«Отремонтировали 16 развалин и начали закатывать дороги в асфальт» О работе троллейбуса в послевоенном Свердловске в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»

В 1948 в город стали пребывать новые МТБ-82 производства Тушинского авиазавода №82.

На фото троллейбус серии ЗИУ-5, произведенный в Энгельсе Саратовской области.
На фото троллейбус серии ЗИУ-5, произведенный в Энгельсе Саратовской области.

В послевоенном Свердловске катастрофически не хватала троллейбусов. По первой линии, протяженностью 12 км, в день ходили всего 6 стареньких машин. Для второй удалось подлатать и вывести на маршрут еще 10 рогатых. Проблема дефицита подвижного состава начала решаться только в 1948 году. В город начали поступать новенькие МТБ-82, которые наши журналисты окрестили комфортабельными.

 

О строительстве первого дома для рогатых, главных проблемах развития троллейбусного движения и запуске маршрута, который прогремел на весь СССР, читайте в продолжении спецпроекта JustMedia.ru «Е-транспорт».

 

 

ФОТО: американского фотографа журнала "Лайф" Говарда Сохурека,  1959 году,  ussrlife.blogspot.ru

 

В 1943 году в нашем городе одновременно с прокладкой троллейбусной линии по маршруту ««Свердловск-Нижнеисетск» начали строить депо для рогатых. Наступившая зима ускорила этот процесс. По данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год), стоить капитальное здание было не из чего. Ждать, когда материалы появятся, не было времени, поэтому решили возводить каркасно-засыпное здание на 25 машин с шестью смотровыми канавами. В 1944 его ввели в эксплуатацию и троллейбусы, наконец, перестали быть бездомными.  

 

 

        Ностальгия по Свердловску, выпуск 165, 1723.ru. ФОТО Татьяна Родионовой, 1960 г. 

 

В этом же году, по данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год), трест «Свердловскстрой» запустил завод холодного асфальта. Продукцию предприятия, прежде всего, предлагалось использовать для покрытия улиц Белинского и Карла Либкнехта, где планировали проложить троллейбусные линии по направлению к вокзалу.

 

 

                     Карла Либкнехта-Ленина, 1950-е. ФОТО: обычный-свердловск.рф                      

 

В сжатые сроки асфальтом были покрыты десятки тысяч квадратных метров. Прокладка троллейбусной трассы помогла благоустроить Белинского. Двухстороннее троллейбусное сообщение потребовало переустройства моста через Исеть в месте пересечения с Белинского. Реку заключили в трубу и проложили сверху мост. С улиц убрали большое количество столбов и водоразборную колонку с Белинского-Куйбышева. При прокладке контактных сетей в центре использовали стены зданий, в которых закладывались крючья. По Карла Либкнехта разбили газоны.

 

 

Стрелка городского пруда, 1950-е. ФОТО: обычный-свердловск.рф

 

Осенью 1945 года было смонтировано Ленинское кольцо. Перестроено Фрунзенское причем таким образом, чтобы троллейбусы могли курсировать в сторону Нижнеисетска и проспекта Ленина. 3 ноября этого же года состоялось открытие второго троллейбусного маршрута – «Фрунзе – проспект Ленина».

 

 

                                 Похороны Павла Бажова, 1950 г.  ФОТО: обычный-свердловск.рф

 

«Задолго до его открытия развернулись работы по прокладке контактной сети по Якова Свердлова до железнодорожного вокзала. Сети переходили на Челюскинцев и заканчивались разворотным кольцом на реконструируемой в то время привокзальной площади. Контактная сеть троллейбуса навешивалась одновременно с переделкой трамвайной сети. Устанавливались утяжеленные металлические опоры, которые служили одновременно для монтажа троллейбусных и трамвайных сетей», - говорится в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год).

 

 

                                       Из набора открыток «Свердловск 1965», 1723.ru

 

В конце 1946 года линия ««Фрунзе – проспект Ленина» была продлена до железнодорожного вокзала. Это была труднейшая работа. Были установлены 240 металлических опор, извлечены 1200 кубометров земли и столько же уложено бетона, выполнен монтаж сложнейших узлов: при пересечении Ленина, выходе на Свердлова-Челюскинцев, в середине привокзальной площади. Монтаж удалось сделать без остановки трамвайного движения по Свердлова и Челюскинцев. Пуск нового маршрута состоялся 5 января 1947 года. Тогда это стало событием для всей страны.

 

 

 ФОТО: из госархива Свердловской области, предоставлено сайту 1723.ru Олегом из Нижнего Новгорода 

 

«Свердловск – 1. Закончилось строительство троллейбусной линии, связывающей центр с вокзалом. Протяженность новой линии – 2,5 км. Теперь троллейбусы будут курсировать от вокзала до нового промышленного района Свердловска - Чкаловского, где создается гигант послевоенной пятилетки – Уралмашзавод. Ведутся работы по соединению троллейбусной линии Уралмашзавода с центром города», - написала газета «Правда» от 2 января 1947 года.
 

 

                         ФОТО: Ностальгия по Свердловску. Выпуск 126. Вид 16, сайт 1723.ru

 

Правда, ждать окончания строительства линии до Уралмаша пришлось более 15 лет. Связано это с несколькими причинами. Первая – не хватало троллейбусов, которые можно запустить по линии. В Свердловске на тот момент было всего 25 машин Ярославского завода, выпущенных в середине 1930-х годов. Все они, напомним, были эвакуированы из Куйбышева, а до этого из Москвы. После всех этих мытарств это были практически развалины. 6 из них были подготовлены к запуску 1-й линии, протяженностью около 12 км. На вторую линию длиной в 4 км с трудом удавалось выводить 10 машин.

 

 

                                   Карла-Либкнехта, 1950-й. ФОТО: обычный-свердловск.рф

 

Только в 1948 в Свердловск стали прибывать новые МТБ-82 производства Тушинского авиазавода №82. В «Уральском рабочем» тогда опубликовали фото рогатого и написали кратко:

 

«На улицах Свердловска появились новые комфортабельные троллейбусы. Четыре таких с сегодняшнего дня начинают регулярные рейсы по маршруту «Фрунзе - вокзал».

 

 

ФОТО: 1723.ru

 

В 1948-1949 годы в наш город поступили еще 25 цельнометаллических МТБ-82. Их появление позволило увеличить количество ежедневно курсирующих по двум маршрутам троллейбусов до 22. Начали списывать старые ЯТБ-4. Стоит отметить, что куйбышевские троллейбусы ездили по улицам Свердловская вплоть до 1959 года. Правда, в 1954 из Москвы пришли еще 10 машин ЯТБ-4. Они прошли капитальный ремонт, после которого родными в них остались только рамы.

 

 

 ФОТО: американского фотографа журнала "Лайф" Говарда Сохурека,  1959 году,  ussrlife.blogspot.ru

 

Вторая причина задержки прокладки линии до Уралмаша – реконструкция моста через Исеть по Белинского. Объект требовал капитальной перестройки. Чтобы не останавливать движение рогатых на этом участке на время ремонта моста, в 1952 году была построена и запущена линия с Фрунзе через Чапаева на Декабристов, которая действует и сегодня.

 

 

                                    Входная группа стадиона «Металлург Востока», wiki-org.ru

 

В 1953 году первая линия удлинилась и троллейбусы стали ходить не до Нижнеисетская, а до Уралхиммашзавода.

 

«Троллейбус идет до Уралхиммашзавода. 19 февраля – первый рейс. 20 февраля – регулярное сообщение. Линия удлинилась на 2 км. На ней 17 машин. Интервал 7 минут», - написал «Уральский рабочий» 21 февраля 1953 года.
 

 

 3 сентября 1962 г.  Матч "Уралмаша" и курганского "Строителя" на Центральном стадионе.
ФОТО: 1723.ru

В 1953 году свердловчане получили еще одну троллейбусную линию, которая пролегала по Малышева от Центральной гостиницы до стадиона ««Металлург Востока» (В 1953 году на его месте начали возводить Центральный стадион –прим. ред.). Так начиналась история маршрута №3, который последствии стал одним из самых длинных.

 

 

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за предоставленные материалы Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г. Белинского и лично директору музея ЕТТУ Алексею Медведеву.

 

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения здесь, здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, трамвайного – здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, троллейбусного – здесь и здесь

 

Материалы из музея ТТУ, книг «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет», 2009 год.

 

Просмотров: 32226

Автор: Екатерина Турдакина

Фотограф: Александр Кадников

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...
комментариев
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
Комментарии ВКонтакте
Комментарии Facebook