Сообщить новость
9 октября 2015 г в 15:35

Открытая позиция. Елена Сиэрра: «Экономика ни одной страны не выдержит фантазий наших архитекторов»

Замминистра строительства и ЖКХ РФ рассказала о перспективах и экономической эффективности высотных и уникальных объектов.

Открытая позиция. Елена Сиэрра: «Экономика ни одной страны не выдержит фантазий наших архитекторов»
Открытая позиция. Елена Сиэрра: «Экономика ни одной страны не выдержит фантазий наших архитекторов»

На форуме высотного строительства 100+ Forum Russia, который прошел в Екатеринбурге в конце сентября, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Елена Сиэрра обсудила с главами профильных министерств и главными архитекторами российских регионов перспективы возведения небоскребов и вопросы экономической эффективности подобных проектов.

 

На основе выступлений Елены Сиэрры на форуме JustMedia.ru подготовил авторскую колонку.

 

Проблема высотных объектов — в инфраструктурных возможностях обслуживания территорий

 

Высотное строительство приходит не только в миллионники, но и в города с меньшей плотностью населения. Связано это, скорее всего, не с амбициями властей или данью моде, а с экономической целесообразностью. Строительство, особенно небоскребов, — локомотив развития экономики. Например, в США решение о возведения первой высотки было принято в 1930-е годы — период депрессии в экономики.

 

Высотное строительство — это как лакмусовая бумажка, показывающая экономическое состояние того или иного города и промышленности в нем. Нельзя построить высотные здания, не имея профессионально подготовленных кадров, в том числе инженерно-технических сотрудников, определенного уровня развития экономики, производства строительных материалов. Например, в Свердловской области производится 95 процентов стройматериалов, нет только стекла.

 

Мировая тенденция высотного строительства связана, в первую очередь, с дефицитом и высокой стоимостью земли. Так, для Японии вопрос высотного или невысотного строительства не стоит. У нас, казалось бы, нет дефицита земли, но есть другие проблемы, связанные с инфраструктурными возможностями обслуживания той или иной территории. Построить и эксплуатировать в дальнейшем — как говорят в Одессе, это две большие разницы.

 

В Америке в квартале city только работают, в России — он многофункционален

 

В американских городах квартал city — это деловой центр приложения труда, который используется в течение рабочего дня. Ночью и вечером этот район вымирает. В России иной подход — city многофункционален. В связи с этим возникают проблемы транспортной доступности, сервиса, социальной инфраструктуры.

 

Меня часто спрашивают, нужно ли в таких объектах строить инфраструктуру. Все зависит от того, какие это помещения и как функционально они будут использоваться. Понятно, что если в этом деловом квартале есть жилье, то необходимо комплексно развивать территорию: строить детсады, школы, культурные и медицинские учреждения. Также нередко у МФК появляется большое количество собственников, что приводит к ухудшению управляемости объектом, а, значит, может снизить уровень комфорта в здании.

 

Используйте территорию рационально: дорога от дома до работы не должна занимать 2,5 часа

 

Первый пик высотного строительства приходится на сталинский период. Потом провал. Решили, что необходимости в подобного рода амбициозных проектах нет, хотя они являются символом и украшением города. И Москва начала развиваться вширь. К чему это привело? Столица России разрослась до таких пределов, что решение вопроса коммуникаций стало самым главным. Когда вы живете в 1,5-2,5 часа от места работы, возникает вопрос эффективности использования территории, при условии необходимости сохранять историческую застройку.

 

Решение о плотности населения на единицу площади должно приниматься на региональном уровне и закладывается в градостроительный план. В этом вопросе должен быть консенсус между застройщиком и властью. С точки зрения застройщика я понимаю, что чем выше здание, тем оно более привлекательно с экономической точки зрения: каждый последующий этаж дешевле, чем первые. Чем больше площадей, тем выше прибыль. Власти, в свою очередь, должны соблюдать интересы людей, проживающих на этой территории.

 

Одно время в Москве строились жилые кварталы по 200-300 тысяч кв. метров, не обеспеченные никакими объектами инфраструктуры. Было даже проблематично купить булку хлеба, надо было ехать в супермаркет. Поначалу люди, не столкнувшись с этой проблемой, покупали в тех ЖК квартиры. Сегодня ситуация изменилась: горожане хотят, чтобы все было в шаговой доступности, в том числе места приложения труда. Девелоперы стали понимать, что привлекательность их жилья зависит от уровня комфортности.

 

25-этажные жилые дома — норма для городов-миллионников

 

Вопросы нормирования высотного строительства отсутствуют в градостроительном кодексе. Понятно, что нормативная база никогда не будет поспевать за прогрессом в области строительства таких уникальных объектов, но типовые решения все-таки должны быть. 25-этажные дома уже давно стали нормой для городов-миллионников. Необходимо разработать для них нормативную базу, и в этом году мы имеем финансовую возможность для этого.

 

Минстрой РФ, утвердив план научно-технической работы, дал госзадание подведомственным учреждениям разработать и внести извинения в нормативно-техническую документацию. Раньше своды правил разрабатывались только по инициативе тех или иных заинтересованных лиц и компаний, которые отражали свои узконаправленные интересы, а нам надо, чтобы было востребовано всей отраслью.

 

Никаких балконов и навигаторов: садики и школы в России должны быть типовыми

 

Особенно вопрос типового строительства касается сегмента соцобъектов. Так, габариты помещений, количество квадратных метров на одного ребенка и другие параметры детских садов определяются требованиями СанПиНа. Не нужно изобретать ничего нового.

 

Например, в Москве по индивидуальному проекту собирались построить школу. Большего бреда я не видела. Передвигаться по ней из-за большого обилия холлов и коридоров дети смогли бы только с путеводителем. Предполагалось возведение балконов и террас, что совершенно небезопасно. Кроме того, площадь образовательного учреждения на 500 человек была превышена в несколько раз, что потребовало бы огромного количества средств на эксплуатацию объекта. Высота потолков в спортзале была такой, что мой коллега из правительства заметил: «Я не знал, что мы готовим филиал циркового училища».

 

Именно поэтому такие объекты должны быть типовыми. С точки зрения сроков и затрат на проектирование, строительство и эксплуатацию это более разумно. Экономика ни одной страны не выдержит фантазий наших архитекторов.

 

Затевая строительство, оцените свои возможности, чтобы не получить остов

 

В Барселоне Саграда Фамилия, с одной стороны, — это место для привлечения туристов. Именно за их счет продолжают реализовывать этот уникальный долгострой. С другой стороны, заказчик — банкрот, и с точки зрения технических возможностей завершение строительства объекта вызывает определенные сомнения. Математики, архитекторы, проектировщики не могут понять, каких образом Гауди планировал достроить объект. По всем расчетам, даже при нынешних современных технологиях это невозможно.

 

Поэтому, затевая строительство, необходимо оценить свои возможности и перспективы. Не всегда можно построить центр туристического притяжения, как Саграда Фамилия. Иногда может получиться остов, похожий на здания Хиросимы после взрыва, и ты не будешь знать, что с ним делать.

 

 

Просмотров: 3752

Автор: Елена Сиэрра

© JustMedia




Новости партнеров


Loading...

Комментарии ВКонтакте


Комментарии facebook


Последние события

Читайте также