Открытая позиция. Александр Трахтенберг: «Новая стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области до 2030 года начисто лишена приоритетов развития»

Независимый эксперт размышляет о недостатках в разработке одного из важнейших документов региона.

Открытая позиция. Александр Трахтенберг: «Новая стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области до 2030 года начисто лишена приоритетов развития»
Открытая позиция. Александр Трахтенберг: «Новая стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области до 2030 года начисто лишена приоритетов развития»



В Свердловской области ведется создание Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области до 2030 года. В обсуждениях участвуют представители региональной власти и бизнес-сообщества. Независимый эксперт Александр Трахтенберг в рубрике «Открытая позиция» размышляет о недостатках нынешнего варианта документа.

Думаю вот о чем.


Не так давно, 12 июня, состоялось очередное заседание Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства СОСПП. По сути, единственный вопрос – это Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области до 2030 года.


(Е.В. Новоторженцева, А.В. Породнов, Министерство инвестиций и развития Свердловской области). Градус и формат обсуждения Стратегии МСБ очень напоминал обсуждение аналогичного документа по транспортному комплексу Свердловской области – все, наверное, помнят то избиение областного Минтранса, которое состоялось 16 декабря прошлого года на коллегии этого министерства. Сейчас на месте Минтранса оказался МИР. Только с одним отличием, с той стороны были и разработчики, и чиновники в одном лице. И, к слову, в нашем случае, та сторона на обсуждении не присутствовала и, к слову, видимо, это было к лучшему. Уверен, многие выражали бы свое отношение к документу куда более осторожно и спокойно. Что-то мне подсказывает, что многие из присутствующих впервые увидели такую реакцию членов Комитета СОСПП на творчество людей с Октябрьской площади.


Представленный труд – это текст объемом в 24 страницы, из которых чуть меньше половины занимают т.н. дорожные карты до 2017 года, что по мнению многих, мягко говоря, выглядит странным, учитывая период – до 2030 года. В документе приведен анализ текущего состояния малого и среднего предпринимательства в Свердловской области (это еще четверть общего объема), где перечислены факторы, сдерживающие развитие предпринимательства. Некоторые из них вызвали у выступающих недоумение. Разделы «ожидаемые результаты реализации Стратегии» и «механизмы мониторинга Стратегии» на двоих заняли чуть больше половины странички. Есть раздел «механизмы и инструменты реализации Стратегии», содержание которого не в полной мере отражает название.


Сразу следует отметить, что общий фон всех выступлений был, мягко говоря, негативный. Практически все отмечали, слабый характер представленного документа, даже, с методологической точки зрения – проработанность его вызывает просто океан удивлений и это еще до сущностных вопросов. Один из выступающих так и воскликнул в самом начале: «Автора!». Второй вопрос от него был, в адрес председателя комитета Сергея Мазуркевича и всех присутствующих, - были ли консультации, привлекался ли кто-либо к работе над этим документом, естественно, в ответ гулкое – нет, что еще больше раззадорило выступающего.
Если очень коротко резюмировать, главный недостаток – это отсутствие системности.


В той или иной форме это отмечали абсолютно все выступающие.


Вызывает, как минимум, резкие вопросы предложенная система целей и задач. Видимо, всех уже достал чиновничий язык, -  «обеспечение условий устойчивого роста», а это уже из задач – «стимулирование развития предпринимательства в производственной сфере». Всем уже надоела это невнятность, отсутствие  цифр, описания конкретных результатов, за которые можно потом спросить. Очевидно, указанная в документе цель не соответствует настроением, даже, центральной власти в сфере МСБ, а там есть четкое понимание: малый и средний бизнес – это единственный системный драйвер региональной экономики. Так-то довольно странно, чиновники МИРа исключительно заточены под улавливание флюидов из Москвы и такой промах...

 

Представленный текст начисто лишен важного для любого стратегического документа – приоритетов развития, в данном случае, малого и среднего бизнеса, а именно приоритеты в увязке с задачами являются основной для построения и настройки системы взаимоотношений предприятий этого сегмента экономики с государством и, что важнее, системы помощи и поддержки субъектов предпринимательства. Из этого следует неутешительное предположение – система поддержки МСБ в Свердловской области, видимо,  существует отдельно от целеполагания развития малого и среднего бизнеса, что выглядит довольно странным, если не сказать большего.


Из невнятных целей и задач при отсутствии каких-либо приоритетов вытекает естественным образом полное непонимание – какие предлагаются механизмы и инструменты реализации Стратегии. Некоторые из  выступающих в этом плане ставили диагноз – механизмы и инструменты реализации Стратегии отсутствуют и это даже не факт, но аксиома.


К сожалению, как и многие аналогичные документы, предложенный страдает большим количеством воды, даже, если там была бы приемлемая сущность, ее было бы довольно трудно найти.


Было много сущностных вопросов. Например, в самом первом выступлении было указано на отсутствие всякого упоминания кластерного подхода в развитии МСБ. Очевидно, такой подход системно нацелен на значительное повышение эффективности производства предприятий малого и среднего бизнеса. Более того, в этом выступлении отмечено, что следует активнее поддерживать, стимулировать, в том числе финансово, не сами предприятий МСБ, но отношения внутри себя и с крупным бизнесом и государством. Конечно, «ноги» должны тут расти из промышленной политики Свердловской области. Сюда же примыкает, как недостаток, отсутствие упоминания о новой индустриализации, а МСБ, особенно, средний бизнес, могут стать активными участниками этого процесса. Вызывает серьезное беспокойство отсутствие всякого упоминания о госзаказах применительно к МСБ, а это одно из ключевых составляющих политики государства в этой сфере.


Очень сильно  напрягает отсутствие экспорта и вообще ВЭД и аутсорсинга, как естественных составляющих и приоритетов, и системных инструментов развития малого и среднего бизнеса. Вообще, именно аутсорсинг может стать такой палочкой-выручалочкой, если, конечно, не ограничиваться передачей на сторону ведения бухучета. Аутсорсинг – это системное повышение эффективности производства, в первую очередь, по линии МСБ и, одновременно, инструмент завоевания новых рынков. А внешнеторговый аутсорсинг вообще единственный инструмент выводы предприятий малого и среднего бизнеса за рубеж - пора вернуться к еще советской практике внешнеторговых посредников. Думаю, многие помнят, были такие внешнеторговые объединения, которые затачивались под конкретные отрасли либо под народнохозяйственный комплекс конкретного региона. Безусловно, тут должны участвовать только и исключительно предприятия МСБ, а не маркирующиеся под них акулы крупного бизнес.


Выступающие обращали внимание на другие сущностные вопросы. Нет ни слова про финансирование мероприятий Стратегии. Очень слабая увязка с основными разделами главного документа – Стратегия 2030. Нет никаких попыток разделить МСБ, как минимум, на малый бизнес и средний бизнес; уже общеизвестно, это принципиально разные сегменты экономики, соответственно, и система взаимоотношения государства с ними должна быть разной, не говоря уж о системе поддержки субъектов предпринимательства. Отсутствует всякое упоминание о ключевых точках роста, об инвестиционных проектах, которые станут драйверами развития МСБ. Никак не раскрыта социальная роль, ответственность МСБ, в первую очередь, в части самозанятости, а это в полной мере обеспечивает микробизнес, организованный в ИП. К слову, именно с этим связаны обсуждаемые сегодня решения по реинкорнации ИП.  Наконец, практически, все отмечали неадекватность предложенных индикаторов Стратегии: нет ни доли МСБ в ВРП, ни цифр по отраслевой структуре МСБ, ни производительности труда, нет ничего, что реально характеризует состояние развития малого и среднего предпринимательства Свердловской области и, что потом можно реально контролировать со стороны бизнеса.


К слову, еще одним промахом можно назвать полное отсутствие бизнеса, его общественных организаций в механизмах мониторинга реализации Стратегии, которые очень куцо прописаны буквально в нескольких строчках.


И как вывод. Документ требует значительной доработки. Но большинство склоняется к такому – следует заново делать документ, ключевое слово, как характеристика документа – ничего. Это происходит всегда, когда чиновники отдельно, а бизнес отдельно, причем, первые считают себя самыми умными. Жаль, что в очередной раз такое  случилось.    


 

Просмотров: 2305

Автор:

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...