«Живопись должна быть с рекламным подходом». Александр Сажаев — о реализме, постмодернизме, подделке классиков и частушках

Знаменитый екатеринбургский живописец дал эксклюзивное интервью JustMedia.

С известным екатеринбургским художником Александром (Сашей) Сажаевым мы встретились в галерее на улице Пушкина, где выставлено несколько его картин — натюрмортов и произведений жанровой живописи, в весьма привлекательном ключе отображающих ушедшую советскую эпоху. В связи с этим первый наш вопрос, адресованный к Александру Ивановичу, был именно об этих жанровых картинах: что это — ностальгия?

 

—Конечно, это, прежде всего, ностальгия, потому что советское время — это наша молодость. А в молодости все казалось таким счастливым, замечательным. Такими же являются и воспоминания об этом периоде жизни, которые у тебя остаются. И потом, когда ты обращаешься к этим воспоминаниям, ты можешь воплотить эту теплоту, ощущение счастья, и пытаешься это передать на картинах. Вместе с тем, обращение к теме советской поры мне интересно еще и потому, что я считаю, что сейчас надо неклассическим образом переосмысливать классическую традицию, которая существовала у нас в советские времена. Сейчас главенствующее течение — постмодернизм. У нас многие художники пытаются писать в такой какой-то вычурной манере, размашистыми мазками, и называют это современной живописью. На самом деле, эта живопись была современной лет 100 назад. Почему это считается современным сейчас, я до сих пор понять не могу. Видимо, потому что долгое время нам запрещали писать какие-то авангардные вещи, следовать прозападному искусству, и люди, когда появилась такая возможность, открыли для себя много нового. И стали считать новое для себя новым для искусства. На самом деле это вообще не так. Только время определяет, что является современным, а что нет.

 

Почему я еще обращаюсь к неклассическому прочтению классики? Наша советская школа изобразительного искусства сохранила все традиции академизма. На западе художники уже не могут написать достоверный портрет, не могут изобразить мало-мальски приличный пейзаж, какую-то жанровую работу. У них все ушло в какой-то дизайн. Они уже утеряли эту способность изображать похоже и реалистично предметы и людей. Впрочем, у них эта способность и не была востребована на протяжении  50-70 лет. А у нас это сохранено. И тем более это очень сильно сохранилось на Урале, потому что нашу уральскую школу создавал Иван Кириллович Слюсарев, прямой ученик Репина, лично у него учившийся. И фактически все учителя, у которых в свою очередь учился я, которые преподавали в нашем художественном училище — все они ученики Репина. И мы получаемся тоже. Поэтому-то в Екатеринбурге и на Урале вообще очень сильна эта академическая школа.

 

 

—Судя по Вашим картинам, Вы нередко обращаетесь и к мотивам голландской живописи и, видимо, тоже пытаетесь ее переосмысливать…

 

—Да, это тоже неклассическое прочтение классики. Вот, например, эта картина. Это старый голландский мотив, в 18-19 веке художники часто его использовали. И я тоже взял этот же мотив, но изобразил его по-своему. Не так, как они, а с ощущением наивности. Я подаю это как бы не по-настоящему, а с иронией. Представленные здесь натюрморты у меня тоже выполнены в традициях голландской живописи, но переработаны в современной манере. Так, как я, голландцы бы ни за что не написали: без заднего плана, они сделали бы его более темным. Я же подаю все более эффектно. И это обусловлено требованиями современности. Наше время оно рекламное, и поэтому если изображение за 2-3 секунды не привлекло внимания человека, то он отходит от полотна. А раньше люди часами могли смотреть. Время-то другое было, текло медленнее. Сейчас, напротив, столько информации, столько изображений мелькает, что… Я, например, пишу один лимон и одну капельку на нем, потому что большее количество деталей человека уже не зацепят, а один лимон — еще может. Вообще, сегодня живопись должна быть с рекламным подходом. Это должно быть что-то простое, понятное, чтобы сразу пробивало сознание...

 

 

—Как вы уже отметили, многие художники у нас начинают подражать западному искусству. Насколько это оправданно?

 

—Я считаю, что западная цивилизация прошла совершенно другой исторический путь, и, естественно, у них искусство совершенно другое. То же самое можно сказать об искусстве, допустим, восточном: японском, китайском. Они тоже прошли другой исторический путь. И так же у нас в России. Зачем нам все повторять? Нам нужно приходить к каким-то своим истокам, к своему естеству и искать что-то в самих себе, из себя доставать. Я это и пытаюсь делать… В то же время, не подражая каким-то западным, новым веяниям, нужно быть более честными перед самими собой и более уверенными в том, что то, что мы делаем, это все оправданно и законно. Нужно исходить только из себя! Если реализм считается нашей сильной стороной, то нужно именно ее и развивать.

 

 

—Эти принципы Вы, как человек, обучающий людей в изостудии, и пытаетесь привить своим ученикам?

 

—Ко мне на курсы приходят люди уже взрослые, состоявшиеся, которым, может быть, неинтересна их нынешняя работа. Некоторые, допустим, хотели заниматься в молодости чем-то в сфере искусства, но им родители не дали такой возможности. Совершенно разные люди у меня занимаются — адвокат, зубной техник… Но в них что-то осталось из их молодости, и они, будучи уже взрослыми, начинают к этому возвращаться. И у них довольно неплохо получается. Потому что люди приходят к себе, к своим нереализованным желаниям. Довольно быстро они все осваивают, потому что они заинтересованы в обучении. Мне не приходится им что-то вдалбливать, как нам в свое время…

 

 

—Как у Вас происходит подготовительный этап при написании картины?

 

—Приблизительно так. Я обращаюсь к старой голландской живописи. Но я не делаю копии, хотя там есть очень интересные вещи, с которых можно делать просто копии. Я делаю такой жанр, в общем-то, он довольно редкий — подделка художественных произведений. Берется, допустим, художник Питер Брейгель. Просматривается десять его работ и делается одиннадцатая работа, которую он мог бы сделать, но не сделал. Со всеми старинными атрибутами, с теми людьми, с архитектурой, в той же манере и примерно с такой же по технике живописью. Вот эту картину мог бы написать Брейгель, но он ее не написал. А я подсмотрел что-то в одной его работе, что-то — в другой, что-то по-своему сделал, нарисовал какие-то сценки, характерные для него… И получилась совершенно новая работа. Но это, повторюсь, редкий жанр, который используют только грубые подельщики… Ну и я, потому что я просто очень люблю голландскую живопись, мне она интересна.

 

—Насколько мне известно, еще одним Вашим увлечением является поэзия?

 

—Ну, это нельзя назвать поэзией. Знакомые мне литераторы определили тот жанр, в котором я пробую свои стихотворные силы, как «Застольная уральская частушка», в которой я тоже нередко обращаюсь к теме советского времени.

 

Уральские застольные частушки от художника Саши Сажаева

 

Возле винной лавки

Мне по морде пнули,

Я иду довольный:

Ладно, не проткнули.

 

* * *

 

Поскользнулся и упал,

Посмотрел на небо,

И подумал: Блин душа!

В космосе-то не был?

 

* * *

 

Лежу на скамейке

С глазом подбитым:

Гагарин!

Возьми меня на орбиту!

 

* * *

 

Я наелся редьки с квасом

И пошёл в малинник спать,

Мне не надо ананасов

И на манго наплевать!

 

* * *

 

Девушка красивая, жила в одном окне.

А потом уехала, стало грустно мне.

 

* * *

 

Вот иду я, почему

Я иду так резво,

Я иду купить вина,

Чтобы стать нетрезвым.

 

* * *

 

По улице Ленина

Шёл мужик счастливый,

У него в зелёной сумке

Десять литров пива.

 

* * *

 

Старушошка махонька,

Старушошка сухонька,

Старушошка лёгонька!

Живи, не умирай.

 

 

Галерист Салават Фазлетдинов:

«Сашу Сажаева я знаю уже более 20 лет. Его работы мне всегда нравились. Это художник, который мыслит, думает, а не просто берет и исполняет картину. Он всегда стремится сделать произведение искусства, которое может затронуть другого человека. Я никогда не задумывался над тем, как определить жанр, в котором работает Саша. Но считаю, что его вполне можно определить как юмористический реализм. Даже рисуя беду или трагедию, он подает это так, что это может показаться смешным. При чем делает это он без цинизма и ненужной издевки. А так может далеко не каждый».

 

Просмотров: 3888

Автор: Максим Чалков

Фотограф: Максим Чалков

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...

Инженер Сергей Колмаков:

«А почему бы и не подурачиться в нашу пасмурную погоду?»

четверг, 17 октября

Сегодня

+3
+3
+4
+4
Днем
0
0
Вечером
Загрузка...

Последние события

Вчера в 18:40

В Екатеринбурге покажут балет «Лебединое озеро», в рамках юбилейного тура

Тур посвящен 70-летию художественного руководителя московского государственного театра «Русский Балет».

Вчера в 17:16

Медведеву предложили снизить скорость для водителей в городах до 50 км/час

Об этом заявил глава Вологодской области.

Вчера в 17:11

Екатеринбург услышит саундтрек к комиксам про Бэтмена

В «Телеклубе» 18 октября группа Lumen представит новую программу «Страх».

Вчера в 16:55

Смартфоны Xiaomi Redmi за 99 рублей в месяц в магазинах Билайн

В акции участвуют несколько моделей смартфонов.