Екатеринбургский зоопарк: «живой уголок» в центре «каменных джунглей»

Директор зоопарка Илья Балюков — об итогах года, появлении новых животных и поцелуях с жабами.

Екатеринбургский зоопарк: «живой уголок» в центре «каменных джунглей» - Фото 1

В этом году Екатеринбургскому зоопарку исполнилось 80 лет. За это время территория и сам облик зоопарка значительно преобразились, а коллекция животных расширилась. В первой коллекции было всего шестьдесят животных. В настоящее время в зоопарке 380 видов и около полутора тысяч особей.

Об итогах года, появлении новых животных и поцелуях с жабами рассказал JustMedia директор Екатеринбургского зоопарка Илья Балюков.

—Илья, расскажите, пожалуйста, об итогах уходящего года: что удалось сделать в зоопарке за этот год?

—В этом году мы произвели облагораживание территории. Появилась навигация, указатели. Постарались придать ему больше парковости, насколько это, конечно, было возможно. Зоопарк находится в центре «каменных джунглей», поэтому мы стараемся сделать его зеленым уголком, как для посетителей, так и для животных. Выложили центральную аллею тротуарной плиткой. Поставили новые скамейки в виде животных, начиная от улитки и заканчивая слоном. Продолжаем декорировать павильоны. Основные элементы декора: бамбук, камень, зелень и канаты. Хочется, чтобы павильоны не казались какими-то офисными и безликими, чтобы зоопарк перестал походить на кучу кабинетов, в которых находятся животные.

—Собираетесь ли в ближайшее время расширять зоопарк, строить новые вольеры, завозить новых животных?

—Сейчас занимаемся большим-большим проектом. Это пингвины Гумбольдта. Но не все так просто. Это заграница, поэтому необходимо огромное количество документов, как вывозных, так и ввозных. Существует большое количество требований к самому вольеру, где они будут содержаться. Могу сказать, что для них мы реконструируем бывший вольер крокодила Коли. 

—И когда они появятся?

—Сложно сказать, хотели зимой, но здесь очень много нюансов, начиная с того, как их везти с точки зрения ветеринарных и таможенных норм, и заканчивая нашими муниципальными вопросами. Муниципальный контракт пока еще не заключен. Будет проводиться целый аукцион на поставку таких животных. Также есть куратор по пингвинам, и он должен проверить, соблюдены ли все условия для содержания данного вида животных. Работа большая. Очень хочется надеяться, что у нас все получится.

—У нас в зоопарке нет жирафов, появятся ли они когда-нибудь?

—На этой территории, скорее всего, не появится. Жирофятник — это очень дорогостоящий проект. Для него нужно территорию, сопоставимую со слоновником. И по стоимости такое здание очень не дешевое. Даже, если мы найдем у себя какую-то территорию для строительства, то все равно это ничего не решит. Такие решения принимаются на уровне администрации города. Надо привлекать к этому проекту инвесторов. Будут ли жирафы — это один из самых часто задаваемых вопросов. Недавно был в Пражском зоопарке, жирафы шикарно смотрятся, у них целая семья. Хотелось бы, чтобы и у нас такое было, но, к сожалению, пока нет такой возможности.

—Планируется ли появление еще каких-нибудь животных, кроме пингвинов? Помню, что к юбилею зоопарка появились сурикаты и американские мини-лошадки?

—Этой осенью мы подружились с Берлинским зоопарком. И потому сейчас быстрее пойдет работа, связанная с формированием пар. Например, с бескоготными выдрами. Сейчас у нас только самцы.

—Летом у вас открылась площадка контактного зоопарка, будет ли она работать зимой?

—Весь вопрос в животных, они не готовы быть на улице в такие холода. Даже американских мини-лошадок сейчас пришлось убрать из-за морозов. Потому что они где-то до минус 20 градусов могут гулять и находиться на улице. Сейчас стало холодней, и мы их временно перевели в секцию копытных и хоботных к слонихе Даше. Станет немного потеплее, мы расчистим территорию летнего выгула слона и будем их там выпускать, но весной они вернутся на прежнее место. В зимнее время года контактные животные у нас есть на занятиях для малышей. Продолжительность занятий — от сорока минут до часа. Специалист нашего зоопарка рассказывает о животных и показывает их. Детки могут потрогать их, потрепать, поласкать. Животные исключительно доброго нрава. Есть петушок Цезарь. Он сам вызвался участвовать в контактном зоопарке. То есть на одно из таких занятий сам пришел. Также есть хорек, ежик, несколько змей и жаб.

—А разве неправда, что когда в руки берешь жабу, то могут появиться бородавки?

—Неправда. Чтобы таких заблуждений не было, мы и знакомим детей с ними. Мы даже как-то, года три назад, участвовали в проекте «Ночь пожирателей рекламы по-русски». Она была в русском стиле, и все были в валенках, в том числе и ведущий. Были русские народные сказки, и мы предоставили на один из конкурсов лягушку, которую нужно было поцеловать. И точно так же мне пришлось заверить, что не бывает никаких бородавок, бывает только индивидуальная непереносимость.

—Животные не устают от такого большого внимания, на них это как-то отражается?

—Конечно, отражается, поэтому мы ограждаем животным, даем им отдохнуть от чрезмерного внимания. Люди приходят и говорят: «Мы не видим лошадок». Поэтому для всех, кто хочет их увидеть, мы сделали официальное заявление на нашем сайте и установили определенное время. Мы живем в городе-миллионнике и, если каждый захочет придти и погладить, то что станет с животным? Это печально, но это факт.

—В зоопарке висят таблички, на которых написано, что кормить животных запрещено. Действует ли это на посетителей?

—В том-то и дело, что запреты не действуют и люди продолжают кормить. Хочется еще раз сказать, что нельзя это делать. Это губительно для обитателей зоопарка. Это одна из самых главных причин, почему в зоопарках гибнут животные. Самое главное — это правильное питание, рацион. И все, казалось бы, абсолютно безвредное, с точки зрения человека, — сахарная вата, мороженка, хлеб — может оказаться губительным для животных. У нас был случай, когда мы выхаживали белого медведя более двух недель. Летом они сбрасывают вес и кажутся худыми, но это не значит, что их надо подкармливать.

Я считал до определенного момента, что это менталитет нашего народа, но ничего подобного. Смотрел в Праге — люди из других стран и сами чехи кормят. Видимо, это какая-то общая тенденция.

—Иногда бывает, что приходишь в зоопарк и не видишь животного в вольере, и непонятно, есть ли оно там вообще?

—Есть животные, которые ведут ночной образ жизни, и поэтому днем они спят. Но мы сейчас придумываем различные ухищрения — думаю, что с нового года начнем их внедрять. В вольерах тех животных, которые ведут ночной образ жизни и днем находятся в домиках, попробуем вмонтировать небольшие видеокамеры с выводом изображения, чтобы можно было убедиться, действительно животное там находится.

—А возможно ли, например, как-то изменить освещение, обманув животное таким образом?

—Да, такая практика есть у других зоопарков. Они так и называются — павильоны ночного мира, и там даже летучие собаки и летучие мыши летают. Ты идешь, и они могут тебя задеть. Думаю, что в этом есть какой-то определенный шарм и ужас. Постепенно, год за годом, мы открываем свои двери не только с десяти утра и до пяти вечера, но и в более позднее время. В этом году мы вообще все лето работали до восьми вечера. Как раз в этот период времени можно было посмотреть на активность животных, которые ведут ночной образ жизни.

—В зоопарке существует программа опеки. Сколько животных на сегодняшний день участвуют в этой программе?

—Точную цифру я вам сейчас не скажу, но есть тенденция к тому, что отдельные жители Екатеринбурга чаще берут под опеку то или иное животное, а не юридические лица или какие-то крупные компании. Первой получила опеку лисичка Маша. Недавно на день рождения подарили опеку медведя Михаилу Максимову, министру экономики. Программа опеки над животными предоставляет возможность принять непосредственное участие в жизни животных Екатеринбургского зоопарка, оказать реальную помощь животным и зоопарку в целом, тем самым реализовать свою любовь к живой природе.

—Когда выбирают животное для опеки, есть ли какие-то предпочтения?

—Как правило, хотят больших кошек, каких-то крупных зверей, но, посмотрев, сколько стоит опека, многие понимают, что не готовы. Тем не менее, мы где-то идем навстречу, в том или ином варианте, чтобы где-то поменьше взнос был — если человек хочет, почему нет? Пусть он опекает животное не на сто процентов, а на какую-то часть.

—Минимальный и максимальный размер опеки?

—От 500 рублей, например, — иглистая мышь. Самая дорогая, конечно, слон Даша — 150 тысяч рублей. До сих пор без опеки остается живой символ 2011 года заяц-беляк Степашка.

—Чем наш зоопарк отличается от других, есть ли у него какая-то особенность?

—Когда у нас были немцы, то они сказали: «Так близко животные, мы так от этого отвыкли. У нас можно увидеть все: зелень, фонтаны, ландшафт. Но не животных, потому что они далеко и их не видно». Поэтому я считаю, что уникальность нашего зоопарка в том, что животные у нас в доступности. Также у нас есть вольеры со стеклом. Стекло позволяет рассмотреть животное очень близко, например, увидеть, что у белого тигра действительно голубые глаза. Животные привыкают к этому.

—Скоро Новый год. Готовите ли вы какой-нибудь подарок своим питомцам, как, например, в день юбилея зоопарка, когда у всех животных было праздничное меню?

—Мы подумаем. Можно, конечно, внести изменения в рацион некоторых животных, чтобы их порадовать. С другой стороны, мы работаем 365 дней в году, поэтому у животных нет такого праздничного веселья, как у людей. Хотя хотелось бы верить, что они тоже чувствуют приближение Нового года и просто радуются.

ФОТОинтервью с Ильей Балюковым смотрите здесь.

Просмотров: 3723

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

среда, 24 апреля

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером