В 1970 году парк насчитывал уже 162 машины.
В середине 1960-х у свердловских троллейбусов появился новый теплый дом. Это было особенно актуально, учитывая, что зимы в те годы были очень лютыми. Выше -30 градусов столбики термометров почти не поднимались. Тем троллейбусникам, чьи машины стояли в неотапливаемых помещениях, приходилось не сладко. Завести машину можно было только с помощью буксира. Семейные экипажи вообще ездили всю ночь, не заезжая в депо, чтобы одному из сменщиков не пришлось разогревать машину.
О работе в морозы, высоких наградах троллейбусников за придуманные инновации, а также о замене сорванных с машин «башмаках», в продолжении спецпроекта «Е-транспорт».
Слон дает интервью во дворе Свердловского телевидения, начало 1960-х. ФОТО: обычный-свердловск.рф |
В 1965 году в строй ввели Октябрьское троллейбусное депо, рассчитанное на 100 машин. Общая площадь объекта – 40 тысяч кв. метров. По тем временам это был огромный шаг вперед в улучшении условий труда: теплые боксы, механизированная мойка, современный станочный парк. Ремонт машин стали производить специалисты более высокой квалификации.
Открытие троллейбусной линии на Уралмаш, 1963 год. |
По данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год), до открытия Октябрьского депо на сложные ремонтные работы троллейбусы отправляли в Ленинград. Обычно их сопровождали свердловчане, которые постепенно в поездках перенимали опыт у своих коллег. В новом депо они начали самостоятельно производить все виды ремонта машин – от профилактического осмотра до капитального ремонта.
ФОТО: В. Панова, издательство "Планета", Москва. 1970 год. |
«Выросли свои профессионалы. Например, Иван Плотников. Слесарь по ремонту электрооборудования высшего разряда подал несколько десятков рационализаторских идей, направленных на улучшение условий труда и совершенствование технологии ремонта. Два его изобретения стали экспонатами музея СТТУ – стенд для проверки датчиков и спидометров без снятия их с троллейбуса и стенд для проверки света фар в реле привода дверей», - отмечают в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год).
В 1966 году группа свердловских троллейбусников получила высокие правительственные награды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1966 года за большой вклад в развития народного хозяйства несколько человек получили значимые награды. Среди них: орден Ленина, орден «знак Почета», медаль за трудовое отличие.
На набережной Городского пруда, 1969 год. ФОТО: обычный-свердловск.рф |
Зимой троллейбусникам приходилось нелегко. Особенно тем, чьи машины стояли в неотапливаемых помещениях.
«Вспоминается очень холодная зима 1968-1969 годов. Уже с ноября установились сорокаградусные морозы и держались до марта. Если термометр показывал 35 градусов, то говорили, что «Сегодня тепло!». На смену приходили намного раньше. Троллейбусы настолько замерзали, что их с места приходилось трогать только буксиром. А семейные экипажи вообще ездили всю ночь без захода в депо, чтобы одному из сменщиков не пришлось разогревать машину», - вспоминает на страницы книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год) водитель троллейбуса А.П. Татарникова.
Вспоминают ветераны электротранспорта дружественную атмосферу в коллективе, внимательное и доброжелательное отношение руководства к своим работникам. Так, начальник управления М.И. Кирилов, часто выезжая на линию в тяжелые дни, встречался с водителями.
Первая 9-этажка на Химмаше, 1969 год. Автор: fort, взято с сайта 1723.ru |
«Между троллейбусниками царили помощь и взаимовыручка. Если сорвется у кого-то «башмак», то желающих помочь хоть отбавляй. В первые дни самостоятельной работы у меня на троллейбусе лопнуло переднее колесо. Ни один водитель не проехал мимо, чтобы не предложить свою помощь. А как переживали за дела управления, радовались успехам. Помню, когда состоялось открытие седьмого троллейбусного маршрута, я была в декретном отпуске. Волновалась отчаянно – как же семерку без меня открывают?», - вспоминает А.П. Татарникова
Проводились среди сотрудников СТТУ конкурсы профессионального мастерства.
«На всю жизнь запомнила, как проходил первый из них. Желающих принять в нем участие и получить звание «мастер – золотые руки» было хоть отбавляй. Победителем среди множества мужчин-профессионалов стала маленькая, щупленькая водитель 7-го маршрута Галина Кобякова», - отмечает ветеран троллейбусного движения.
Перекресток Вайнера-Попова, 1960-е. ФОТО: обычный-свердловск.рф |
В конце 1960-х парк пополнился новыми ЗИУ-5. Это позволило убрать с линии менее комфортные МТБ-82. В 1970 году парк насчитывал уже 162 машины, тогда как Октябрьское депо было рассчитано на 100 машин. Однако давно назревший вопрос о строительстве нового депо годами решался чиновниками Москвы и Свердловска.
ФОТО: обычный-свердловск.рф |
Предыдущие материалы о становлении автобусного движения здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь, трамвайного – здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь, троллейбусного – здесь, здесь и здесь.
Материалы из музея ТТУ, книг «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет», 2009 год.
Просмотров: 14476
Автор: Екатерина Турдакина