Сообщить новость
31 мая в 13:06

Битье розгами или каторга за превышение скорости. Первые правила дорожного движения в СПЕЦПРОЕКТе JustMedia «Е-транспорт»

История ПДД в нашей стране началась в XV веке при Иване III.

Битье розгами или каторга за превышение скорости. Первые правила дорожного движения в СПЕЦПРОЕКТе JustMedia «Е-траспорт»
Битье розгами или каторга за превышение скорости. Первые правила дорожного движения в СПЕЦПРОЕКТе JustMedia «Е-траспорт»

С появлением автомобилей и первых автобусов в Екатеринбурге и других городах России были разработаны новые правила дорожного движения. Причем в каждом регионе они имели свои особенности. О том, какие восемь правил должны были соблюдать шофера, первых номерных знаках, а также о модных водителях и кондукторах свердловских автобусов (Екатеринбург был переименован 3 ноября 1924 года) в продолжении спецпроекта JustMedia.ru «Е-транспорт».

 

 

Нечетная сторона проспекта Ленина от Луначарского (Васнецовская) до Мамина-Сибиряка (Водочная)
ФОТО: пользователя под ником Валерий62 на портале 1723.ru

 

История ПДД в нашей стране началась в XV веке при Иване III. Первые ограничения скоростного режима появились еще при императрице Анне Иоановне в 1730-е годы. В те времена, например, гонщиков не только штрафовали, но и били розгами, а порой ссылали на каторгу. Впоследствии были введены преимущества для пешеходов и участников крестного хода.

 

 

                                                                             ФОТО: tynnyri.ru
«Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей взнузданными, со всяким опасением и осторожностью, смирно. За ослушание виновные в первую вину будут биты кошками, за вторую – кнутом, а за третью будут сосланы на каторгу», - говорилось в указе императрицы Анна Иоанновна 1730 года. (Опубликовано в книге: Д.А. Лобанов. История службы ГИБДД: от Петра Великого до наших дней. Нижний Новгород, 2001. С. 7)
 

 

                                                                    ФОТО: mugiso.midural.ru

 

В указе императрицы от 25 июня 1732 года нарушителей ждали еще более суровые наказания:

 

«А ежели кто впредь в противность Ея Императорского Величества указа дерзнет так резво и несмирно ездить, и люди их необыкновенно перед ними скакать и плетьми кого бить и санями и лошадью давить, таким, по состоянию вины, чинено будет жестокое наказание или смертная казнь».

 

        Здание Государственного банка СССР,   ФОТО:  «Ностальгия по Свердловску – 6» с сайта 1723.ru
 

Прообраз номерных знаков появился в XVIII веке. Сначала номера и часть города, при которой работал извозчик, выбивали на кожаных ярлыках и вешали на спину ямщиков. Эти номера служили знаком оплаты пошлины, по нему опознавали нарушителей ПДД. Также извозчики должны были вывозить вещи погорельцев из тех частей города, к которому были приписаны.  

 

 

                                               Первые госномера. ФОТО: nashkamensk.ru

 

В 1840-х номерные знаки извозчиков стали делать из металла и крепить в зависимости от категории (легковой, ломовой, отходчик) на дуге, задней части козел или повозке. Еще один экземпляр хранился у самого кучера. На «жестянке» прописывали порядковый номер и год действия.

 

 

«Впоследствии - в 1900-е годы - металлические номера перекочевали на автомобили. Их, как и сегодня, размещали спереди и сзади транспортного средства. Первое время они выдавались на один год и являлись, как и прежде, подтверждением оплаты налога. Старые номера можно было оставить себе. Некоторые украшали ими помещения. Также автомобиль должен был ежегодно проходить осмотр специальной комиссии. Существовали тогда уже и водительские курсы. Поступить на них мог здоровый гражданин старше 21 года, знающий грамоту и русский язык», - говорит заместитель генерального директора по управлению персоналом и общим вопросам ЕМУП «МОАП» Ирина Никитенко.

 

                         Многие украшали старыми номерами помещения. ФОТО: monetonos.ru

 

Водить без прав и оставлять машину без присмотра было нельзя (напомним, извозчикам также не разрешалось оставлять своих лошадей без присмотра - прим. ред.). Воспрещалось ездить без глушителя или с неисправной выхлопной системой, пугать лошадей и не сбавлять скорость на перекрестках.

 

                                                                   ФОТО: monetonos.ru

 

При проезде железнодорожных переездов шофер должен был подать звуковой сигнал, обгон совершался только по левой части дороги. Категорически запрещалось садиться пьяным за руль, перегораживать проезжую часть или превышать скорость. За нарушения были предусмотрены штрафы в размере до 500 рублей, а за грубые - даже аресты сроком до трех месяцев. Стоит отметить, что в каждом городе был свой перечень Правил дорожного движения.

 

 

В 1911 году в России начали устанавливать первые дорожные знаки. В Свердловске ввиду малого количества транспорта они начали появляться гораздо позднее – примерно в 1926 году.  

 

 

                                          Первоначально в столице Урала было 8 знаков

 

«Первоначально было 8 знаков: «Поворот направо», «Поворот налево», «Железнодорожный переезд», «Виражъ», «Перекрестокъ», «Подъемъ», «Крутой спускъ», «Бугры». Декретом «Об автодвижении», подписанным Владимиров Лениным в 1920 году, утвердили ограничение скорости. Для легковушек она составляла 25 верст в час (1 верста равна1066,8 м), для грузовиков – 15 верст в час. В это же время было утверждено правостороннее движение и запрещен обгон на узких частях дороги», — отмечает Ирина Никитенко.

 

 С  1923 году жезлы регулировщиков стали красными с желтой рукояткой.  ФОТО: um.mos.ru

 

Появляются первые регулировщики уличного движения. Причем первоначально привычная нам сегодня полосатая палочка в руках постового милиционера была просто белой. С 1923 году жезлы стали красными с желтой рукояткой. Их длина составляла около 50 см.

 

 

Если простым водителям необходимо было сдать на права и не нарушать ПДД, то для тех, кто садился за руль автобусов, были еще требования к внешнему виду. Это сегодня люди этой профессии надевают что хотят, а тогда с этим было строго.

 

                          Так выглядела первая форма шофера и кондуктора автобуса в Свердловске

 

«Сегодня водитель автобуса должен иметь категорию D, а раньше такого разделения не было. Тех, кто управлял автобусами, звали просто шоферами. Нормативными актами была предусмотрена форма для водителей и кондукторов. Первый должен был носить кожаные сапоги и куртку, брюки галифе, кепку и краги (кирзовые или кожаные голенища, закрепляющиеся на ноге ремнями или при помощи молнии – прим. ред.). Профессия шофера была очень уважаема и востребована. Кондуктор выглядел примерно также, но очки не надевал. Зато у него была деревянная табличка и билетики трех цветов – синего, красного и зеленого. Каждый цвет соответствовал маршруту. Первые два запустили 2 мая 1925 года, зеленый - только в 1926 году», - рассказывает JustMedia.ru Ирина Никитенко.

 

 

Напомним, маршрут №1 шел от главного вокзала на 2-ю Загородную (Фрунзе). Вторая линия пролегала от ВИЗа до Шарташа. Третья – от главного вокзала до Сибирской заставы (перекресток улиц Восточная - Декабристов): вокзал – Северная (Челюскинцев) – Ломаевская (Февральской революции) – Вознесенский проспект (Ленина) – Залотоустовский проспект (Роза Люксембург) – Александровский проспект (Декабристов) – Сибирская застава.

 

                           Так выглядел автобус марки Ford, передвигавшийся по Свердловску в 1920-е годы

 

В следующих материалах спецпроекта JustMedia.ru «Е-траспорт» читайте о главных трудностях становления автобусного движения в городе, о том, что должно быть в аптечке водителя, а также о появлении в Екатеринбурге первых деревянных трамваев. 

 

ФОТО: предоставлены музеем ЕМУП «МОАП» и музеем «Истории трамвая и троллейбуса в Екатеринбурге». 

 

Предыдущие материалы о становлении общественного транспорта в Екатеринбурге читайте здесь, здесь и здесь.

 

 

Просмотров: 2691

Автор: Екатерина Турдакина

© JustMedia

Фотограф: Владислав Бурнашев




Новости партнеров


Loading...

Комментарии ВКонтакте


Комментарии facebook


Последние события

Читайте также