Популяризатор космонавтики Андрей Самойлич: «Луна для нас чужой и враждебный мир, а Марс гораздо ближе к земным условиям»

Интервью с администратором пабликов о SpaceX в России о перспективах колонизации Марса, освящении ракет священниками и Илоне Маске.

 

Всего 58 лет прошло с тех пор, когда первый человек – Юрий Гагарин – оказался на околоземной орбите, а человечество уже ходит в открытый космос, как на работу, а вокруг земли летают не только спутники, но и автомобиль Tesla. JustMedia.ru пообщался с популяризатором космической тематики в России, авиа и ракетомоделистом и одним из администраторов пабликов, посвященных Илону Маску и SpaceX, Андреем Самойличем, и он рассказал, когда человечество колонизирует Марс, чем опасна для нас Луна, куда делась космическая гонка государств и почему Роскосмосу не стоит освящать ракеты перед пуском.

 

- Почему вы раскручиваете в соцсетях именно SpaceX, а не Роскосмос, например? Насколько велика разница в развитии отечественного ракетостроения и космической отрасли от запада?

 

- Лично для меня Илон Маск стал своего рода вдохновляющим образом. Понятно, что он сложная личность, что в его взаимоотношениях с людьми не все гладко. Но он пример человека, который смог воплотить мечту детства, создать бизнес, который не только и не столько коммерческий проект, сколько деятельность, способная изменить мир. К тому же, SpaceX сейчас воплощает проекты, которые движутся на самом пике технического прогресса.

 

Есть такой замечательный четырехтомник «Ракеты и люди» Бориса Евсеевича Чертока, соратника Сергея Павловича Королева. В этих книгах описывается весь процесс становления нашей космонавтики. Мне хорошо запомнилась одна из цитат этой книги: «Работы по спутнику связи были поручены 27-летнему Вячеславу Дудникову. Он уже имел двухлетний опыт по компоновкам «Зенитов», считался очень «шустрым», изобретательным и самостоятельным проектантом. Дудников набрал небольшую группу еще более молодых ребят, еще не понимавших, что так делать нельзя, потому что так никто никогда не делал». Мне кажется, эта цитата очень хорошо описывает подходы SpaceX. Ребята просто берутся за идеи, которые кажутся слишком фантастическими для других, и путем неимоверны усилий, а работа в SpaceX это, можно сказать, производственный ад, достигают своей цели. Возвращение ступеней, реактивная посадка, возврат обтекателей, реактивная посадка космического корабля, проект огромной сверхтяжелой ракеты для колонизации Марса и ее инновационная система охлаждения, космический спутниковый интернет. Все эти идеи, они ведь состоят из простых кирпичиков, элементов, которые уже были в мире. Химические элементы, материалы, узлы и элементы, просто никто еще не решался мечтать и делать так смело. К тому же, стоит сказать, что Маск - это Королев нашего времени. Так же, как Сергей Павлович, он широко мечтает, очень много работает, живет идеей, выбивает у правительства ресурсы на реализацию своих проектов.

 

А у Роскосмоса есть свой PR отдел, это их работа.

 

- Возможно ли сотрудничество SpaceX и Роскосмоса?

 

- Думаю, сфера соприкосновения SpaceX и Роскосмоса в настоящее время только одна – доставка астронавтов и космонавтов на орбиту. Есть вероятность того, что в будущем, после того как начнет летать с астронавтами космический корабль Crew Dragon, экипажи станут смешанными. На наших «Союзах» так же, как и до настоящего момента, в дальнейшем будут продолжать летать американские астронавты, а наши космонавты смогут летать на МКС на корабле Dragon. Но здесь скорее не партнерство столько двух компаний, сколько взаимодействие Роскосмоса и NASA, в котором SpaceX будут выполнять роль космического извозчика. Пока я не вижу других, кроме этой, возможностей для сотрудничества.

 

- Простому обывателю сложно понять, чем занимаются космонавты на орбите. Можете привести примеры конкретных задач, которые они решают? Какое образование должен иметь человек, чтобы работать в космосе?

 

- Основные задачи космонавтов – научные исследования в разных областях. Причем исследуют не только внешние объекты и явления, но и себя самого. Так, к примеру, годовой полет Скотта Келли в марте 2015 года был предназначен для исследования воздействия длительного пребывания человека в условиях невесомости. Брат-близнец Скотта Марк, так же астронавт, в это время находился на Земле, а после возвращения Скотта они вместе проходили обследования, результаты которых позволили понять, насколько велика разница в реакции организма на долгий космический полет в сравнении с нахождением в привычных условиях на Земле.

Также проводится широкий круг биологических исследований. Например, 3D печать тканей живыми клетками. Она возможна только в условиях микрогравитации. Многие исследования по материаловедению возможно провести только в космосе. Круг задач, которые выполняются в космосе, очень широкий.

 

 

- Сегодня SpaceX запустила сверхтяжелую ракету Falcon Heavy. Какова цель ее космического путешествия и что еще в ближайшее время планируется отправить в космос?

 

- Сверхтяжелая ракета Falcon Heavy в этот раз выводила скучную полезную нагрузку, если сравнивать с предыдущим запуском этой ракеты, когда в 2018 году на ней в полет отправился автомобиль Tesla. Сейчас в космос отправился спутник связи Arabsat 6A. Эта ракета была выбрана, потому что спутник достаточно тяжелый – 6465 кг. Компании SpaceX этот запуск поможет в сложном процессе сертификации сверхтяжелой ракеты в многоразовой модификации для запусков полезных нагрузок государственной важности.

 

В ближайшее время ожидается запуск космического корабля Crew Dragon с астронавтами. Запуск состоится ориентировочно в конце лета - начале осени. Это будет первый полет астронавтов на коммерческом корабле. Из более отдаленных перспектив SpaceX – полет новой ракеты BFR. Эта ракета, если с ее постройкой не возникнет серьезных проблем, станет действительно революционной. И по массе выводимого груза и по параметрам многоразовости. В середине 20-х годов планируется полет 12 человек на этой ракете вокруг Луны. В дальнейшем эта ракета будет основным транспортным средством на заре освоения Марса, хочется в это верить.

 

Если говорить о других проектах, не о SpaceX, самым ожидаемым является запуск окололунной космической станции Lunar Orbital Platform-Gateway, которая придет на смену МКС и будет шагом вперед и вдаль, так как людям нужно продвигаться в дальний космос, не все же время «топтаться» на низкой околоземной орбите. Эта станция будет летать вокруг Луны и принципы построения миссий и пребывания на станции будут изменены. С МКС в случае нештатной ситуации можно вернуться за минуты, а вот оттуда, из дальнего космоса гораздо сложнее. Это требует большей автономности станции и экипажей. К тому же она станет промежуточным пунктом на пути к построению миссии к Марсу.

 

Из проектов, которые я очень ожидаю, могу выделить JWST (James Wabb Space Telescope). Этот поистине гигантский космический телескоп придет на смену телескопу Хаббл, и сможет открыть для нас огромное количество тайн вселенной, исследовать самые отделенные миры.

 

- Колонизация Марса – это утопия или реальная перспектива? Почему именно Марс, а не Луна?

 

- В настоящее время говорить о колонизации Марса слегка самонадеянно. Мы очень далеки от полноценной колонизации, от создания на Марсе самостоятельного города, который сможет стать запасным, спасительным вариантом для человечества и существовать автономно от Земли. Как я думаю, это дело не этого столетия. Так как мы сейчас делаем только первые неловкие шаги вокруг нашего дома, а колонизация Марса, да даже один только полет туда и обратно, многократно сложнее того, что сейчас делается в космосе. Но это не говорит о том, что не нужно делать шаги в этом направлении. Первый человек на красной планете, по моему мнению, высадится в 2035-2040 году. Далее нужно будет построить там станцию, на которой экипаж исследователей сможет пребывать долгосрочно. А уже потом, после того, как человечество, его технологии и экономика, станут иными, можно будет говорить о полноценной колонизации, создании городов.

 

Что касается выбора Марса. Он удобен по нескольким причинам, в отличие от Луны. Луна для нас весьма чужой и враждебный мир, по сути просто голое небесное тело без атмосферы с чрезвычайно высокими и низкими температурами и силой тяжести на поверхности, которая не позволит организму долгое время там находиться. Мы родились на Земле и для полноценного функционирования нашего организма нужна гравитация. На Луне она в 6 рез меньше земной, на Марсе примерно в два раза меньше Земной. Кроме этого, на Марсе есть атмосфера, ее давление примерно равно земному давлению на высоте 30 км. Так же температура, в экваториальных районах температура на Марсе зачастую бывает вполне земной, порой подымается до 30 градусов. Но даже средняя температура -60 не так страшна, как лунный «ад». На Луне сутки длятся 28 наших дней, марсианский день примерно равен земному. Каким бы чужим ни был в настоящее время для нас Марс, он гораздо ближе по условиям к земным, чем Луна.

 

 

- Идея посадки ступеней ракет к чему приведет? Космос станет более доступным для туристов?

 

- Концепция многоразовости ракетной техники может стать, и уже потихоньку становится, революционной в освоении космоса. Представьте себе самолет Boeing, который пришлось бы выбрасывать после каждого полета. А представьте ракету, которая может летать так же много раз, как авиалайнер. Понимая это, смысл многоразовости становится очевидным. Суть не только в туризме, но и в целом в освоении космоса. Но безусловно, после того как многоразовость ракет-носителей достигнет высоких показателей, мы сможем купить билетик по условно небольшой цене, увидеть Землю оттуда, и стать немного лучше.

 

- Каким крутым задумкам SpaceX никогда не суждено сбыться?

 

- Очень сложный проект – гипетряжелая ракета BFR, она же состоит из космического корабля Starship и ступени Superheavy. Это то, что еще никто никогда не делал и даже не думал делать. Совершенно сумасшедшие в хорошем смысле масштабы. Я не считаю этот проект неосуществимым, но думаю, что на его реализацию потребуется гораздо больше времени, усилий и ресурсов, чем сейчас прогнозируется. Так же сложным проектом является спутниковый глобальный интернет Starlink. Для осуществления этой идеи в космос нужно будет вывести около 6000 спутников, которые будут потихоньку сходить с орбиты, из-за чего постоянно, с периодичностью в неделю-две, нужно будет дополнять эту группировку несколькими спутниками. Чтобы понять, насколько это сложно, нужно знать: сейчас в космосе вокруг Земли летает около 3000 рукотворных объектов (спутники, их части и ступени ракет). Интересный момент заключается в том, что если Маску удастся реализовать этот проект, он получит невероятно мощный источник финансов для освоения Марса. Можно сказать, спутниковый интернет - это ступенька к Марсу.

 

- Почему среди целого ряда компаний, которые исследуют космос, на слуху именно SpaceX?

 

- SpaceX - не простой оператор космических запусков из-за своих амбиций. Они могли бы тихонько запускать ракеты, зарабатывать деньги и спокойно этим жить, как делают многие другие, но тогда они не были бы SpaceX. На самом деле, компания порой дает обещания, которые ярко выделяют ее в информационном поле, а после, по принципу «обещали, надо делать» творит техническую революцию. Смелость технических решений, подходы, характерные стартапам, очень тяжелый непрерывный труд, отсутствие бюрократии вывели компанию на нынешние позиции, и это только начало.

 

- Что ждет SpaceX в ближайшие несколько лет?

 

- Тяжкий труд, огромное поле работы, необъятное. Да, в эти года будут совершены несколько очень интересных полетов, такие как пилотируемый полет на МКС, полеты нового стенда для отработки технологии посадки BFR. Это все интересно, но основное поле деятельности будет располагаться в конструкторском бюро и цехах, заводах компании, чтобы в середине 20-х можно было представить миру поистине революционные наработки и проекты.

 

 

- Не так давно Илон Маск опубликовал несколько русских мемов. Кто и как учил его понимать такой специфический юмор?

 

- Его девушка, певица Граймс, она немного знает русский. Наверное, она.

 

- Илон Маск известен довольно скверным характером. Как вы думаете, тяжело ли работать с таким человеком? Мешает ли это при обсуждении проектов?

 

- Да, он очень непростой человек. Но если ты делаешь такой проект, бизнес как SpaceX или Tesla, иначе сложно. Сложно быть для всех хорошим в личностном плане, когда ты меняешь мир. Сложно учитывать судьбу и личность каждого человека. Известно, что очень непростым в отношении подчиненных был и Сергей Павлович Королев. Я думаю, что многим непросто работать с Илоном, и больше это касается производства, в разработке и исследованиях такие подходы не сработают, здесь нужна команда и тесный плодотворный труд в команде. Поэтому, я думаю, Маск, являясь главным инженером SpaceX, может давать разносы на производстве, но что касается именно процесса технического творчества, инжениринга, здесь должно быть несколько проще.

 

- Недавно Илон записал трек в честь погибшей гориллы Харамбе. По вашему мнению, это троллинг, или Маск действительно так трогательно почтил память?

 

- Маск - необычный человек. При его загруженности, он играет в видеоигры, постит мемы, часто шутит в твиттере. Не так давно он сделал обзор мемов с известным блогером Пьюдипай, и реакция на некоторые мемы была несколько странной. Поэтому сложно сказать, чем был мотивирован Илон при создании этого трека. Он вообще странная личность, но я думаю, что эмпатия ему не чужда, эмпатия как одному существу, такому как Харамба, так и всему нашему миру и его будущему.

 

 

- Мы знаем, что недавно вы были в нашем городе, как он вам?

 

- Замечательно. Я прилетел на один день, и в этот день была замечательная весенняя погода. Мы с организатором мероприятия Аленой Чиркиной погуляли по городу, за что ей огромная благодарность, посмотрели центр. Очень классно. Молодой в плане количества молодежи на улицах, красивый город, обязательно посещу его в будущем с более длительным визитом.

 

- Как считаете, реально ли жителю Екатеринбурга попасть на работу к Маску? Какое образование для этого нужно иметь? Не ищет ли SpaceX таланты в разных городах мира?

 

- Это сложно, но не невозможно. Для этого всего лишь нужен статус постоянного резидента США, Green Card подходит, и быть лучшим из лучших в своей специальности. В SpaceX работает как минимум один русскоязычный человек, программист Алексей Пахунов, его блог несложно найти в интернете. Образование может быть любым, от простых – сварщик фрикционной сварки на космическом производстве до инженеров по направлениям. Сама компания не ищет в других странах таланты целенаправленно, но очень активно занимается этим в США. Команды SpaceX ездят по университетам страны и привлекают самых одаренных студентов вначале на стажировку, а после и на постоянную работу. Поэтому, если молодой житель Екатеринбурга сможет поступить в американский университет, то вероятность попасть в SpaceX немало увеличивается. А в целом, путь осилит идущий, нет невыполнимых целей.

 

- Освящение российских ракет помогает в освоении космоса? Не кажется ли вам этот обряд абсурдным?

 

- Честно говоря, я не понимаю смысла этого действа. Мы только отпугиваем молодых людей такими подходами. Дети, подростки, им ведь хочется, чтобы космонавтика выглядела как в фантастических книгах, фильмах, играх. Не стоит забывать, что дети, которые смотрят восторженным взглядом на новую крутую космическую технику, через какое-то время смогут стать инженерами и создавать поистине выдающиеся проекты. Чему их вдохновят религиозные обряды на космодроме и захотят ли они пойти в отрасль, глядя на это, я не уверен. Я не против религии, сам считаю себя агностиком, но очень хорошо отношусь к по настоящему верующим порядочным людям, и скорее стал бы на их сторону, если пришлось бы защищать их от нападок ярых воинствующих атеистов, но всему свое место. Нет ничего плохого в том, чтобы на космодроме была бы небольшая церковь для тех людей, кому это помогало бы в работе, в подготовке к полету. Но такой пиар и обряды освящения ракет, который мы видим, далеко не делают нашу космонавтику лучше.

 

- В Екатеринбурге собираются строить храм святой Екатерины. На ваш взгляд, это уместно в XXI веке?

 

- Как уже сказал выше, я не противник религии как таковой. Но всему есть свое место и мера. В моем детстве я еще успел застать кружки технического творчества, они были повсюду. Дети могли приходить, мастерить авиамодели, ракеты, запускать их. Радиокружки, фотокружки. Дети учились изучать мир и творить, мы мечтали о том, чтобы стать космонавтами, инженерами. Нашими любимыми журналами были «Моделист-Конструктор» и «Наука и техника». Можно было даже в самых небольших городках пойти в авиаклуб и бесплатно прыгать с парашютом или летать на пропеллерных самолетах. Кружки астрономов любителей изучали вселенную. Это та деятельность, которая меняла нас, страну, общество, мы смотрели дальше того, что находится у нас под носом, мы смотрели на звезды и мечтали о светлом выдающемся будущем, искали там свое место. Сейчас мы начинаем забывать, кто мы такие – исследователи, первооткрыватели. 

 

Религия тоже важна в общественной жизни, но все должно быть в меру. Верующий человек найдет свою церковь, где бы она ни была. Я сам родился в семье, в которой бабушка водила меня в костёл, я католик по крещению, и это было по-настоящему хорошее место. И пусть я не последовал ее стопами, теплое отношение к истинно верующим людям во мне не исчезло. Но, несмотря на это, я не могу поддержать засилье церкви в жизни государства и общества. Если религия и церковь будут делом добровольным, скромным и самостоятельным, а наука, техническое творчество станут приоритетами государства, наши дети и внуки смогут жить в другом, замечательном мире.

 

- Разработки «НПО Автоматика» по своему уровню дотягивают до компонентов ракет SpaceX? Можем мы в сегодняшних реалиях тягаться с частными западными компаниями в космической гонке?

 

- Думаю, их разработки, как разработки многих других наших предприятий, находятся на уровне или выше уровня подрядчиков SpaceX и NASA. Стыковочный узел, к которому стыковался Crew Dragon, был сделан в РКК Энергия, и этот узел – далеко не предел наших возможностей, стоит сказать, что он стоит, как несколько ракет Falcon 9. Если смотреть на техническое совершенство, производственный задел, историю и наработки, мы можем делать не хуже, а зачастую и лучше, чем SpaceX. Но пока не хватает именно организующего фактора. Быть подрядчиком одно, а создать компанию, которая будет оказывать услугу, это немного иное. Авиакомпания S7 не так давно купила так называемый Морской старт, который состоит из двух кораблей –судно поддержки и судно со стартовым стволом для ракет. Это весьма серьезный шаг. Есть немало проблем, и пока неизвестна их судьба, но такие моменты показывают, что шаги делаются.  

 

- Вообще, понятие космическая гонка в современном мире уместно?

 

- Космическая гонка государств уже, наверное, нет. Не то время, нет тех целей, а на Марс, вероятно, полетит международный экипаж. Сейчас в космосе работают коллаборации государств, и это правильно, это правильная ступенька на пути становления человечества мультипланетным видом. Что касается борьбы, то она сейчас развивается на коммерческом поле. Борьба за рынок запусков и других услуг в космосе, таких как дистанционное зондирование Земли, телекоммуникации, космический интернет, еще только разгорается. Посмотрим, что из этого получится.

 

Просмотров: 28375

Автор: Евгений Катыхин, Денис Колпащиков

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...

Общественный деятель Екатерина Губина:

«На Урале пасмурных дней больше, чем солнечных. Поэтому надо активно использовать альтернативные источники энергии»

четверг, 25 апреля

Сегодня

+2
+2
+10
+10
Днем
+3
+3
Вечером
Загрузка...