Открытая позиция. Александр Трахтенберг: «Новый антикризисный план областного правительства нельзя назвать «антикризисной сущностью»

Руководитель комиссии по транспортной логистике комитета по транспорту СОСПП о том, почему новый документ не является эффективным.

Открытая позиция. Александр Трахтенберг: «Новый антикризисный план областного правительства нельзя назвать «антикризисной сущностью»
Открытая позиция. Александр Трахтенберг: «Новый антикризисный план областного правительства нельзя назвать «антикризисной сущностью»



Думаю вот о чем.


На той неделе состоялось очередное заседание Комитета по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями СОСПП под руководством бессменного А.В. Сысоева. К слову, следует сказать, что этот комитет Союза самый эффективный и дисциплинированный -  в среднем проводит одного заседание промышленников в месяц, причем, всегда, с хорошей явкой. На этот раз тема заседания – антикризисный план правительства Свердловской области на период 2015-2017 годы. И эту тему от Октябрьской площади раскрывали три представителя – заместитель Министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области А.В. Крупкин, заместитель Министра экономики Свердловской области Н.А. Молодых, заместитель Министра промышленности и науки Свердловской области И.Ф. Зеленкин. 


Некоторые из присутствующих имели возможность ранее изучить антикризисный план областного правительства. К сожалению, в выступлениях прозвучало в точности то, что было написано в этом Документе, не была озвучена идея комплекса антикризисных мероприятий. Всего понемножку и ничего конкретного именно по сути документа. Увы, все это можно назвать одним – разноплановые сущности.


Более того, и это главный минус этого документа – значительную часть текста нельзя назвать по-настоящему «антикризисной сущностью», основой именно антикризисного плана на озвученный период. Конечно, все, что там есть – это хорошие, правильные конструкции, но это все либо должно быть реализовано в силу того, что это обычный функционал министерств и ведомств, либо это относится к мероприятиям стратегического характера.


На мой взгляд, следует принципиально изменить подходы к организации взаимодействия власти и бизнеса по всему фронту. Сейчас активно «идет» в массы институт ОРВ (оценка регулирующего воздействия), с лета – ОФВ (оценка фактического воздействия), где власть уже сама кровно заинтересована в максимально тесном взаимодействии с бизнесом – уже намечается полноценное партнерство в части разработки правил игры – нормативной базы ведения бизнеса, естественно, через бизнесовые организации и команды специально подобранных специалистов, для которых это обычная работа. И это очень большой шаг вперед. Нужно точно также и в других областях работать с бизнесом, чтоб потом, когда документы, особенно стратегического характера, уже разработаны, не получать нелестные отзывы. Алгоритм здесь до безобразия простой: создание рабочей группы «власть-бизнес»; формирование в рамках этой группы общей идеи документа, процесса; собственно разработка, возможно, с передачей частично или полностью на сторону, причем, всегда должно быть несколько этапов, надо иметь возможность управлять процессом – на любом вмешиваться (чтоб не получилось, как с Транспортной стратегией и Минтрансом); обсуждение в рамках рабочей группы; вынесение документа на общественность. Так-то все это называется также просто – идеология «проектный офис».  И давно пора эту идеологию внедрить в здание на Октябрьской площади, дом 1, можно в связи с этим и задуматься о принципиально иных подходах к формированию областного правительства, под стать амбициозным целям и задачам, стоящим перед Свердловской областью на предстоящие пятнадцать лет, правда, еще их надо сформулировать, но, очевидно, они должны быть.


Было бы еще понятно, отсутствие в представленном антикризисном плане решений по, действительно, злободневным проблемам объяснялось бы незнанием оных или их недодуманностью, но … Практически все после выступлений представителей Правительства Свердловской области стали называть эти самые  проблемы: значительное удлинение периода дебиторской задолженности (почти в два раза); колоссальные проблемы в связи с финансированием текущей операционной деятельности предприятий – в том числе практически запредельная стоимость коротких денег и другое. И отмечалось отсутствие в представленном плане решений этих проблем. Тут же нашлось решение – давайте соберем все эти проблемы и «будем обсуждать». Стоп… Никто ничего не попутал? А что вы делали раньше?!
Кто мешал это сделать раньше, много раньше – не дожидаясь руководственного указания из Москвы, нужно таки проявлять инициативу. 
Позже было несколько выступлений, объединенных одной темой – технопарки и опять вылезли системные проблемы. Отмечены были разного рода методологические нестыковки по этой теме: технопарки, индустриальные парки, инновационные парки. И при этом, до сих пор нет одного главного хозяина всего этого, так было заявлено выступавшими. Кроме того, отмечалось, что по странной причине власть не интересуют проекты до 100 млн. рублей применительно к технопаркам. В связи с этим было высказано предложение – собрать, по возможности, все инновационные проекты из разных структур и отобрать до полутора-двух десятков и оказывать им точечную и эффективную поддержку, а не принципу – кто успел добежать… Здесь же следует провести специальную дискуссию в формате «круглый стол» с приглашением абсолютно всех формальных и неформальных парков и попытаться наметить, на уровне концепта, конкретную политику региональных властей в этой сфере. Особенно это касается организационных объединений предприятий малого и среднего бизнеса. Нужно четкое структурирование политики государства в отношении различных парков – это запрос бизнеса. Безусловно, нужна системная поддержка этих организационных форм, как своего рода мостика между предприятиями МСБ и крупным бизнесом.


Многие, если не все, отметили одну особенность. Предпочтения в сторону крупного бизнеса, было отмечено, малый и средний бизнес не является объектом воздействия государства в связи с тем же антикризисным планом и на вопрос, каковы ориентиры по доле МСБ в экономике Свердловской области, было сказано: давайте дождемся специальной программы  развития, которую, к слову, разрабатывает Министерство инвестиций и развития.  Вот только есть опасения в отношении этой программы, мы все очень хорошо помним ситуацию вокруг Транспортной стратегии и областного Минтранса в декабре прошлого года...


Увы, есть ощущения – стойкое непонимание со стороны государства, чем и как живет бизнес, в особенности, малый и средний бизнес, а со стороны бизнеса – что и как может это самое государство.  Увы…

 

Просмотров: 2197

Автор:

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...