История появления на улицах Екатеринбурга первых электрических фонарей и Центральной электростанции

Электрификация Урала, как и всего мира, началась во второй половине XIX века.

История появления на улицах Екатеринбурга первых электрических фонарей и Центральной электростанции    - Фото 1
Главная аллея Симановской дачи на берегу Городского пруда Екатеринбурга, начало XX века. ФОТО: Свердловский госархив

«На перекрестках больших улиц теперь качались круглые дуговые фонари, которые давали большое светлое пятно из колеблющихся почему-то концентрических кругов. Это было не столько освещение, сколько маяк, но все же это был заметный шаг вперед против прежних керосиновых фонарей», — писал о первом периоде электрификации Екатеринбурга известный уральский писатель Павел Бажов. В очередном материале JUSTHISTORY мы расскажем о появлении электрических фонарей и строительстве первой в городе электростанции, которая до сих пор работает по назначению в самом центре столицы Урала.

 

Электрификация Урала, как и всего мира, началась во второй половине XIX века. Именно в это время появляются первые частные электростанции в Невьянске, Каменске-Уральском и других городах региона. Стоили их владельцы заводов для того, чтобы улучшить производство. В Екатеринбурге первая электростанция на 2-й Береговой, 7 (ныне Горького, 43) появилась в 1895 году. Однако первые лампочки на улицах города загорелись за 10 лет до этого знаменательного события.

 

История появления на улицах Екатеринбурга первых электрических фонарей и Центральной электростанции    - Фото 2

 

По словам руководителя Музея энергетики Урала компании «Россети Урал» Валентины Жук, еще в 1885 году владелец электротехнической мастерской, агент «Товарищества П. Н. Яблочков и Ко электрического освещения в России» Иван Василевский захотел во время спектакля красиво осветить зрительный зал первого каменного городского театра (ныне Колизей). Для этого он получил от городской думы разрешение на установку в ограде театра локомобиля. Но, к сожалению, мощности оборудования не хватило, поэтому свет все время пропадал, из-за чего зрители не смогли ощутить красочного эффекта, который пытался показать Василевский.

 

 

История появления на улицах Екатеринбурга первых электрических фонарей и Центральной электростанции    - Фото 3
Первый каменный городской театр.  ФОТО: ArtOleg, 1723.ru 
 
«Опыты электрического освещения театра во время двух представлений пока не дали тех блестящих результатов, которых мы ожидали. Причиной этого было то, что одной машины оказалось недостаточно для освещения зрительной залы и световых эффектов на сцене»,  — писала по этому поводу газета «Екатеринбургская неделя».

 

 

История появления на улицах Екатеринбурга первых электрических фонарей и Центральной электростанции    - Фото 4

 

Неудачный опыт не охладил пыл Василевского в желании электрифицировать город. В 1886 году он провел в здании Общественного собрания (ныне Учебный театр) на пересечении Клубной и Вознесенского проспекта первый бал при электроосвещении, а также представил гордуме свой проект первой городской электростанции с использованием водяной турбины мощностью 120 л. с. Разместить ее предлагалось в районе плотины.

 

 

История появления на улицах Екатеринбурга первых электрических фонарей и Центральной электростанции    - Фото 5
ФОТО из архива Свердловской филармонии, 1920-е годы

 

Свой проект Василевский дорабатывал раз пять. К нему он приложил расчеты, согласно которым одна свеча для существующих в городе керосино-калильных фонарей обходилась бюджету в 2 рубля 36 копеек, тогда как на горение одной лампы пришлось бы потратить всего 29 копеек. Освещение общественных зданий обошлось бы в 3 копейки за каждый час горения одной лампы.

 

История появления на улицах Екатеринбурга первых электрических фонарей и Центральной электростанции    - Фото 6

 

Городская дума создала специальную комиссию и долго рассматривала предложение Василевского, но в итоге так и не одобрила его. После этого последний покинул город.

 

К вопросу строительства электростанции в Екатеринбурге вернулись только через 9 лет. Инициаторами выступили купец Андрей Елтышев и инженер-механик, выпускник Московского технического университета Николай Панфилов. Для реализации своей идеи они организовали «Товарищество электрического освещения в Екатеринбурге А. Елтышев, инженер Н. Панфилов и Ко».

 

По данным сайта управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, Андрей Елтышев был сыном кунгурского купца Д.В. Елтышева, исполнявшего в Екатеринбурге обязанности представителя чаеторговой фирмы М.И. Грибушина. Николай Панфилов был сыном екатеринбургского купца Якова Панфилова, крупного торговца пушниной, владельца фабрики по производству ваты.

 

 

История появления на улицах Екатеринбурга первых электрических фонарей и Центральной электростанции    - Фото 7

 

В 1894 году купеческие сыновья обратились в городскую думу с просьбой разрешить установку парового двигателя Вестингауза мощностью в 115 л.с «для приведения в действие динамо-машины» в 80 кВт. В прошении был четко обозначен адрес нахождения объекта — 2-я Береговая улица, 7. Усадьба под этим номером ранее принадлежала купчихе Александре Харитоновой, а затем перешла к некоему Хорошавину. При Харитоновой усадьба состояла из двухэтажного полукаменного флигеля, каменных служб и бани.

 

История появления на улицах Екатеринбурга первых электрических фонарей и Центральной электростанции    - Фото 8

 
«Техническую часть проекта Центральной электростанции с пояснительными записками разработал сам Панфилов. Архитектором проекта стал Александр Чирковский. Для электростанции было выстроено одноэтажное кирпичное здание в стиле модерн, рядом на пьедестале возведена высокая восьмигранная дымовая труба, которая стала одной из главных доминат города в то время. Точная стоимость реализации проекта неизвестна», — говорит Валентина Жук.

 

В 1895 объект сдали, и он дал первый ток. Топливом служили дрова, однако данных о том, сколько их требовалось для работы электростанции, не сохранилось. В этом же году Андрей Елтышев и Николай Панфилов предложили городской думе начать замену керосиновых фонарей электрическими. И дума эту идею одобрила.

 

История появления на улицах Екатеринбурга первых электрических фонарей и Центральной электростанции    - Фото 9
Вид Симановской дачи в Екатеринбурге. Начало XX века. ФОТО: Свердловский госархив

 

В Екатеринбурге появляются линии электропередач. Сначала постоянного затем переменного тока. К концу 1895 года в Екатеринбурге появилось 8 электрических фонарей. В 1896 году в городе установили еще 34 фонаря, в том числе в Симановском парке (ныне территория стадиона «Динамо» на набережной).  В 1887 году фонари появились на территории открывшейся Сибирско-Уральской торгово-промышленной выставки. В 1891 году появилось электрическое освещение на территории Верх-Исетского завода и прилегающей к нему предзаводской площади.

 

 

История появления на улицах Екатеринбурга первых электрических фонарей и Центральной электростанции    - Фото 10
     Вид Покровского проспекта от Уктусской (ныне 8 Марта) до Польского костела, который закрыт в 
    1920-е годы, начало XX века. ФОТО: Свердловский госархив. 

 

«На перекрестках больших улиц теперь качались круглые дуговые фонари, которые давали большое светлое пятно из колеблющихся почему-то концентрических кругов. Это было не столько освещение, сколько маяк, но все же это был заметный шаг вперед против прежних керосиновых фонарей», — писал о первом периоде электрификации города известный уральский писатель Павел Бажов.

 

В 1901 году, по словам Валентины Жук, в Екатеринбурге было уже 430 фонарей. Горожане, у которых были финансовые возможности, проводили электричество к себе в дом. Конечно, в первое время оно часто пропадало, но все равно это был настоящий технический прорыв. К 1917 году 30% населения города имели электроосвещение.

 

 

История появления на улицах Екатеринбурга первых электрических фонарей и Центральной электростанции    - Фото 11
Екатеринбургская электростанция. Начало XX века. ФОТО: Свердловский госархив

 

В конце 1890-х годов Панфилов и Елтышев продали электростанцию Центральному электрическому обществу в Москве. Ее директором в 1900 году стал Стройновский, а с 1903 года до 1916 года — лидер кадетской партии на Урале Лев Кроль.

 

«В 1909 году  Центральная электростанция была реконструирована, теперь здесь имелось 6 паровых машин системы «Бульт», «Карельс» и «Рихард Поле», 3 газовых двигателя, генераторы тока «Пайнер» и «Вестингауз». Общая мощность электростанции к 1914 года. составляла 1175 кВт., она являлась одной из крупнейших в регионе», — отмечает руководителя Музея энергетики Урала.

 

История появления на улицах Екатеринбурга первых электрических фонарей и Центральной электростанции    - Фото 12

 

В годы Октябрьской революции и Гражданской войны оборудование Центральной электростанции было до предела изношено, электроэнергии не хватало.  Двигатели и паровые машины один за другим выходили из строя. Но обычные люди, по словам Валентины Жук, не понимали масштаба катастрофы. Они думали: «Перестанет работать электростанция, значит, просто не будет света в учреждениях». Чем же на самом деле грозит прекращение работы объекта, в пояснительной записке от 1920 года объяснил заведующий электростанцией инженер А. Запарин:

 

«Остановка водоснабжения, небольшой пожар может принять громадные размеры эпидемии вследствие потребления жителями воды из реки Исети; остановка всех типографий;  остановка радиостанции; остановится крупорушка, город останется без крупы; остановка операционного и рентгенографического кабинета городской больницы и родильнаго дома;
Государственный Банк без света,  артсклад без света…».

 

 

История появления на улицах Екатеринбурга первых электрических фонарей и Центральной электростанции    - Фото 13
Екатеринбургская электростанция, 1908 год.  ФОТО: Свердловский госархив

 

И все это означает, что город не просто погрузится в темноту, а будет настоящая катастрофа.

 

«Паровая машина Рихард Поле идет, но требует капитального ремонта. Ее остановка повлечет за собой остановку действия станции, что неминуемо произойдет максимум через 2 недели. Я сильно рискую, заставляя эту машину работать, и при нормальном положении вещей заслуживал бы за это отстранения от должности…»,  — говорилось в записке.

 

История появления на улицах Екатеринбурга первых электрических фонарей и Центральной электростанции    - Фото 14

 

По данным Госархива Свердловской области, в связи с критической ситуацией, по распоряжению коменданта Екатеринбурга Александра Жилинского, жители города могли пользоваться электроосвещением с жесткими ограничениями и только до 00:00. Во всем гражданских и военных учреждениях разрешалось зажигать не более одной лампочки в комнате. В тех объектах, где не было вечерних занятиях, лампочку можно было зажигать только в комнате дежурного. За излишнюю трату электричества ответственные лица учреждений и домохозяйства  могли предстать перед  Военно-Революционным трибуналом.

 

По словам Валентины Жук, в 1922 году Центральную электростанцию переименовали в «Луч». Но сама ситуация не улучшилась, и объект по-прежнему не покрывал нужды города.

 

 

История появления на улицах Екатеринбурга первых электрических фонарей и Центральной электростанции    - Фото 15

 

«Город сидит в темноте. Голодная норма для освещения города – 700 киловатт, станция же лишь может обеспечить половину. И то для центральных кварталов, а остальным остается лунное освещение. Необходима районная электростанция. Этот вопрос назрел!», — говорилось в статье «Беда грозит Екатеринбургу» газеты «Уральский рабочий» от 23 декабря 1922 года.

 

 

История появления на улицах Екатеринбурга первых электрических фонарей и Центральной электростанции    - Фото 16
Бригада электромонтажников «Луч». ФОТО: Музея энергетики Урала

 

В 1929 году, когда был пущен первый трамвай, здесь разместилась тяговая подстанция. В 1934 году во дворе электростанции построили второй двухэтажный корпус, соединенный с главным зданием и включавший в себя основание трубы.

 

В настоящее время здесь до сих пор размещается подстанция №1 и Энергохозяйство Екатеринбургского ТТУ.

 

 

История появления на улицах Екатеринбурга первых электрических фонарей и Центральной электростанции    - Фото 17

 

В нашем следующем материале JUSTHISTORY мы расскажем о строительстве на Большом Конном полуострове «Свердловскую ГЭС» стоимостью более 4 млн рублей.

 

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за помощь в подготовке материала руководителю Музея энергетики Урала компании «Россети Урал» Валентине Жук и заведующей отделом публикации и использования Государственного архива Свердловской области Ольге Никоян.

 

Просмотров: 13532

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости