Интервью с Паата Амонашвили о суровых уральских родителях, безусловной любви, клиповом мышлении и вечных ценностях

Эксперт проанонсировал свое выступление на ПАПА МАМА ФОРУМе в Екатеринбурге.

Уже скоро, 9 ноября, в Екатеринбург пройдет ПАПА МАМА ФОРУМ, куда приедут звезды психологии, педагогики, известные блогеры, освещающие детско-родительскую тему. Один из топовых спикеров – доктор психологических наук, писатель, президент Международного центра Гуманной педагогики Паата Амонашивили. Для многих книги, статьи, тезисы Пааты и его легендарного отца Шалвы Амонашвили являются классикой педагогики.

 

Накануне форума корреспондент JustMedia.Ru немного узнал о предстоящем выступлении Пааты в Екатеринбурге, а также получил ценные советы и рекомендации для уральских родителей о том, как жить в суровой действительности, делать домашние задания, выбирать школы, справляться с «клиповым мышлением» детей поколения Z и гиперактивностью.

 

 

 

— Здравствуйте Паата Шалвович. На форуме, где вы выступаете в конце этой недели, заявлена тема выступления: «Психология согласия». В разных статьях про вас в основном фигурирует гуманная педагогика и психология сотрудничества. Психология согласия – это синоним?

 

 

—Психология согласия – это понятие, которое мы используем в рамках гуманной педагогики. И это продолжение психологии сотрудничества и гуманно-личностного отношения к детям. Психология согласия подразумевает то, что в любых вопросах, будь то воспитание или обучение детей, мы ищем согласие с ребенком. Коротко это можно выразить в следующей фразе: мы ищем способы создания такой среды, где ребенок сам захотел бы учиться, приобретать навыки, воспитываться. Создаем среду, где ребенок ощущает радость, безусловную любовь, и в этой радости и любви он хочет находиться, работать над собой. Такова суть в двух словах.

 

-Много прочитав про вас и метод, поймала себя на такой мысли, что согласие, сотрудничество, любовь, это очень здорово, но как это может коррелировать с действительностью большинства обычных людей. Вот вы едите на форум на Урал, считается, что у нас тут суровый край и воспитание детей соответствующее. Наверное, 95% людей водят своих детей в государственные школы. Можно ли в этом контексте создать такую среду, о которой вы говорите? Реально ли?

 

—Если вы говорите о государственных школах, то они чаше всего исповедуют авторитарные формы общения с детьми. Здесь никакого согласия ребенка не требуется. Хочет или не хочет, он должен ходить в школу, учиться. Любят там его или не любят, рад он там или не рад, это не принимается во внимание. Подразумевается, что у ребенка есть только обязанности: учиться, вбирать в себя знания. Используются внешние формы наказания и поощрения. В большинстве случаев это отметки. С таким авторитарным подходом мы ничего не можем сделать. Здесь вмешиваться бессмысленно. Если у самих учителей не возникнет желания общаться с детьми на совершенно других основах.

 

Там, где учителя проявляют это стремление, мы уже можем помочь. В любой общественной школе даже один единственный учитель может пользоваться методом гуманной педагогики. Это нигде не запрещено, наоборот допускается и дает очень хорошие результаты. Таких учителей много. И вокруг них создается особая атмосфера: на их уроках дети чувствуют себя счастливыми, они стремятся на них, а уроки других учителей избегают. В итоге дети начинают любить предметы от любимых учителей и не любят предметы авторитарных учителей.

 

Проблему можно решить на уровне частных образовательных учреждений. В Екатеринбурге есть очень хорошие, где учредителя, воспитатели долго учились гуманной педагогике, внедряли гуманно-личностный подход. Один из примеров ТЛК: Андрей Бурдин, его супруга, его соратники и сотрудники. Они полностью внедряют идеи гуманной педагогики как в дополнительном образовании, в садике, так и в небольшой своей школе. Также есть вариант домашнего образования. Какой бы суровый климат не был вокруг, мы всегда можем, если захотим, внутри семьи воспитывать наших собственных детей на гуманно-личностной основе, и тогда состоится лучшее воспитание, в наших детях проявятся лучшие качества.

 

 

 

—Допустим, родители хотят исповедовать принцип гуманной педагогики и любят своих детей, но нет средств и возможностей на частную школу, репетиторов, домашнее обучение, а есть некая школа по месту жительства.

 

—Если у нас нет другого выхода, и мы вынуждены водить ребенка в авторитарную школу, то хотя бы давайте будем осознавать, что каждое утро мы отводим его туда, где ему не хочется быть, туда, где его будут принуждать к учению, знаниям, навыкам. Последние будут сопровождаться негативными переживаниями самого ребенка. Очень часто родители мне задают такие вопросы: «Что делать, если ребенок приходит из школы и говорит, что туда идти он больше не хочет. Домашние задания он делать не хочет. Учителей он там не любит. Как быть?». Это почти что тупиковая ситуация. Если мы не можем поменять учителей, школу для ребенка, тогда он не будет мотивирован на получение знаний, тренировку себя, не будет хотеть делать домашние задания.

 

Конечно, по этому поводу мы можем впасть в абсолютное отчаяние. Я не знаю, как можно помочь в этой ситуации, ибо у ребенка должно быть радостное ощущение от школы. Об этом говорят абсолютно все классики. Ян Коменский – классик педагогики выразил это следующим образом: «Истинная школа – это школа радости, куда дети идут с радостью, находятся там с радостью, учатся с радостью и на фоне радости получают радостные знания». Если этого не происходит, то, конечно же, школа уже не является той, о которой мечтали классики и создает проблемы и родителю, и ребенку. Если некуда деваться, то эта проблема останется. Надо любить дальше ребенка. Брать на себя его отрицательные переживания. Плакать вместе с ним. Я не знаю, что еще делать.

 

—И делать с ним домашние задания? С ним или за него?

 

 

—Можно учиться за ребенка. Все что угодно можно делать. Но смотрите, сама суть домашнего задания, которое не сопровождается мотивацией, чтобы делать его, это не домашнее задание, это - бомбочка замедленного действия, которую учителя подбрасывают в спокойную семейную жизнь. Если ребенок приносит задание и не приносит мотивацию, на это задание, то получается головная боль для родителей. Здесь что поделать? Ну просто жить с этим. Или же забить на домашние задания, махнув рукой, не делая ничего. Или за ребенка учиться, вместе с ним выполнять уроки, брать на себя обязанности учителей. Вообще в начальных классах никакие домашние задания не нужны. А дальше если что-то дается учителем домой, то гуманный учитель будет думать, как мотивировать ребенка. Если не получается мотивировать, то учитель будет два раза думать, а стоит ли вообще задавать.

 

—Реальность другая, первоклассникам вроде бы нельзя давать задания, но учителя отправляют их в родительские чаты.

 

 

- Эта ситуация, которую можно назвать тупиковой. Родители вынуждены за учителей выполнять их обязанности. Если некуда деваться, то нужно принимать это, любить ребенка, успокаивать и вместе с ним переживать.

 

 

 

—Многие говорят, что современные дети другие. Их называют поколением Z, у них обнаружили клиповое мышление, проблемы с решительностью и критичностью. Вы согласны с теорией поколений и тем, как характеризуют современных подростков?

 

 

—Да, я согласен, что дети рождаются не такие, какие рождались раньше. Они приносят с собой другую миссию, другие предназначения. С ними нужно быть очень чуткими, внимательными и делать акцент не на обучении, а на воспитании лучших личностных качеств, которые помогут ребенку в жизни. Что касается клипового мышления, то это не результат того, что другие дети приходят, это последствие того, что мы даем им в руки разные гаджеты и не следим за этим. И они сами выбирают содержание, которое не очень-то помогает развитию. Клиповое мышление - результат бездумного, не осознанного использования техники. И мы сами тому причина. Никакого клипового мышления нет у детей, которые до 3 лет не пользовались гаджетами, а потом пользовались ими вместе со взрослыми. И сначала определяли цель, то есть то, зачем им в руках нужны гаджеты, а потом уже пользовались. Тогда никакого клипового мышления не возникает.

 

—А как вы охарактеризует современных детей, школьников?

 

 

—Это, действительно, дети другого времени. Они направлены на будущее, у них другое предназначение. Они приносят с собой миссии, которые направлены на спасение всего человечества и самих себя. Но это предназначение останется нераскрытым, если мы будем совать им в руки гаджеты и говорит: «Смотри ютуб, играй во что хочешь». Современным новым детям нужны новые родители и новые учителя. Вот вы не назвали еще один термин, которым часто характеризуют детей нового поколения: гиперактивность. И гиперактивность – это лишь наше описание ситуации. Ребенок не гиперактивен, а активен настолько, насколько необходимо его развитию. А приставка гипер – это наша головная боль, мы не можем быть достаточно активными для развития ребенка и поэтому называем сверхактивностью то, что является естественным стремлением ребенка к развитию.

 

—То есть, вы не верите в неврологические диагнозы?

 

—Да, часто этот диагноз ставят неврологи. И я не скажу, что я не верю во что-то, что неврологи ставят. Но в большинстве случаев, гиперактивность это не заболевание ребенка, а неумение учителей работать с быстро развивающимся ребенком. Я знаю много учителей гуманной педагогики, у которых гиперактивные дети становятся лучшими учениками. И они не проявляют такую гиперактивность, которую неврологи могли бы описать как заболевание. Все это превращается во благо самого ученика, гиперактивные силы становятся мощными развивающими стимулами для самого ребенка. Поэтому само понятие гиперактивность, гипер для кого? Для учителей и родителей? Они не справляются, поэтому списывают на детей.

 

 

 

—То есть, большинству таких детей можно не пить таблетки, которые прописывают специалисты?

 

 

—Конечно, может быть такой диагноз и неврологические причины, которые надо лечить, но это не у каждого второго ребенка. Это исключения из правила. В большинстве своем неврологических причин, скорее всего, нет. Гиперактивность - это естественная сила. Дети развиваются через сверхактивность. Мы завершили свое развитие в этом смысле и потому проявляем пассивность, а дети проявляют активность.

 

—То есть, когда приходят первоклассники и не могут высидеть урок, бесятся, шумят, болтают – это нормально? В вашей школе, получается, учитель может с ними попрыгать, поиграть?

 

 

—Совершенно верно. Если это 6-7 летние дети, то они, конечно, не могут высидеть авторитарный урок, на котором учитель приказывает, а не дружит с детьми. Он имеет только одну цель – дать как можно больше программных знаний и умений в отведенное урочное время. На этих уроках не только ребенок, но и я не смогу высидеть. И вам захочется уйти. Поэтому мы будем проявлять гиперактивность в сторону как можно дальше от такого урока. Но если урок пропитан безусловной любовью со стороны учителя, если он принимает во внимания психологические нюансы соответствующего возраста, предлагает ребенку быть свободным даже в несвободных школьных стенах, то тогда на таком уроке все хотят быть. Есть школы, куда дети стремятся.

 

Знаете, школу вообще-то легко можно определить хорошая она или плохая. Хотят ли дети туда идти или не хотят. Если ребенок хочет туда, то это отличная школа. И поверьте, я видел очень много не только частных, но и общественных школ, в которых дети хотят быть. И это хорошо. Значит, здесь ребенок будет находить свое собственное развитие. Значит, учителя там, если надо, играют, ведут откровенные беседы, делают все, чтобы ребенок чувствовал себя радостно, хорошо, а также получал знания, развивался.

 

— Завершая нашу беседу, можете ли вы дать основные рекомендации современным уральским родителям, как ближе продвинуться к психологии согласия?

 

 

— Первая основная вещь – базис гуманной педагогики – нужно безусловно любить каждого ребенка. Безусловная любовь отличается от условной любви, она подразумевает, что мы любим ребенка, что бы не происходило, как бы он себя не вел, в любой обстановке. Это не значит любить плохие поступки ребенка. Любим самого ребенка как искру от Бога. Безусловная любовь - это первое, что я желаю всем-всем-всем уральским родителям и учителям по отношению к каждому ребенку. И не уральским тоже. Дальше второе стремление – это стараться увидеть и почувствовать мир глазами ребенка, чтобы искать формы согласия во всем. Если надо куда-то идти с ребенком – договариваться, если надо чему-то учиться – договариваться, чтобы он сам захотел идти, учиться и делать. И третье - быть абсолютно откровенными с детьми. Ничего не утаивать. Дети очень чувствуют нашу ложь и лицемерие. Быть искренними и делиться тем, что соответствует возрасту ребенка. И эта наша искренность, откровенность по отношению к детям будет вызывать ответную искренность и откровенность с их стороны.

 

 

— Спасибо большое за беседу и увидимся 9 ноября в Екатеринбурге.

 

ФОТО: предсставлены организаторами ПАПА МАМА ФОРУМа.

 

Просмотров: 2475

Автор: Анна Донская

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...

Инженер-химик Анна Коробейникова:

«Погода нас сегодня не радует: пасмурно, тоскливо и холодно»

пятница, 15 ноября

Сегодня

-1
-1
+1
+1
Днем
-1
-1
Вечером
Загрузка...

Последние события

Сегодня в 17:21

Трио Alash из Тувы отпразднует свое 20-летие концертом в Екатеринбурге

Коллектив представит произведения, как бережно хранимые в народной традиции, так и созданные по мотивам традиционных мелодий.

Сегодня в 17:03

Известные уральские актеры прочтут и сыграют рассказы Сергея Довлатова 18+

«Другой Подкаст» — цикл спектаклей, театральных «живых» аудиокниг, посвященных творчеству русских и зарубежных писателей и поэтов.