Нулевой просчет. Финальные причины обрушения моста на Восточной

О чем забыли проектировщики моста, кто заплатит и ответит за обрушение и какой подарок сделает город терпеливым горожанам.

Нулевой просчет. Финальные причины обрушения моста на Восточной - Фото 1

Сегодня, спустя более трех месяцев после обрушения моста на пересечении улиц Восточной и Шевченко, специалисты все-таки назвали реальную причину ЧП, понятную лучше, чем мифический «комплекс сложившихся обстоятельств». Все выводы межведомственной комиссии укладываются в одну цифру – «ноль». Который отсутствовал в технических документах.

JustMedia уже подробно писал в сентябрьской статье об обрушении путепровода на и работах по его демонтажу. Главный вопрос – почему он рухнул - тогда остался нераскрытым. В ноябре Аркадий Чернецкий сообщил, что причиной стал «комплекс сложившихся обстоятельств», а накануне развил мысль, сообщив, что путепровод не выдержал собственного веса из-за «ошибки в проектировании».

- Что случилось с вашим мостом? - Он упал

Итогом работы межведомственной комиссии стал вывод о том, что ни качестве цемента, ни арматуры, ни факт работы в сильные холода не являются причиной обрушения. Вся вина – на ригелях, точнее том, как их соединили.

Принцип построения моста можно описать в одном абзаце: в котлован устанавливается опора, которая заливают цементом. На нее устанавливаются два ригеля, на которых и удерживается левая и правая части конструкции. Сверху на ригеля ставятся балки, на которых устанавливаются железобетонные пластины – верхняя часть конструкции, которую остается лишь «закатать» в асфальт.

- Ригеля делали на заводе железо-бетонных конструкций и доставляли сюда. К их качеству мы претензий не имеем. На месте два блока соединяли и сваривали арматуру Так что причина – в недостаточной плотности продольного сечения ригелей и их соединении, - сообщил JustMedia Юрий Карнет, заслуженный строитель Российской Федерации, кандидат технических наук, член комиссии по выяснению причин обрушения моста.

На деле ситуация выглядит еще интереснее: два ригеля соединяли блоки арматуры, всего нужно было соединить 80 таких блоков. При этом на деле сварено было всего восемь. По словам господина Карнета, забытый ноль – не вкравшаяся в расчеты ошибка, а действительный итог расчетов.

- Специалист провел свои расчеты и пришел к выводу, что конструкция будет сама уравновешивать ригеля. Поэтому сварили лишь несколько, для подстраховки, - уверен эксперт.

«За ошибку отвечает весь институт»

Сумма трат на новый объект в разы меньше, чем называлось ранее. По словам господина Чернецкого, озвученная ранее сумма в 200 миллионов рублей – сметная стоимость всего проекта, в которую, помимо самого строительства путепровода, входят прокладка коммуникаций, перенос насосной станции (20 миллионов), стыковка с существующими дорогами и благоустройство территории. В итоге утраченные пролеты по мнению главы города будут стоить менее 50 миллионов рублей.

Большую часть суммы затребуют с института «Уралгипротранс», специалисты которого и допустили досадную ошибку.

- Виновных много будет. Кто вовремя не посмотрел, не переложил бумажку с одного стола на другой. Отвечать будет весь институт, - подчеркнул глава города.

В случае, если деньги городу не вернут, мэрия намерена передать дело в суд. Аналогично может поступить и Свердловское отделение Российских железных дорог для покрытия своих убытков, связанных с прекращением движения поездов, и использованием техники на работах по разбору завалов. Правда, СвЖД пока ничего не потребовало с провинившихся инженеров.

Неспешность в подаче исков во многом объясняется тем, что управление Генпрокуратуры по УрФО еще не назвало виновников, и, комментируя дело о разрушившемся мосте несколько дней назад, обвинило мэра в поспешности выводов: «Решение этого вопроса находится в исключительной компетенции следствия, а не мэрии», - отметили представители управления генпрокуратуры. Кроме того, в рамках уголовного дела будет определена степень ответственности в произошедшем и должностных лиц администрации города. Поэтому с позиции закона любые заявления о том, что виновные «уже найдены», необоснованны, и, по меньшей мере, вызывают недоумение», - отметил пресс-секретарь уральского управления Генпрокуратуры Дмитрий Серебренников.

- Прокуратура в этом вопросе ничего не понимает. Они не могут сказать, кто виноват, а кто нет. А мы можем сообщить, кто совершил техническую ошибку, - разграничил полномочия структур господин Чернецкий, явно недовольный заявлением «силовиков».

Подарок городу. Каким будет новый мост

Всего в результате ошибки мост потерял три пролета и две опоры. Первый пролет не пострадал, на шестом ведутся работы по укреплению конструкции: это дешевле, чем демонтировать пролет целиком. Работы снова будет вести «Мостоотряд-72»: «Они эксперты в этом деле, да и потом, и на старуху бывает проруха», - философски заметил мэр города Аркадий Чернецкий по этому поводу.

Ремонтные работы на объекте уже начались, общий график строительства в настоящее время находится на стадии согласования. По данным межведомственной комиссии, типовой план строительства моста останется прежним, однако изменятся технологически решения. Так, «виноватые» в падении ригеля не будут заказывать на заводе, а сделают на месте: будет установлена опалубка, внутри которой сварят всю арматуру, после чего внутрь зальют раствор.

Путепровод через улицу Восточная будет запущен к лету. По данным пресс-секретаря мэрии Константина Пудова, событие могут приурочить к Дню города. Горожан ожидает и приятный сюрприз: ранее планировалось сдать мост осенью, а троллейбусы от станции метро «Динамо» до Пионерского поселка пустить ближе весне, однако теперь это сделают одновременно.

Несмотря на прояснившуюся картину обрушения моста, в деле остается еще немало «белых пятен». Самые крупные из них – имена виновников, которые будут озвучены Генеральной прокуратурой, и возвращение образовавшихся «долгов» виновными в ЧП структурами.

Алексей ВАХРУШЕВ

фотографии автора

Нулевой просчет. Финальные причины обрушения моста на Восточной - Фото 2

Просмотров: 2627

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

среда, 24 апреля

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером