Сообщить новость
30 сентября 2015 г в 14:10

Открытая позиция. Александр Кузьмин: «Чтобы улучшить имидж города, необязательно строить небоскребы. Надо работать над благоустройством и сделать центр пешеходным»

Экс-главный архитектор Москвы рассказал о том, в каком направлении должен развиваться строительный сектор России.

Открытая позиция. Александр Кузьмин: «Чтобы улучшить имидж города, необязательно строить небоскребы. Надо работать над благоустройством и сделать центр пешеходным»
Открытая позиция. Александр Кузьмин: «Чтобы улучшить имидж города, необязательно строить небоскребы. Надо работать над благоустройством и сделать центр пешеходным»

На прошлой неделе Екатеринбург посетил генеральный директор АО «НИЦ «Строительство», экс-главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. В рамках форума 100+ Forum Russia руководитель, автор и соавтор более 70 крупных градостроительных проектов и научных трудов, среди которых — проект Генплана развития Москвы до 2020 года, строительства МКАД, третьего транспортного кольца, реконструкции «Манежа» и «Гостиного двора» провел увлекательный мастер-класс на тему: «Как стать главным архитектором Москвы?», а также прочитал несколько интересных лекций.

 

На основе выступлений Александра Кузьмина на форуме JustMedia.ru подготовил авторскую колонку.

 

Необходим один общий план развития страны

 

Когда архитектор приступает к проектированию города, района или дома, в первую очередь, он должен бережно относиться к природе и историческому наследию, а также быть адекватным в своих действиях в отношении места, где он находится. Самое страшное, когда архитекторы и градостроители начинают приравнивать себя к Богу. У нас даже есть такой архитектурный многолетний термин: «Я так вижу». Я считаю, чтобы правильно отнестись к месту, не испортить то, что и до тебя было хорошим, необходимо знать территорию лучше, чем местный житель. И это нужно не только для того, чтобы на встрече с горожанами продемонстрировать свои знания, а для того, чтобы понять, что ты проектируешь.

 

Проработав 38 лет в структуре правительства Москвы, 16 из которых — в должности главного архитектора, я понял, что счастье в развитии столицы заключается в развитии регионов страны. Сегодня Россия находится в интересной точке, когда государство вернулось к планированию развития страны. Разработкой этого масштабного пространственного плана займется Министерство экономики России. Этот проект очень важен, потому как развивать отдельные регионы: сегодня — Владивосток, завтра — Калининград или Крым — это неправильно.

 

Мы часто кичимся тем, что много строим. За 20 лет в Москве сдано 70 млн. кв. метров. Однако обеспеченность рядового жителя за это время увеличилась всего на 1 кв. метр. Одновременно с этим некоторые регионы теряют население. На одном из съездов главных архитекторов городов России (собралось около 60 регионов) каждый презентовал свои территориальные схемы развития регионов. Один умный человек записывал все, что мы говорили, и, подводя итоги, заметил, что если сложить численность жителей, которая была названа, то получается 500 млн. человек. (Сегодняшняя численность населения станы 168 млн. человек — прим. ред.). Откуда столько возьмется? Поэтому надо идти от общего к целому: от страны к регионам, от регионов к городам, и вплоть до отдельных кабинетов. Если этого не будет, то мы никогда не создадим комфортную страну.

 

 

 

Проект объекта должен включать не только срок возведения, но период эксплуатации

 

Мы с вами хорошо работаем к праздникам. Весь процесс строительства нацелен на разрезание ленточки. Объекты построил — ура, а потом начинаются проблемы ЖКХ. Надо перестать отделять ЖКХ от строительства. При проектировании мы должны определить жизненный цикл здания, который будет включать в себя не только период строительства и разработку проекта, но и 50-100 лет своего существования.

 

Если мы будем рассчитывать так, то тогда строители, которым сегодня это невыгодно, начнут применять современные материалы. Сегодня строитель выглядит, как неженатый человек с девушкой. Это не семья: построил объект, убежал в другой регион, а дальше регион мучается. Когда застройщика обяжут построить дом, который будет функционировать долгие годы, тогда он начнет по-другому относиться к строительным материалам.

 

Высотки — необязательная вещь. Даже для крупных городов

 

Я скептически относится к высотному строительству. Прежде чем строить небоскребы, надо четко понимать, для чего и для кого они делаются и есть ли желающие их возводить. В ходе исследований необходимого объема высоток в Москве, выяснилось, что только 7 процентов населения собирается жить в таких объектах.

 

Высотки необходимы территориям с большой численностью населения — Сингапуру, Шанхаю. Что касается общей массы городов, то я приведу слова одной умной женщины: «Есть только две причины, чтобы побывать наверху — далеко увидеть или себя показать». Хорошим примером этого являются проекты «Охта» и «Лахта», возведение которых связано с конкретными личностями. Санкт-Петербург — памятник градостроительства, не надо трогать его центр. С Москвой другая история. Этот город — другая история, «неравный брак» планировки XVII века и сталинского генплана.

 

Есть города, где строить высотные здания не надо. Ошибочно считать, что небоскреб может улучшить имидж города. Екатеринбург — четвертый город в России численности населения, поэтому возведение здесь высоток вполне оправдано. Однако я убежден, что решение о строительстве таких объектов должен принимать сам город. Есть высотка или нет, городу ни горячо, ни холодно с точки зрения его жизнедеятельности. Хотя в отдельных случаях высотка может исправить плохую панораму. Задает новый масштаб, и это нивелирует некрасивость силуэта города.

 

Сергей Собянин в свое время признал проект «Москва-Сити» градостроительной ошибкой, которую ему впоследствии удалось исправить. Мэр решил вопрос с парковками и метро. Я считаю этот район замечательным, особенно те высотки, хозяева которых не пожлобились и отдали первые этажи для городской жизни: под ресторанчики, кафе, магазины.

 

В том квартале другой дух, среда, там даже по-другому надо одеваться. Те, кто предпочли сделать на первых этажах ресепшн, выглядят по-другому. Высотка — это притяжение зрителей. Ты хочешь к ней подойти, а там фейс-контроль. Ты разворачиваешься, уходишь и чувствуешь себя чужим в своем любимом городе.

 

 

 

Пешеход должен стать центром движения в российских городах

 

Губернаторы, мэры часто привозят из Москвы какие-то новинки, но они не всегда хороши для данной конкретной территории, все города разные. Приезжал ко мне коллега (главный архитектор одного из городов России) и рассказал, что глава приехал из столицы и спросил: «Почему у нас нет 22-этажных зданий, которые уже давно строят в Москве?». И архитектор ответил, что у них вода в домах поднимается только до 9-го этажа.

 

У Москвы и любых других городов мира надо перенимать технологии, например, системы очистки воды или мусоропереработки. Брать то, что не испортит город и поможет развить его плюсы. Сегодня я бы рекомендовал перенять российским городам отношение Собянина к транспортной системе в историческом центре. Он ограничил въезд транспорта и организовал систему дорогих парковок. Большинство улиц стали пешеходными или всего с одной полосой движения. Поначалу местным жителям нововведения не понравились, но потом они увидели их пользу. Центр города стал выглядеть иначе, он перестал быть забит машинами.

 

Например, на Большой Дмитровке за счет одной из полос расширили тротуар, кафе вынесли свои столик на улицу, установили лавочки и замечательные фонари, организовали велосипедные дорожки. Пешеход становится центром движения. То, что машины оттеснили людей на тротуары — это неправильно.

 

 

Просмотров: 2424

Автор: Александр Кузьмин

© JustMedia

Фотограф: Анна Майорова




Новости партнеров


Loading...

Комментарии ВКонтакте


Комментарии facebook


Последние события

Читайте также