Сообщить новость
12 декабря 2017 г в 15:50

«Автомобилистам надо помнить, что в аварийной ситуации трамвай тормозит через 5-6 секунд». Один день вагоновожатого. СПЕЦПРОЕКТ

Самые опасные участки на 15 маршруте – Радищева и Каменные палатки.

Юлия Юсипова работает водителем трамвая уже 10 лет
Юлия Юсипова работает водителем трамвая уже 10 лет

Водитель трамвая – далеко не самая престижная и выскооплачиваемая должность. Корреспондент JustMedia.ru решил узнать нюансы работы на общественном транспорте и провел день с водителем из Южного депо. Как «железо» готовят к работе, почему трамвай тормозит медленно и какие улицы на маршруте Вторчермет – ЖБИ самые опасные, узнаете в нашем материале.

 

Как вагон «Федьку» готовят к рейсу

 

Юлия Юсипова работает в Южном депо уже 10 лет и большую часть из них ездит на 15 маршруте. Вагону чешского производства № 531 уже 40 лет. На три года женщина «бросала его» и уходила работать на 4 трамвай –  тогда на этом маршруте водителям платили больше. Потом она вновь вернулась водить 15 трамвай.

 

«За это время я никогда не забывала свой родной вагончик. Тем более, мне больше нравится ездить на трамваях с двумя вагонами. Когда одиночка ломается, выход один – буксир, а тут ты сама себя можешь увезти», – делится она с корреспондентом JustMedia.ru.

 

Смены у водителей трамвая начинаются с самого утра – первый выезд из депо – 05:02. До Южного депо сотрудников довозит служебный автобус.

 

«Иногда приходится вставать и в 03:00. Не высыпаешься, тем более если делал с ребенком уроки допоздна. И тогда так не хочется на работу. Но когда я захожу в депо, меня как подменяют: сразу начинаю бегать, как-то оживляюсь. Вижу свой вагончик, первым делом подхожу и здороваюсь с ним, говорю: «Привет, Федька». И настроение сразу поднимается», – рассказывает Юлия.

 

В кабине у женщины стоит талисман – цыпленок.

 

 

Юсипова больше любит работать в первую смену. Как только перешагнул порог депо, водитель должен пойти отметиться у диспетчера, который выдаст путевой лист. C собой нужны права, книжка водителя с тремя талонами и допуск до работы на электроустановках (до 1000 вольт). Без этих документов заступить на смену невозможно. Уже потом нужно пройти предрейсовый осмотр у врачей – за здоровьем водителя следят сразу два медика.

 

25 минут дается на техосмотр трамвая. Зимой на это уходит больше времени, потому что «железо» сначала нужно прогреть. В кабине водителя и в салоне три системы отопления. На «первом положении» обогревается правая сторона салона, на втором подключают еще обогрев левой стороны, на последнем положении греть начинают и «тепловые пушки».

 

«Перед выездом нужно обойти вагон, снаружи обращаешь внимание на колеса и фальшборты, которые должны быть закреплены. В салоне надо, чтобы не шатались поручни и сиденья. Если я нахожу неисправности – сразу сообщаю ремонтной бригаде», – уточняет специалист.

 

На прошлой неделе по просьбе Юсиповой, в ее трамвае починили розетку на низковольтном жобсе, обеспечивающую связь со вторым вагоном.

 

 

Перед каждой сменой полы в салоне моют кондукторы (снаружи трамвай на мойке в депо чистят раз в неделю), также они выкидывают из вагона весь мусор. Перед началом выезда во внутрь первых двух одиночных сидений засыпают песок. Он «спасает водителей» трамваев зимой, когда сцепление колес с рельсами слабее. После кондукторов салон еще раз должен проверить водитель, чтобы в нем не находилось подозрительных «бесхозных предметов».

 

 

Радищева и Каменные палатки – самые «страшные» участки 

 

Теперь можно начать рейс трамвая по маршруту Вторчермет – ЖБИ, скорость в депо 5 км/час. При выезде из него проверяются все тормоза. У трамвая их три вида – колодочный, электродинамический (используется при подъезде к остановкам, тормозной путь – 9,1 метров) и экстренный. Во время проверки последнего водитель предупреждает кондукторов, чтобы они держались за поручни.

 

«Набираем скорость, нажимаем экстренный тормоз, выcыпаем песок и резко останавливаемся со звонком. Правда этот сигнал (звонок) нельзя подавать до 07:00», – уточняет Юсипова.

 

На выезде из Южного депо водитель должен выйти на улицу в оранжевом жилете со светоотражающими полосками, чтобы специальным ломиком перевести «стрелку». «С каждым годом становится все меньше ручных стрелок, большинство мы уже переводим кнопкой», – говорит водитель, возвращаясь в вагон.

 

В кабине у женщины есть автоинформатор, на котором выбирается остановка для объявления пассажирам. 

 

«У нас сейчас везде навигаторы и это мне нравится больше. Раньше приходилось на конечных станциях бежать и отмечаться у диспетчеров. Сейчас они все сидят в управлении и могут оценить обстановку на дорогах в городе. Если я, например, опаздываю, они говорят: «За вами вагон идет в расписании, пропустите его», – добавляет Юсипова.

 

Для того, чтобы пропустить сзади идущий вагон, надо перевести стрелку, чтобы трамвай поехал по соседнему пути. В городе нужно обязательно держать дистанцию между вагонами. Если остановка одиночная (частота движения транспорта одного маршрута не превышает 30 ед./ч) – расстояние между трамваями – 15 метров, двойная (трамваи разных маршрутов двигаются с частотой движения более 30 ед./ч) – 30 метров. Зимой это расстояние может увеличиваться до 60 метров.

 

 

Соблюдая все правила в ДТП не окажешься, уверена уже опытный водитель. Она попадала в дорожную аварию на третий день после стажировки: 

 

«Я тогда очень испугалась. В легковой машине тоже была женщина. Моей вины не было, я просто в силу неопытности не ожидала, что она начнет уходить влево, не показывая поворотник. Особенность трамвая в том, что нужно 5-6 секунд, чтобы собралась схема на торможение. Люди не понимают этого и часто говорят: «Что она, не могла остановиться?». Нет, не могла!».

 

Уклон на улице Радищева Юсипова называет «страшным». 

 

«Он затяжной, вагон идет тяжело, потому что тут плохое сцепление колеса с рельсом. Чтобы его пройти, нужен песок, и на подъеме, и на спуске», – объясняет женщина.

 

Еще один тяжелый участок дороги – Каменные палатки. «Тут пешеходы ходят, где не надо. Еще был случай на Каменных палатках, когда водитель не осмотрел вагон, у него развалилось колесо и бандаж отлетел на проезжую часть», – вcпоминает историю водитель. До 50 км в час трамвай может разогнаться по Ленина, но Есипова решает «не гнать» и едет 43 км в час.

 

Между водителями трамвая, как и между владельцами авто, есть приветствие – «помигаться левым поворотником». «У троллейбуса так не получится, потому что он введет в заблуждение других водителей», – шутит женщина. На конечной станции 40 лет ВЛКСМ водитель снова должен осмотреть вагон. Если нужно, то у дежурного можно взять телефон и позвонить по рабочим вопросам, если собственный мобильный «сел» – в кабине водителя его зарядить невозможно.

 

 

Обедают водители на этой же станции, на это им дается 15 минут. В небольшой столовой 4 стола и одно окошко для выдачи еды. На двери весит объявление, что в столовой закончились ложки. Сотрудников Южного депо просят поискать их в «бардачках вагонов или на чердачках домов». «Я обычно не ем тут, разогреваю свою еду или уже ем дома после смены», – уточняет водитель.

 

 

Уже на обратном пути Юсипова заметила, что в присутствии журналиста и фотографа пассажиры не такие шумные: 

 

«Сегодня на удивление очень тихо в салоне. Обычно слышно, кто какие котлеты настряпал, какую кашу сварил, кто как ребенка одел».

 

Водитель с 10-летним стажем добавляет, что на каждом маршруте «свой тип пассажиров»: «У меня все пассажиры быстро и садятся, и выходят. А как-то я ездила на 10 трамвае в район Сортировки, так там такие амебные люди».

 

Обучение на водителя трамвая выдерживают не все

 

Курсы по обучению на водителя трамвая длятся недолго – 5 месяцев, но большой объем теоретического материала выдерживают не все. По словам Юсиповой, через две недели люди бросают обучение.

 

«Изначально группы набирают большие – 30 человек, через две недели остается 18 человек, через месяц уже 15. К нам в депо пытались устроиться 10 человек, сейчас на курсах осталось уже 2. Люди забирают документы и понимают, что это не их», – поясняет ситуацию Юлия.

 

Уже устроенный в депо водитель трамвая может повышать квалификацию в Учебном центре. За три года можно «прыгнуть» с третьего до первого класса. В этом случае зарплата увеличится на 5 тысяч рублей (с 21 тысячи рублей до 26 тысяч рублей). 

 

 

Экзамен для подтверждения квалификации сдается два раза в год. По сложности Юсипова приравнивает их к ЕГЭ: «Все также нервничают! Вытягиваешь один билет, в нем 5 вопросов: по неисправности, правилам технической эксплуатации вагона, ПДД и электробезопасности». В конце разговора она добавляет, что работа водителя трамвая «неблагодарная»: «Ни от кого никогда не дождешься спасибо». Но она осознанно сделала свой выбор, получив именно эту профессию, и не жалеет. 

 

Большинство водителей трамвая работают по традиционной схеме – восемь часов в день. Юсипова (работала с 06:45) возвратилась в депо в 14:45. Второй смене она должна передать «исправный вагон» и проверить, чтобы ее напарнику хватило песка до конца дня.

 

 

Просмотров: 23206

Автор: Дарья Александрович

© JustMedia




Новости партнеров


Loading...

Комментарии ВКонтакте


Комментарии facebook


Последние события

Читайте также