 36», сайт 1723.ru

 

Серьезно в этой народной стройке отличились электрики Свердловского трамвайно-троллейбусного управления. Они выполнили весь монтаж за 10 дней. 22 ноября 1948 года новый городской маршрут №10 «Эльмаш-Уралмаш» был запущен. Пять первых поездов под звуки оркестра провезли по новым рельсам счастливых строителей. На новое направление был переведен и маршрут №2 «ВИЗ-Эльмаш». В том же году открыли линию №9 «ВИЗ-Мясокомбинат».

 

 

            Рабочий поселок на Уралмаше, «Ностальгия по Свердловску. Часть 9», сайт 1723.ru 


Улучшилось положение с энергосбережением. С 1950 по 1954 годы запущены четыре новые тяговые подстанции. Была создана передвижная лаборатория для испытания кабельных воздушных линий.

 

 

            Землянки строителей Уралмаша, «Ностальгия по Свердловску. Часть 36», сайт 1723.ru
 
«Раньше оборудование для испытаний грузили в обычную автомашину и вывозили на место, где делали наладку. Затем появилась идея создать лабораторию на колесах. Нашли брошенный автобус, восстановили его. Электромонтер Николай Трушков, у которого золотые руки, полностью оборудовал в нем высоковольтную лабораторию, наша самоделка работала очень долго. Своими силами создали химлабораторию и уже не приходилось отдавать на анализ трансформаторное масло, заказывать анализ воздушной среды подстанции», вспоминает бывший начальник цеха по ремонту оборудования тяговых подстанций Валерий Зайцев на страницах газеты «Электропуть».

 

 

                                   «Ностальгия по Свердловску. Часть 34», сайт 1723.ru

 

Пассажиропоток рос. Так, если в 1946 году электротранспортники перевезли 81,3 млн человек, то в 1951 году этот показатель достиг отметки 122,253 миллиона пассажиров. Транспортники решили изучить заполняемость маршрутов, частоту поездок, наиболее популярные остановки. Провели оптимизацию сети: изменили количество вагонов на тех или иных линиях, перенесли некоторые остановки, но транспортную ситуацию это не улучшило. В редакции газет поступали десятки писем от рассерженных свердловчан.  

 

 

         Остановка на Малышева-Мира, 1947 год. ФОТО: обычный-свердловск.рф

 

«Принятые по результатам изучения пассажиропотока меры были явно недостаточными. По-прежнему в вагонах давка, на остановках толкучка, всем желающим попасть в вагон не удается, протискиваются лишь самые сильные», - заявил 25 марта 1954 года со страниц «Уральского рабочего» М. Зуев.

 

 

                                   «Ностальгия по Свердловску. Часть 34», сайт 1723.ru

 

Улучшить ситуацию, по мнению горожан, могло лишь увеличение количества подвижного состава. Однако вагоны в то время распределялись из Москвы и ни СТТУ, ни власти города не могли существенно повлиять на разнарядку, по которой вагоны распределялись преимущественно в города, побывавшие в оккупации.

 

 

                                                           ФОТО: обычный-свердловск.рф

 

«Проблема была еще и в том, что, если бы даже их прислали, то трамваи, как и первые свердловские троллейбусы, оказались бездомными. Южное трамвайное депо проектировалось под 100 вагонов. В 1953 было уже 209 вагонов. Более четверти поездов ночевали после смены на путях на улице Фрунзе и 8 Марта», - отмечается на страницах книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год).

 

Нелегко приходилось и самим трамвайщикам, которые жили и работали в ужасных условиях.

 

 

                              Вагоны серии «X» ездили по нашему городу с 1929 по 1972 годы

 

«В 1953 года я успешно окончила курсы водителей и работала на вагонах серии «X». Они были очень холодными, а зимой стояли морозы до минус пятидесяти. На половине пути от площади 1905 года до станции Южная нас заменяли другие водители, чтобы мы могли согреться. Еду брали из дома – буфетов на конечных станциях не было, да и сами станции напоминали избушки на курьих ножках – все неблагоустроенные. Большинство из нас жили в общежитии по 30 человек в комнате. Кроме этого, была комната отдыха, которая находилась на территории депо. Если предстояло утреннее заступление на смены, то мы могли спать в комнате отдыха. После поздней отработки оставались там же до утра», - вспоминает вагоновожатая, потом начальник района, впоследствии начальник отдела социального обеспечения ЕТТУ Лидия Молина.
 

 

                                      «Ностальгия по Свердловску. Часть 7», сайт 1723.ru

 

Регулирование уличного движение в то время производилось вручную. На больших перекрестках стояли регулировщики ГАИ. Многие девчата-водители вышли замуж за них, и их называли «трампарковые зятевья».

 

 

   Уралмаш. Жилой дом. Арх. Оранский П.В.  «Ностальгия по Свердловску. Часть 15-3», сайт 1723.ru

 

«Я работала на 15-м маршруте «ВТУЗ-городок – Вторчермет». Водила тройник. Вагоны серии «Х» были с осевым компрессором, то есть воздух для тормозной системы накачивался во время движения, когда вращалась ось полуската. При частых остановках воздуха не хватало и приходилось тормозить ручным тормозом. Остановить состав из трех вагонов, набитыми пассажирами, было очень сложно. Но работали мы на таком подвижном составе с большим желанием, ответственностью, аварии случались крайне редко. Добивались высокой выручки. Регулярности движения, экономии электроэнергии. План по доходу выполняли на 120-130% - для водителей это была стахановская норма», - отмечает Лидия Молина.

 

 

               «Ностальгия по Свердловску. Часть 16» Транспортная серия, 1723.ru

 

Стоит отметить, что в 1954 году руководству трамвая удалось убедить министерство коммунального хозяйства выделить фонды на материалы и оборудование для строительства Свердловского трамвайного депо возле остановки «2-й километр» (остановка «Техучилище») в сторону УЗТМ. А поскольку понадеялись, что стройка не затянется, то решено было ускорить поставки вагонов в город и прокладывать новые пути. К 1959 году протяженность трамвайной сети в Свердловске составляла 108,1 км. 

 

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за предоставленные материалы Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г. Белинского и лично директору музея ЕТТУ Алексею Медведеву.

 

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения здесь, здесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, трамвайного –здесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, троллейбусного – здесь и здесь

 

 

Просмотров: 17570

Автор: Екатерина Турдакина

© JustMedia

Фотограф: Владислав Бурнашев




Новости партнеров


Loading...

Комментарии ВКонтакте


Комментарии facebook


Последние события

Читайте также