Областное министерство образования объединяет садики со школами, а техникумы — с военкоматами

Юрий Биктуганов дал эксклюзивное интервью JustMedia.

Областное министерство образования объединяет садики со школами, а техникумы — с военкоматами - Фото 1

 

С министром общего и профессионального образования Свердловской области мы встретились совершенно случайно. В воскресенье, 15 июля, на «ИННОПРОМе-2012» Юрий Биктуганов сопровождал председателя областного правительства Дениса Паслера на встрече с молодежным правительством. И пока премьер общался с юными чиновниками, мы пообщались с настоящим министром.

На стенде Свердловской области молодежное правительство презентовало свои инновационные проекты. В том числе в сфере образования. С этого мы и начали.

—Юрий Иванович, вы только что ознакомились с презентацией, касающейся инноваций в системе образования. Что можете сказать? Реализуемы они?

—Проект, который представила наша молодая министр образования, выверен нами совместно. Они как раз имеют перспективу. В каком плане? То, что наша Надежда (министр образования молодежного правительства — прим. ред.) говорила, ориентировано на реализацию федерального государственного образовательного стандарта, как основной начальной школы, начальной и средней ступеней школ, так и профессионального образования. В проекте у нее как раз было представлено, какая сегодня система выстроена, что необходимо сделать и какие проблемы при этом возникают. В части профессионального образования были показаны партнерские отношения, которые сегодня уже выстроены с крупными предприятиями. С ними заключаются соглашения и договоры на подготовку высококвалифицированных специалистов, причем идет ориентир на то, чтобы эта подготовка специалистов велась на том технологическом оборудовании, которое сегодня готовы нам поставить сами предприятия. Кстати, с этой темой она выиграла конкурс на министра образования молодежного правительства, благодаря тому, что представляет проект технического направления, столь необходимого Свердловской области, как промышленному региону. Это подготовка специалистов технической направленности для крупных предприятий металлургии, машиностроения, которая идет через развитие технического творчества школьников, робототехнику. Эти вот вещи актуальны.

—Как считаете, сколько времени нужно для того, чтобы внедрить прозвучавшие предложения в сфере образования?

—Они сегодня уже реализуются. И наша задача до 2020 года создать все условия для следующего этапа — начала развития старшей ступени. Это и есть требования, определенные федеральным государственным образовательным стандартом. Кроме того, есть требования к результатам выпускника. Они тоже определены в этом проекте. Наша задача — подготовить выпускников к этим условиям, чтобы ученик мог определиться в своей будущей траектории развития в части или естественнонаучного, или социально-экономического, или технологического универсального образования.

—Вы не первый день на выставке. Наверное, посетили много стендов. Что больше всего понравилось?

—Сама выставка — это уникальная возможность всем от мала до велика увидеть достижения свердловчан, ту перспективу, которая будет реализована в промышленности, в агропромышленном секторе, в других отраслях Свердловской области, в образовании, в культуре. На «ИННОПРОМе» сегодня как раз можно увидеть понимание того, насколько Свердловская область многообразна в своем социально-экономическом развитии. Хочется верить в то, что наш промышленный регион имеет мощную, серьезную базу и имеет очень серьезные перспективы.

—А конкретно по стендам можете сказать? Где были, что запомнилось?

—Мне запомнился стенд заявки Екатеринбурга на «ЭКСПО-2020». Я вчера специально нашел время, выслушал, насколько это важно для Свердловской области, насколько это перспективно. И насколько важно для нас одобрение от самих жителей. Не могу не сказать о нашем стенде. Мы действительно представили весь спектр системы образования. От дошкольного, которое предполагает развитие сети дошкольных образовательных учреждений, путь и механизмы этого развития. Общее образование, проект школы Сколково на Урале, которая исповедует совершенно другую парадигму, другую модель образования, ориентированную на личностную, индивидуальную траекторию развития ребенка. Профессиональное образование, в котором мы применяем технологии с учетом опыта и практики белой металлургии Первоуральского Новотрубного завода и металлургического колледжа. И точно так же дополнительное образование — Дворец молодежи, это часть технического творчества учащихся. Только в прошлом году нам удалось дополнительно создать девять станций юннатов.

Дальше школа представила свой проект. Школа №85 Нижнего Тагила, где как раз руками школьников при поддержке взрослых создана линия технологии современного решения вопросов, связанных с применением новых технологий. Ребята вложили инженерную мысль в эти разработки. Ну и завершает цикл нашей выставки уральский государственный педагогический университет. Это педагоги завтрашнего дня, которые придут в школы. Информация меняется раз в три года. Ребенок сегодня совершенно другой, родители другие, общество другое. Педагогу нужно быть лидером в этой системе, оставаться учителем с большой буквы. Так что этому мы уделяем большое внимание.

Очень интересный стенд Уральского федерального университета. Это уже профориентация и инновационная деятельность. Выбор профессии. Потенциал, база нашего сильнейшего вуза на Урале говорит о том, какой уровень инженера должен быть сегодня.

Очень познавательной мне показалась выставка «Водоканала». Мы часто говорим об экологии. Ценность жизни, ценность здоровья, ее ничем не измерить. Важно, чтобы наши дети были знакомы с технологиями, благодаря которым сегодня из сброса легко можно сделать экологически чистую воду, пригодную для употребления. Эта технология у нас сегодня реализуется в Свердловской области. А многие наши учащиеся этих вещей не знают. Можно говорить о многом, все стенды замечательные, все предприятия, представленные станки, оборудование с числовым программным управлением, то, что сегодня на производстве внедряется, конечно, впечатляет. Но сразу возникает вопрос: а кто будет все это обслуживать, если вдруг оно выйдет из строя? Вот какой инженер, какой специалист должен быть сегодня подготовлен системой образования.

—А что касается дискуссионных площадок? Принимали участие?

—Мы были организаторами презентации министерства образования Свердловской области. Как раз обсуждали темы развития профессионального образования, его сегодняшнее состояние, перспективы и развитие. Как раз на опыте проектов, которые были нами представлены — школа Сколково и Первоуральский металлургический техникум. Мы показали, что на этой основе возможно дальнейшее развитие системы образования. Но при этом есть же спорные вопросы. Когда работодатель предъявляет требования к нашим выпускникам, а с другой стороны, этим же требованиям не соответствуют условия для работы, зарплата, состояние цехов, оборудования. Каким образом разрешить это противоречие? Мы выработали систему стимулирования предприятий на то, чтобы были созданы соответствующие условия для наших выпускников. Как пример был представлен Первоуральский новотрубный завод, где даже служба в вооруженных силах проходит в одной части. Родители и выпускники довольны, нет такого представления, что армия — это плохо. Министерство образование поддержало перед военкоматом завод, который вышел с этой инициативой.

Вчера еще принимал участие, как простой посетитель, в дискуссии, представленной министерством физкультуры, спорта и молодежной политики Свердловской области. Это для меня близко. Вопросы подготовки как спортсменов спорта высоких достижений, так и массового спорта, для меня это всегда было важным. Чтобы ребенок на уроках физкультуры не гнался за результатами, а потом падал в обморок, и уроки физкультуры вызывали у него отвращение. А чтобы у ребенка оценивалась динамика, превращение от сегодняшнего состояния к завтрашнему. Оценка этого, стимулирование ребенка, помощь ему в преодолении или профилактике хронических заболеваний — вот это и есть физическое развитие. Я в этих дискуссиях высказал свою позицию.

—Давайте отойдем от тему «ИННОПРОМа». Практически полностью сменилось областное правительство, сменился председатель правительства, губернатор. Вы сохранили пост, но наверняка перед вами поставили новые задачи?

—Сегодня поставлена задача, которая прозвучала на заседании законодательного собрания, когда губернатор выступил с бюджетным посланием. Там четко было определено развитие системы образования. В том числе и создание автономных образовательных учреждений, в которых даются самому коллективу права распоряжаться теми финансовыми средствами, которые идут от бюджета. Наблюдательный совет будет проверять эффективность расходования бюджетных средств. То есть все должно быть открыто и представлено во имя цели, которую реализует само образовательное учреждение. Развитие сети загородных оздоровительных лагерей. В свое время они были закрыты. Возможность эффективного использования ресурсов системы профессионального образования и увеличение качества услуг системы образования в целом. Эти основные задачи должны быть выполнены.

—Есть у вас и у правительства понимание, как решать проблему с детскими садами? Ведь известно, что демография идет волнами. Сейчас подъем, детских садов не хватает, потом будет спад, они будут пустовать. Как решить эту проблему?

—Та сеть, которую мы в рамках программы создаем, конечно, на сегодняшний момент не будет достаточна. Особенно для Екатеринбурга. Вы правы, впереди уменьшение рождаемости. Но так как уже не хватает сегодня, то развитием сети предполагается открытие дополнительных мест дошкольных групп в школах. При этом школа остается учреждением. Потом, когда придет спад, будет хватать детских садов, эти места вернутся школьникам. Эта практика у нас уже есть, мы ее третий год реализуем.

—А разве по СанПиНам такое допустимо?

—Возможно! Предложения Свердловской области, которые были год назад представлены, учтены. В санитарные нормы и правила внесены изменения.

—Можете конкретно сказать, сколько у нас в области и в городе таких комбинированных школ-садиков?

—В 2010 году мы открыли 220 мест, в прошлом году — 380, в этом году 320 планируем. Ежегодно мы плановые показатели выполняем. Причем выполняем адресно, там, где это необходимо.

Еще одно направление — развитие сети негосударственных дошкольных образовательных учреждений. Так же по нашей инициативе внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании» в статью 29. Сегодня государство, муниципалитет имеют право финансировать негосударственные дошкольные образовательные учреждения, имеющие лицензию, так же, как государственные. Эта система позволит нам решать вопросы, связанные с местами в детских садах.

—А со сменой федерального министра образования и науки что изменилось?

—Новый министр исповедует политику преемственности от старого министра. Задачи, которые ставятся министерством, — это эффективное использование средств, выделяемых в рамках государственных целевых программ. Поддержка выполнения соглашения между высшими учебными заведениями и предприятиями…

На этой ноте Денис Паслер закончил общение с молодежным правительством, и Юрию Биктуганову пришлось сопровождать его дальше. Так что еще много вопросов остались без ответов.

Просмотров: 4152

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости