Открытая позиция. Дмитрий Гоков, AT Consulting Восток: «Кадровый голод в ИТ или эффект дырявого ведра»

Глава российской компании в сфере информационных технологий размышляет о дефиците специалистов в сфере информационных технологий.

Открытая позиция. Дмитрий Гоков, AT Consulting Восток: «Кадровый голод в ИТ или эффект дырявого ведра» - Фото 1
Открытая позиция. Дмитрий Гоков, AT Consulting Восток: «Кадровый голод в ИТ или эффект дырявого ведра»


 

Кадровый голод в сфере информационных технологий констатируют представители отраслевых компаний во многих российских регионах. Проблема характерна и для Свердловской области. О том, насколько велики масштабы проблемы и как решить проблему, в рубрике «Открытая позиция» размышляет преподаватель из Новосибирска, глава крупной компании в сфере IT Дмитрий Гоков.


Кадровый голод давно стал непременным пунктом в списке проблем отечественной ИТ-индустрии. Причем проблема эта безоговорочно признается всеми: экспертами рынка, ИТ-компаниями, отраслевыми чиновниками самого высокого уровня. О дефиците ИТ-кадров часто говорят в руководстве Минкомсвязи, называя при этом просто шокирующие цифры — 200 тысяч человек дефицита при общей потребности в 350 тысяч рабочих мест. Получается, имеющимися ресурсами мы не покрываем рынок даже наполовину. При этом наиболее остро дефицит ощущается в регионах, ведь не секрет, что квалифицированные ИТ-специалисты, видя свою востребованность, часто предпочитают строить карьеру в Москве, Санкт-Петербурге, а то и вовсе за границей.
Примечательны меры, предлагаемые для исправления ситуации. К сожалению, как часто у нас бывает, они по большей части носят сугубо экстенсивный, количественный характер. Еще в прошлом году было предложено нарастить число мест в профильных вузах, добившись увеличения студентов по ряду ИТ-специальностей более чем втрое. Но так ли это необходимо, и решат ли эти действия проблему в полной мере?


Приведу статистику из собственного опыта вузовского преподавания.  Из ста поступивших на ИТ-факультет до выпуска доходят не более пятидесяти. При этом по профессии начинает работать едва ли половина из них, а в своем регионе остается в среднем 15 человек от изначальных ста. Таким образом, текущий КПД подготовки ИТ-кадров составляет для среднестатистического российского региона всего 15%. Понятно, что даже если влить в это «дырявое ведро» втрое больше студентов, как планирует правительство, ожидаемого эффекта на региональном уровне мы всё равно не получим.  Да и нужно ли вливать?! Не проще ли залатать имеющиеся дыры?


Если разобраться в причинах катастрофического отсева ИТ-студентов в ходе обучения, обнаруживается, что лишь малая часть из них выбирают специальность осознанно (по моим наблюдениям, таковых не более трети). Остальные приходят на ИТ-факультет под влиянием друзей, родителей, некой моды. Закономерно, что такой слабомотивированный контингент быстро «сдувается», столкнувшись со сложнейшим материалом и учебной нагрузкой ИТ-специальностей. Так, на одном из наборов, который мне приходилось наблюдать, численность сократилась вдвое уже на втором курсе! К этому надо добавить психологические особенности «поколения Y» или, как я его называю, «поколения памперсов». Его представители, увы, не готовы во имя учения по-ломоносовски выносить любые тяготы. Прежние нормы перестали  работать. Если занятие, даже будучи посильным, здесь и сейчас не приносит «игрекам» «драйв и кайф», они предпочтут просто выйти из игры.


Таким образом, первая задача — работа с профориентацией и мотивацией. Начинать её нужно еще в школе, причем не в выпускном одиннадцатом, а не позднее, чем в десятом классе. Как это делать? Налаживать непосредственное общение завтрашних абитуриентов с ИТ-вузами и ИТ-компаниями, уже на школьной скамье вовлекать учеников в практику отрасли. Но школ много — как охватить все, в том числе в отдаленных районах? Ответ — решать задачу ИТ-инструментами.


Например, в Новосибирской области сейчас проектируется региональный портал профориентации в ИТ. Школьники, зарегистрировавшись на нём, включаются в своего рода квест из заданий по информатике — такая геймификация позволяет погрузить подростков в потенциальную профессию. Причем многие задания выкладывают на портал вузы и ИТ-компании, заранее выявляя для себя будущих талантливых студентов и сотрудников. За выполнение задач школьники получают игровые баллы, которые в итоге могут конвертироваться в льготы при поступлении на подготовительные курсы вузов.


Практику тесного общения учащихся с ИТ-компаниями надо продолжать и в вузах. Для поддержания интереса к профессии требуется увеличивать число кафедр ИТ-компаний, на которых преподают специалисты-практики. Нужно вовлекать студентов в решение задач в рамках реальных рыночных проектов. Сотрудники нашей компании уже два года ведут курс «Инновационные инфокоммуникационные системы» в одном из технических вузов Новосибирска. Обучение зачастую проходит на примерах тех же производственных задач, которые наша компания как участник разных ИТ-проектов выполняет параллельно с преподаванием. У нас же в компании студенты проходят и стажировку. Интерес к проекту колоссальный! Если на собеседование при первом наборе курса пришли 60 студентов, то при втором – более 120. Из сорока выпускников курса двадцать один трудоустроен у нас. И это полностью готовые специалисты, которых не надо дополнительно обучать. Буквально с первого дня работы они полноценно включаются в действующие проекты.


Наконец, работа с выпускниками, молодыми ИТ-специалистами. Почему каждый второй из них, как показывает практика, не работает в итоге по специальности? Возьмем, к примеру, выпускника-программиста. Чтобы дорасти хотя бы до уровня Junior и претендовать на более-менее приличную зарплату, ему нужно еще 3-5 лет дополнительно учиться и набираться опыта. А у него уже может быть семья, нужно решать проблему жилья и обустройства. Вот и приходится идти, например, менеджером по продажам, где можно сразу заработать, чем еще несколько лет вкладываться в собственное развитие. Поэтому в каждом регионе, заинтересованном в росте высокотехнологичного производства, определенно нужны меры поддержки соответствующих выпускников. В чем они могут выражаться? Например, в субсидиях по ипотеке для молодых ИТ-специалистов. Пользуясь ими, они приобретают жилье, а это весомый якорь, чтобы удерживать кадры и в профессии, и в регионе, предотвращая утечку в центр. 


Другой инструмент — льготная ставка налога на прибыль для ИТ-компаний. В ряде регионов она уже применяется, что среди прочего позволяет компаниям вкладывать больше средств в развитие и стимулирование сотрудников. Но помимо чисто материальной стороны важно создать в регионе соответствующую ИТ-среду, консолидированное профессиональное сообщество. Эту задачу помогает решить развитие технопарков. Помимо льготных арендных условий, технопарки предоставляют отличную площадку для разных отраслевых мероприятий и сотрудничества ИТ-профессионалов. Например, чтобы найти себе подрядчика по созданию мобильного приложения для одного из проектов, нам, резидентам новосибирского Академпарка, оказалось достаточным спуститься этажом ниже. 


Как видим, для утоления кадрового голода в ИТ нужно не так много мер, часть которых вполне очевидна. Чтобы реализовать их, на самом деле, не требуется больших ресурсов. Гораздо важнее — наличие стратегического видения и политической воли у регионального руководства. И тут главное не опоздать — ведь если не вы, то это сделают другие регионы, став вместо вас центрами  притяжения ИТ-кадров и новой экономики.


 

Просмотров: 8118

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости