Сообщить новость
8 июня в 11:59

«Конки не было, сразу электрические». История запуска трамвая в Екатеринбурге растянулась на 33 года. СПЕЦПРОЕКТ «Е-транспорт»

Впервые о необходимости электротранспорта в городе заговорили еще в 1896 году.

«Конки не было, сразу электрические». История запуска трамвая в Екатеринбурге растянулась на 33 года. СПЕЦПРОЕКТ «Е-транспорт»
«Конки не было, сразу электрические». История запуска трамвая в Екатеринбурге растянулась на 33 года. СПЕЦПРОЕКТ «Е-транспорт»

Путь создания трамвайного движения в Екатеринбурге был даже более тернист и длителен, чем автобусного. От идеи до запуска прошло целых 33 года. В сегодняшнем продолжении спецпроекта «Е-транспорт» мы расскажем о северной конке и двухэтажных трамваях, первых разработанных маршрутах в столице Урала, а также скорости движения вагонов.

 

 

         Конка на Лиговской улице в Петербурге, 1906 год. ФОТО взято у humus.livejournal.com

 

История трамваев в России началась в Санкт-Петербурге еще в 1863 году. Правда, тогда они еще не ездили сами по рельсам. Их таскали на себе лошади, поэтому городскую железную дорогу называли конкой. Одно время даже были двухэтажные трамваи. Проезд на первом этаже стоил 5 копеек, наверху – 3 копейки. Скорость передвижения конки составляла 5-8 км в час.

 

 

 Конка на Дворцовом мосту. Фотоателье Буллы. 1905-1906 годы. ФОТО взято humus.livejournal.com

 

Вагоны оснащались тормозами для экстренной остановки, спереди и по бокам были фонари, а также колокола, которые приводились в движение с помощь педального устройства у ног кучера. Актуальную проблему схода вагонов с рельсов из-за мусора и снега решил русский инженер В. Введенский, придумав специальный вагон с вращающимися круглыми метлами. Такие очистители путей применятся и сегодня.

 

                                                             ФОТО: tehnorussia.su

 

В 1843 году русский ученый Борис Якоби создал первый в мире пригодный к работе электродвигатель. Его коллега инженер Федор Пироцкий в 1874-1876 годы изобрел трамвай на электрической тяге (по другим версиям, это открытие приписывается Эрнсту Вернеру фон Сименсу). Один из рельсов являлся прямым проводом, второй – обратным. Вагон подпитывался от рельсов. Первый трамвай с электродвигателем был пущен в северной столице 22 августа 1880-го года. Скорость машины составила 10 км в час. С этого момента электрический транспорт начал вытеснять конку с рынка. Какое-то время трамваи передвигались в Петербурге только зимой по льду Невы.

 

                   Электрический перевоз через Неву. 1906. ФОТО взято у humus.livejournal.com

 

Первый полноценный трамвайный маршрут в северной столице был запущен только в 1907 году. В Москве электрический трамвай пустили в 1899 году. В третьей столице России это произошло значительно позднее – только в 1929 году.  

 

 

                                                           ФОТО:  tehnorussia.su

 

Впервые об устройстве этого вида транспорта в Екатеринбурге заговорили 14 июня 1896 года. Господин Елтышев высказал в думе идею о постройке электрической железной дороги. Предложение поддержали и в течение трех последующих лет составляли договор на устройство трамвая в городе. 18 января 1899 года дума предоставила Елтышеву концессию, и тот сразу стал искать на нее покупателя.

 

Так выглядел двухсосный трамвайный вагон серии «Х» Мытищинского завода, выпускался с 1928 по 1937

 

12 июля того же года утвердили технические условия на строительство трамвая: скорость должна составлять от 10 до 15 верст в час, в конечных пунктах - до 10-и верст. В парке должно быть не менее 10 вагонов. Поезд должен состоять не более чем из трех вагонов. Нельзя совмещать пассажирские и товарные вагоны.

 

 

В темное время суток трамвайная линия должна быть освещена, летом трамваи должны ходить с 7.00 до 23.00 каждые 15 минут, зимой - с 8.00 до 22.00 раз в 20 минут. Расписание движения должно публиковаться в газетах и вывешиваться в вагонах. Также на видных местах в трамвае должны быть инструкции для кондукторов, вагоновожатых и публики.

 

 

Первое время трамваи ходили по железнодорожным рельсам

 

28 октября 1900 года российское министерство внутренних дел разрешило устройство электрического трамвая на условиях Елтышева. После этого история трамвая на 12 лет заглохла.

 

 

 

«В 1912 создана комиссия для изыскания мер к улучшению существующего в Екатеринбурге электрического освещения. Ее участник И. Круковский заявил, что в нашем городе строительство электростанции станет для города убытком в размере не менее 10 тысяч рублей в год. Но другие участники комиссии не согласились, опираясь на опыт других городов. Так, согласно данным газеты «Зауральский край», в 1912 Саратов получил от станции около 500 тысяч рублей чистой прибыли, Пермь - около 50 тысяч, Гельсингфорсе в 1909 году от трамвая получили 465 тысяч», - говорится в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год.

 

Вагон серии «Х» 1930 года выпуска. Был восстановлен и размещен в Южном трамвайном депо в 1979 году

 

В итоге было принято решение строить подстанцию не только для освещения города, но и для запуска трамваев. Тогда же определи несколько маршрутов движения. Так, первая линия должна была пройти от железнодорожного вокзала по Арсеньевскому (проспекту Свердлова), улицам 4-й Мельковской (Азина), Турчаниновской (Испанских Рабочих), Колобовской (Толмачева), Клубной (Первомайская), далее по Вознесенскому проспекту (Карла Либкнехта), Златоустовской улице (Розы Люксембург), Александровскому проспекту (Декабристов), Архиерейской (Чапаева) и до Цыганской слободы (ныне трамвайное депо «Южное»).

 

 

 

Вторая линия шла от Горного института (примерно там, где сегодня главный корпус УрФУ на Мира), по Главному проспекту (Ленина) до Усольцевской улицы (Сакко и Ванцетти).

 

Третий маршрут пролегал по Сибирскому проспекту (Куйбышева) через Исеть до Московской улицы.

 

 Шланг перед колесом - рукав песочницы, чтобы трамвай при экстренном торможении быстрее остановился

 

Четвертая линия должна была пролегать от городских боен (они находились примерно в районе кольца «Южная») по Уктусской улице, далее по Александровскому проспекту до Архиерейской улицы, где соединялась с 1-й линией.

 

Пятый маршрут был предложен городским головой Александром Обуховым. Он должен был идти по Главному проспекту до ограды Верх-Исетского завода.

 

 

ФОТО: Из музея ЕМУП «МОАП»

30 декабря 1916 года все данные и наброски для составления детального проекта были переданы отделению «Сименс Шукерт». Однако до запуска трамвая в столице Урала оставалось еще 10 лет.

 

В следующем материале мы расскажем о стоимости и сложности строительства трамвайных рельсов, вмешательстве милиции в запуск трамваев по мосту на Главном проспекте, а также обучении первых кондукторов и вагоновожатых.  

 

 

При подготовке использовались материалы книги: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год, фото музея «Истории трамвая и троллейбуса в Екатеринбурге». 

 

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за предоставленные материалы Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г. Белинского и музею ЕТТУ.

 

 

Предыдущие материалы о становлении общественного транспорта в Екатеринбурге читайте здесь, здесьздесь и здесь.

 

 

Просмотров: 3905

Автор: редакция JustMedia

© JustMedia




Новости партнеров


Loading...

Комментарии ВКонтакте


Комментарии facebook


Последние события

Читайте также