Сообщить новость
6 июля в 14:01

«Свердловский трамвай был самым быстрым в мире». О привилегиях трамвайщиков на улицах и голубом VIP-экспрессе в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»

Сетка трамвайных линий в столице Урала развивалась активно.

«Свердловский трамвай был самым быстрым в мире». О привилегиях трамвайщиков на улицах и голубом VIP-экспрессе в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»
«Свердловский трамвай был самым быстрым в мире». О привилегиях трамвайщиков на улицах и голубом VIP-экспрессе в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»

Трамвайное движение в Свердловске, в отличие от автобусного, развивалось быстрыми темпами. Уже через два года после его открытия количество вагонов увеличилось в 6 раз. Удивляли уральские трамвайщики и скоростью движения. Так, в 1934 году скорость свердловского трамвая была признана самой высокой в мире.

 

О том, насколько рекордной она была, голубом трамвае-экспрессе и чесноке-убийце - в продолжении спецпроекта JustMedia.ru «Е-транспорт».

 

Сетка трамвайных линий в столице Урала развивалась очень активно

 

Сетка трамвайных линий в столице Урала развивалась очень активно. Так, к существующим с момента открытия (7 ноября 1929 года) 15 июля 1930-го добавилась линия «Площадь 1905 года – ВИЗ». Ровно через год запустили трамвай до площади Обороны, организовали маршруты №2 ««ВИЗ — Вокзал», № 3 «ВИЗ — пл. М. Горького», № 4 «Пл. Горсовета — пл. М. Горького». Получены из Мытищ 9 моторных вагонов серии «Х».

 

 

5 августа 1931 года открылась линия от вокзала до УЗТМ

 

5 августа 1931 года открылась линия от вокзала до Уралмашстроя (УЗТМ). В годовщину запуска трамвая добавили маршруты, следовавшие до Втузгородка. К концу этого года общая протяженность пути составляла 38,8 км. Город получил еще 25 моторных вагонов серии Х и прицепных серии М с двумя постами управления.

 

 

Стоительство площади Первой Пятилетки, 1934 год

 

«Первый кольцевой маршрут открылся в Свердловске 1934 году. Трамвай «А» курсировал по 8 Марта –Ленина –Луначарского - Куйбышева. Этот маршрут называли «Аннушка». По аналогии с песней Леонида Утесова «Аннушка, Аннушка, ты моя старушка, с каждым днем короче твой маршрут». Просуществовал он не долго, но 1989 году было решено возродить его. По маршруту «А» двигались пять вагонов. В 1990 году навстречу ему запустили маршрут «Б»: Ленина, Московская – Челюскинцев –Луначарского», - говорится в книге «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет», 2009 год.

 

                             Первые водители и кондукторы свердловского трамвая, 1929 год

 

Была в 1930-е годы еще одна трамвайная достопримечательность – голубой плацкартный вагон-экспресс. Стоимость билета в таком VIP-транспорте превышала обычную в три раза, и останавливался он лишь на центральных остановках. В вагоне количество пассажиров соответствовало количеству мест, за соблюдением нормы следил кондуктор.

 

 

                                  ФОТО: с сайта fotostarina.ru/sverdlovsk-1930-e-gody

 

29 апреля 1932 года появились правила дорожного движения. Согласно им, у остановок трамвая категорически воспрещался обгон всех видов транспорта. Воспрещался проезд по стрелкам трамвайных путей.

 

На перекрестках рельсовому транспорту давалось преимущество. У остановок трамвая, где вывешивались указатели стоп при входе и выходе пассажиров остановка всех видов транспорта была обязательной.

 

 

                      При спусках и перекрестках вагоновожатый обязан был работать стоя.

 

Отдельные ограничения касались вагоновожатых. Так, им не разрешали разговаривать с кем во время движения или принимать пищу. При проезде спусков и перекрестков он обязан был работать стоя. К управлению трамваев не допускались люди моложе 20 лет.

 

 

                                                             В Музее истории ЕТТУ

 

Перекусить водители и кондукторы трамваев, как и сегодня, могли только на конечных станциях.

 

«Диспетчерская на конечной у ЦПКиО слыла образцовой: всегда чистота, порядок. Не было жалоб на организацию движения. И что интересно, водители редко болели. На других маршрутах простудные заболевания – бич, а тут бюллетень – редкость. О вагоновожатых здесь заботились. И обед им сготовят, и печку накалят, чтобы отогрелись. В то время не было буфетов на конечных. Питание для сотрудников организовали Мария Кырченогова (была кондуктором на первом трамвае, а теперь диспетчер станции) и техничка Наталья Гоголева. Приедет вагоновожатая на станцию, а ее сразу чайком напоят, горячую картошку подадут, хлеб с чесноком поставят. Чеснок и поныне используется в столовых депо», -  в книге «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет», 2009 год.
 
 

 

С 1934 вместо разноликих будок и киосков на конечных станциях были построены типовые станции. Была организована диспетчерская связь через коммутатор и сети городской АТС.

 

В этом же году скорость свердловского трамвая была, по данным газеты «Уральский рабочий», самой высокой в мире — 18 км/ч. Это объяснялось отсутствием помех трамвайному движению со стороны городского транспорта, а также значительным расстоянием между остановками.

 

                                        ФОТО:  fotostarina.ru/sverdlovsk-1930-e-gody?page=2

 

Каждый год в день рождения свердловского трамвая в городе продолжали открывать новые маршруты. 1935 не стал в этой традиции исключением.

 

«Утром 7 ноября открылась новая трамвайная линия протяженностью 4 км, соединяющая ВИЗ и Свердловск с рабочим поселком электростанции имени Рыкова (на Малоконном полуострове). До сих пор этот путь рабочие были проделывать пешком. В 7 часов утра на новую линию были поданы два поезда. Всего за седьмое ноября проехали 2035 человек», - писал 10 ноября 1935 года «Уральский рабочий».
 
                         Всего с 1932 по 1937 годы в Свердловске построили 162 км путей

 

Всего с 1932 по 1937 годы в Свердловске построили 162 км путей. Финансирование в размере 5 млн рублей потребовалось только в 1932-1933, в остальные годы стройка велась за счет собственных накоплений и прибылей городского транспорта.

 

Предполагалось что к 1960 году по улицам города будут курсировать 60 трамваем, город выполнил этот план уже через 2 года после запуска. К 1960-у в городе были 323 вагона.

 

 

ФОТО: fotostarina.ru/sverdlovsk-1930-e-gody?page=3
 
При подготовке использовались материалы книги: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год, «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет», фото музея «Истории трамвая и троллейбуса в Екатеринбурге». Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за предоставленные материалы Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г. Белинского и музею ЕТТУ.

 

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения в Екатеринбурге читайте здесь, здесьздесьздесь и здесь, трамвайного –здесьздесь и здесь.

 

 

Просмотров: 2769

Автор: Екатерина Турдакина

© JustMedia

Фотограф: Владислав Бурнашев




Новости партнеров


Loading...

Комментарии ВКонтакте


Комментарии facebook


Последние события

Читайте также