Открытая позиция. Александр Трахтенберг: «Если кто-то из здания на Октябрьской площади думал, что ОРВ – это «отбывание номера», он жестко ошибался

Участник рабочей группы по внедрению оценки регулирующего воздействия в в регионе о том, какие моменты тормозят успешное применение практики.

Открытая позиция. Александр Трахтенберг: «Если кто-то из здания на Октябрьской площади думал, что ОРВ – это «отбывание номера», он жестко ошибался
Открытая позиция. Александр Трахтенберг: «Если кто-то из здания на Октябрьской площади думал, что ОРВ – это «отбывание номера», он жестко ошибался

Думаю вот от чем.


На днях в СОСПП состоялся круглый стол с очень простой, но актуальной темой – «Оценка регулирующего воздействия. Актуальные вопросы». Присутствовало порядка тридцати человек, было сделано несколько докладов – главным координатором ОРВ в Свердловской области, министром экономики Свердловской области Дмитрием Ноженко, уполномоченным по защите прав предпринимателей Свердловской области Еленой Артюх и по одному от членов «Большой Четверки»– это ответственные по ОРВ в этих ведущих региональных бизнесовых организациях.


Все выступления были по-деловому точны и актуальны – власть и бизнес учатся ценить время друг друга.  Была еще одна особенность этого круглого стола – его представительность. Со стороны правительства Свердловской области были ответственные работники десяти ключевых министерств, и это следует отметить как добрый знак. Хочется надеяться, если кто-то из здания на Октябрьской площади думал, что ОРВ – это «отбывание номера», то жестко ошибался.


Динамику и точность всей дискуссии задал своим выступлением Дмитрий Ноженко. Было отмечено, что Средний Урал в 2013 году был включен в пилотный проект по внедрению ОРВ в регионах. Институту ОРВ уже пять лет – все началось на уровне Федерации, сейчас, условно, идет промышленное внедрение в субъектах. Следующий этап – это муниципалитеты и, похоже, это самое сложное, и, скорей всего, проблематичное. Главный человек по ОРВ отметил несомненный  прогресс в этой сфере. Тем не менее, Дмитрий Ноженко счел возможным отметить и не очень высокое место Свердловской области в рейтинге АСИ по этой позиции. И это важно – бронзовение нам, уж точно, не нужно. И самое страшное в подобных процессах – это застой; можно быть уверенным, бизнес этого не допустит.


Министр экономики подчеркнул, что ОРВ – это уже неотъемлемая часть правого регулирования в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, это ключевая часть всего нормотворческого процесса. ОРВ – это не просто механическая оценка, плохо и хорошо влияет конкретный документ на бизнес, но экономический анализ действия нового или существующего законодательства, его влияния на ведение бизнеса.


Все остальные выступавшие говорили также коротко, но очень конкретно. Безусловно, у каждого своя позиция: и в части промежуточных итогов работы этого института, и набора накопившегося негатива, и по его будущему, но, естественно, было много и объединяющего, особенно в части понимания сущностей, которые  явно мешают эффективности ОРВ, а это ключевое. Каждый из выступавших отметил два общих  момента: это практически всегда чрезмерно малые сроки рассмотрения документов, а на это, по сути, влияет только исполнитель из профильного ведомства, и низкое качество выносимых на оценку документов и это системная ошибка всего алгоритма разработки нормативных документов в ведомствах. Если второе, как говорится, лечится только повышением требовательности и небольшими изменениями алгоритма разработки документов, вне сомнения, только и исключительно при активной позиции руководителя ведомства; к слову, хочется надеяться, что такое сильное представительство власти даст свои результаты, хотя не все ведомства имели равное представительство – было и неприятное исключение.  Первая проблема может быть решена только через  изменения методологии работы института ОРВ. Все здесь «крутится» вокруг двух процедур: вынесение проекта нормативного акта на ОРВ и решение о степени воздействия акта на бизнес, за которым «скрываются»  сроки ОРВ.


Также была поднята еще одна тема – процедура «согласительное совещание». Назрела крайняя необходимость реконструкции этой процедуры, придание ей большей жесткости и, скажем так, технологичности. Эта процедура – ключевое звено эффективности всего института ОРВ. Не следует ее воспринимать как некую конфронтацию, чей-то проигрыш – это стандартная процедура. Более того, нам как можно быстрее необходимо пройти весь предусмотренный на сейчас алгоритм, а это рассмотрение вопроса на уровне зампреда и, как завершающий этап, - уровень главы областного правительства. Нельзя исключать, что, пройдя весь алгоритм, придется вносить существенные изменения или дополнения в его составляющие исключительно с одной целью – эффективности.


У многих вызывает, мягко говоря, легкое раздражение неопределенность реакции разработчиков нормативного акта в профильном ведомстве, когда от участников ОРВ в сторону министерства уходят замечания и предложения, а дальше пустота – черный ящик, не сговариваясь, называют все. Такого быть не должно. Это следует исправлять. Бизнес сильно напрягает, когда предложения отметаются без каких-либо комментариев либо по каким-то формальным основаниям. Такое положение дел нельзя назвать приемлемым, однозначно  требуется изменение сложившийся практики, и это будет сделано.


Во взаимоотношениях бизнеса и власти в рамках ОРВ сложились и неформальные процедуры: речь идет о еженедельных рабочих совещаниях у заместителя министра экономики Свердловской области Анны Усковой, которые уже показатели свою эффективность. Не исключено, что эта практика получит нормативную организационную форму в общем организме. К слову, недавно на одном из заседаний этой группы был обсужден алгоритм совершенствования нормативной базы по ОРВ в Свердловской области, предстоит где-то за полгода ее модернизировать, имея перед собой только одну цель – эффективность ОРВ в Свердловской области для бизнеса.


К сожалению, в работе института ОРВ есть очевидное для всех черное пятно – это Екатеринбург. По сути, оценка регулирующего воздействия и оценка фактического воздействия нормативных документов этого муниципалитета не производится. Было принято решение привлекать к этому формальные органы, которые призваны контролировать соблюдение российского законодательства. Посмотрим, что будет дальше.


У бизнеса есть серьезное предложение в сторону власти – привлекать участников ОРВ к обсуждению концепта будущих нормативных актов, это сильно поможет на последующих этапах проведения экспертизы. Опять же, следует обсуждать целесообразность придания этой процедуре формального статуса – включения в методологию ОРВ. В выступлениях указано на необходимость внедрения некой плановости в процессе разработки нормативных правовых актов. Было предложено органам исполнительной власти Свердловской области более вдумчиво подходить к определению реального влияния нормативных документов на условия видения бизнеса, разработки индикаторов этого влияния. К сожалению, не обошлось и без «говорящих» соображений со стороны определенного ведомства – уравнять институт «открытое министерство» и «институт ОРВ», возможно, как говорится, объединить усилия. Такое и раньше звучало. Хочется надеяться, что подобные предложения – это непреднамеренная случайность, а не нечто значительно большее. Принципиальное отличие – институт ОРВ законодательно закреплен как составляющая нормотворческого процесса, а открытое министерство – это исключительно добровольное начинание, и от доброй воли конкретного руководителя конкретного министерства зависит его эффективность, но со временем, уверен, и сюда руки бизнеса дойдут – нужны разные площадки и форматы общения и подготовки решений в сфере бизнеса, и не только нормативного характера.


ОРВ – это новое партнерство бизнеса и власти, где обе стороны в равной степени имеют и несут полномочия и ответственность. Это тот случай, когда для некоторых следует сразу переходить ко второй части известной поговорки – «…не хочешь - заставим».
 

 

Просмотров: 2247

Автор:

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...