Эксперты по безопасности Максим и Анастасия Береновы: «Заклеивание камер – признак страха, подогретого идеей сверхзначимости»

По мнению специалистов, это пример того, как реальные опасности теряются в пучине надуманных страхов.

Фото: Ирина Бородина.
Фото: Ирина Бородина.

В социальных сетях накануне прошла оживленная дискуссия на тему заклеивания камер на ноутбуках. В ходе обсуждения выяснилось, что большая часть людей решается на такой шаг, так как боится слежки. По этому поводу мы обратились к экспертам по безопасности Максиму и Анастасии Береновым, которые объяснили природу возникновения этого страха.

 

Мнение специалистов о борьбе с этой боязнью и о том, как защищать себя о своих детей в интернете – в рубрике ОТКРЫТАЯ ПОЗИЦИЯ.

 

Почему люди думают, что за ними следят?

 

Заклеивание камеры – это скорее признак страха, подогретого идеей сверхзначимости, не иначе. Технически подсматривание за вами возможно, но это настолько сложно, что имеет смысл, только если вы публичная личность. Что же такого в этом страхе? Он играет на человеческих слабостях – «ты важен» и «ты в центре истории». Подумайте сами, ради чего нужна эта сложная система взлома, даже если она осуществима. Это как раз пример того, как мы теряем в пучине выдуманных или широко раскуроченных страхов реальные опасности. На самом деле ты можешь быть совершенно неважен и неинтересен внешнему наблюдателю, но, тем не менее, жизнь твоя важна, ценна и интересна.

 

 

Осознав это, уже не цепляешься за страшилки, и есть возможность оценить ситуацию здраво. НО! В любом возникающем страхе надо разбираться, какой за ним мотив, есть ли у него рациональное зерно, что я могу сделать конкретно, чтобы обезопасить себя и что изменится в моей жизни, если я буду руководствоваться этим страхом или наоборот не буду. В ответе на эти вопросы обычно лежат очень интересные открытия.

 

Как защитить ребенка в интернете?

 

Можно, конечно, поставить родительский контроль, более того – этот совет популярен среди тех, кто пытается обезопасить ребенка.

 

Не спешите! Не читайте переписку ребенка! Вспомните свои чувства, когда мама находила ваш дневник с записями или письма? Рассказывали ли вы потом что-то родителям? Чужие письма читать нельзя, и это все еще актуально.

 

 

Если ребенок проявил интерес к информации, которую вы считаете вредоносной, то поговорите с ним. Это означает, что он дорос, и важно донести ему вашу позицию. Важно уметь говорить о смерти, сексе и деньгах, и чем спокойнее вы об этом говорите, тем больше вероятность, что в минуту реальной опасности ребенок вам поверит. А вот смотреть саму страничку из искреннего интереса и даже добавиться в друзья при обоюдном согласии можно и нужно.

 

Сюда же и истории знакомств в интернете, который фактически заменил детям улицу. У них действительно там появляются реальные друзья. Но что делать, если виртуальный друг пригласил ребенка пойти погулять?

 

Первое и самое важное – ни в коем случае не запрещайте ребенку идти на встречу! Лучше вместе с ним решите, как это сделать безопасным способом. И тем более не обесценивайте его общение – вполне возможно, это для него очень важно и, проявляя сомнения в существовании его друзей, вы, прежде всего, делаете больно своему ребенку. Если он действительно хочет развиртуализироваться, этот вопрос решить очень легко – просто пойдите вместе с ним. Так вы не только покажете, что разбираетесь в принципах безопасности, но и проявите интерес к жизни ребенка, а это бесценно.

 

Нельзя приучать ребенка к тому, что его страничка всегда на виду у вас. Это размывает его чувство границ и его волю к отстаиванию интересов. Не почувствовав этой грани личного, он также уязвим перед умеющим выудить секреты незнакомцем. Поэтому формируем умение сказать «нет». Это важный навык безопасности в сети и реальности!

 

Как избежать травли в сети?

 

Как ни странно, интернет как среда для общения более безопасен, чем реальная жизнь.  Избить, изнасиловать, убить по сети можно лишь на страницах фантастических книг. Да и умение общаться – залог жизненного успеха! Да, здесь возможны шантаж и травля. Поэтому обязательно расскажите своему ребенку, как отправлять собеседника в черный список, делать снимок экрана и отправлять жалобу администрации соцсети. В наиболее вопиющих случаях этот скрин может стать основанием для возбуждения уголовного дела. А вот удалять неприятные вам сообщения и смс не стоит. Они могут быть использованы как доказательства травли, клеветы, угроз.

 

 

На что важно обратить внимание?

 

От брани и троллинга можно защитить себя баном или игнорированием. А вот на угрозы, тем более исполнимые, нужно реагировать! Следует также учесть, что часто кибербуллинг имеет корни в реальности – так продолжают общение после школы. Поэтому в профилактике и работе в случае кибербуллинга нужен комплексный подход, если это системная история. Обязательно следите за тем, что рассказывает ребенок о школе и с каким настроением туда ходит!

 

Как различить интернет-зависимость?

 

Есть одно важное правило – у вас должны быть выстроены доверительные отношения с подростком. Говорите с ним о ценности жизни, показывайте это на примере. Поделитесь своими переживаниями из подросткового периода, потому что мысли о жизни и смерти, опасности, риске – необходимый этап развития. Мысли не равны действию, это важно. Очень важно понимать, что ты не один. Ну и, конечно, психическое здоровье детей – зона ответственности семьи, а не интернета или школы. Расскажите своему ребенку о том, как вы сами решали эти вопросы, как справлялись с трудностями, как проживали личные кризисы.

 

 

Не у всех интернет-пользователей есть зависимость, и характеризуется она не столько длительностью нахождения в сети, сколько двумя факторами — болезненной реакцией, когда доступа к вожделенному гаджету нет, и явным сбеганием из реальности в сеть.

 

Очень важно подчеркнуть эти два фактора. Ребенок получает что-то, чего не может получить иначе, и сбегает от чего-то, что невыносимо. Зачем и от чего?

 

Зависимость — это история про то, что подростку в интернете лучше, чем в реальности. Он туда идет получить что-то, чего иначе получить не может. Или он там супергерой и только так может прожить какую-то историю, или он просто не умеет в реальности жить и общаться. Если ребенку одинаково хорошо в онлайне и офлайне, если он понимает, зачем он ходит в сеть — это не является зависимостью. И тут важно оценивать не только количество, но и качество проведенного в сети времени. Что именно он там делает? Может проект готовит или музыку пишет, или у него друзья в Лондоне?

 

А вот если ему в сети лучше, чем в реальности, а тем более, если случилась дезадаптация — это уже дурная история. Но есть одно НО! Иногда ему и в интернете объективно может быть лучше. Не потому, что он в зависимости, а потому, что здесь и сейчас окружение не очень. И тогда вопрос не в плохом интернете, а в плохом окружении.

 

Если ребенок увлеченно играет в компьютерные игры, не спешите ему запрещать это делать. Лучше исследуйте, какой ресурс он получает там. Хватает ли ему этого в реальности? А чем можно помочь?

 

Поэтому важные принципы профилактики зависимостей – это повышение адаптации к реальности, умение выдерживать то, что происходит в жизни и умение реализовать себя.

 

Ну и напоследок несколько универсальных правил безопасного интернета:

 

 

  • Высказывайтесь осторожно! Не стоит высказывать вещи, которые могут вызвать гнев и неприятие, грубить, травить кого-то, категорично рассуждать о том, чего не понимаете, призывать к нарушению закона. Не думайте, что вы застрахованы от неприятностей, если выходите в сеть с фейковых аккаунтов. Анонимность в сети весьма условна.

 

  • Не показывайте в сети личных данных. Личные данные – это номера платежных средств, телефоны, адреса, паспортные данные. Страничка может быть наполнена фото, историями и другими данными, которые описывают вас. Обезличенная страничка – это тоже миф! Во времена необходимости личного бренда глупо учить детей прятаться в сети, уметь проявлять себя в сети можно и нужно. А вот проговорить о важности личных данных важно!

 

  • Следите за реальными признаками эмоциональных нарушений у подростков: постоянные спады настроения, постоянная безликая мимика, замкнутость, утомляемость и т. д.

 

  • Учите детей справляться с тяжелыми чувствами и переживаниями - говорите с ними о том, что вы тоже проживали тоску, гнев, отверженность, вам было плохо и что вы с этим справились и смогли завести семью и детей.

 

  • Говорите о реальных опасностях доверительно. С определенного возраста не помешает знать некоторые статьи уголовного кодекса РФ. В эту ловушку попадают подростки старше 16 лет.  Изучите эту тему подробнее.

 

  • И самое главное правило – не делайте в сети ничего, чтобы вы не стали делать в реальной жизни.

 

Просмотров: 3962

Автор: Редакция JustMedia.ru

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...