«В середине – жара, в конце салона – холод». Как работал современный свердловский троллейбус в 1980-х в спецпроекте «Е-транспорт»

В столице Урала вновь начали строить линии для рогатых, а также задумались о возведении третьего депо.

В Свердловск постоянно поступали новые супер-современные модели троллейбусов. Это позволило к 1981 году списать в городе все устаревшие «пятерки», которые не справлялись с огромным пассажиропотоком. В столице Урала вновь начали строить новые линии для рогатых, а также задумались о возведении третьего депо.

 

О новых маршрутах, недостатках последних моделей троллейбусов, прототипы которых продавались по всему миру, а также о юбилее «рогатых», читайте в продолжении спецпроекта «Е-транспорт».

 

В конце 1970 года в Свердловске проводились семинары по проблемам горэлектротраспорта, но которые регулярно приезжали их коллеги из разных городов России. Они показывали, что наши троллейбусники одни из лучших в СССР, отлично научились обращаться с техникой. Возможно, именно поэтому в Свердловск поставляли троллейбусы последних модификаций. Так, с 1973 года по улицам Свердловска начали курсировать новенькие ЗиУ-9Б, а с 1977 года – ЗиУ-9В.

 

 

ФОТО: ГКУСО «ГАСО» 
 
«Постоянное пополнение парка новыми машинами позволило Орджоникидзевскому депо к 1979 году полностью избавиться от устаревших к тому времени ЗиУ-5, а в 1981 – они ушли и с маршрутов Октябрьского депо. Именно в этот год в город поступили сразу 33 новеньких ЗиУ-9 В», - говорится в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год).

 

 

 Фото А.Фрейдберга. Издательство «Планета». Москва, 1977. Свердловск.

 

Завод имени Урицкого («ТролЗа») в Энгельсе начал выпускать высокопольные троллейбусы ЗиУ-9 в 1972 году. Разработка их началась еще в середине 1960-х годах, когда стало понятно, что ЗиУ-5 уже не справляются с огромными пассажиропотоками. Изначально в «пятерку» пытались врезать среднюю дверь, но это не помогло решить проблему.

 

ЗиУ-9. ФОТО: Заслуженный транспортник ЯПъ. Автобусник с сайта www.yaplakal.com

 

Новые машины имели три двери – широкие заднюю и среднюю и узкую переднюю, -которые открывались автоматически из кабины водителя, могли перевозить до 125-и человек. Их длина составляла 12 метров, в салоне было 30 мест для сидения, а на задней площадке создан большой накопитель. Максимальная скорость – 90 км в час. Кузов нового «рогатого» был прямоугольным. В крыше были 4 потолочных люка, и почти в каждом боковом окне имелись форточки.

 

 

ФОТО: ГКУСО «ГАСО» 

 

Основными недостатками «девятки» были узкая передняя дверь, сильный шум от мотора-генератора и система отопления салона. Так, если в середине салона было тепло, а иногда даже невыносимо жарко из-за того, что металлические части буквально раскалялись, то на задней площадке температура была близка к уличной. Особенно хорошо такие перепады были заметны в холодное время года.

 

 

ЗиУ-9. ФОТО: Заслуженный транспортник ЯПъ. Автобусник с сайта www.yaplakal.com

 

«Было применено множество новых технических решений. В 1975 году с незначительными доработками модель ЗиУ-9 модель была заменена новой – ЗиУ-682В. Последняя стала самым массовым троллейбусом. ЗиУ-682В. Его модификации работают во многих странах мира. В их числе: Аргентина, Греция, Польша, Болгария, Венгрия, Югославия», - сообщает транспортный блог Saroavto

 

 

Фото А.Фрейдберга. Издательство «Планета». Москва, 1977. Свердловск.

 

Количество машин росло и вновь был поднят вопрос возведения третьего депо в городе, тем более что планом развития городского электрического транспорта преимущество отдавалось развитию именно сети троллейбусных маршрутов. Также рассматривался вариант расширения Орджоникидзевского депо. Однако, как и в 1976 году, дальше разговоров дело не зашло.

 

 

Орджоникидзевское троллейбусное депо. ФОТО: Музей ЕТТУ.

 

В 1987 году после 8-летней паузы в городе возобновилось строительство новых троллейбусных линий. Так, по Фронтовых Бригад и Старых Большевиков был проложен новый маршрут №16 «Пединститут» - «Таганская». В том же году запустили маршрут №15, который связал Химмаш с центром города.

 

 

Фото А.Фрейдберга. Издательство «Планета». Москва, 1977. Свердловск.

 

«В 1988 году троллейбус отметил 45-летие. И троллейбусникам было чем гордится. Если 10 лет назад к своему 35-летнему юбилею они отрапортовали, что перевезли 1,3 млн пассажиров, то за следующие 10 лет «рогатыми» воспользовались 1,12 млрд пассажиров. Неизмеримо выросла техническая оснащенность троллейбусного депо, машины стали более удобными для водителей и пассажиров», - говорится в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год).

 

ФОТО: ГКУСО «ГАСО» 

 

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения здесь, здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, трамвайного – здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, троллейбусного – здесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь

 

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за предоставленные материалы Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г. Белинского,   ГКУСО «ГАСО» и лично директору музея ЕТТУ Алексею Медведеву.

 

 

Просмотров: 2715

Автор: Екатерина Турдакина

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...