«Те, кто постарше, так и будут кричать: «Сиськи!». Как в Екатеринбурге обучают волонтеров и их собак для лечения людей с ограниченными возможностями

Общаться с особыми людьми учат в самом центре Екатеринбурга – на Малышева, 6.

«Ну, ты-то куда сорвалась!? У тебя даже собака ничего не поняла! Тебе не нужно бегать вместе с ребенком, ты стоишь на месте», - говорит тренер будущему волонтеру, который вместе со своим четвероногим хочет помогать лечить людей с ограниченными возможностям здоровья. Общаться с особыми людьми учат в самом центре Екатеринбурга – на Малышева, 6. Возможны такие курсы стали благодаря проекту «Всегда рядом! Канистерапия», организованному Ксенией Каминской и ее мамой Татьяной из Березовского.

 

Журналист JustMedia.ru побывал на этих занятиях и узнал, почему нужно представляться детям по имени-отчеству, сколько команд должна знать собака и что делать, если ребенок боится или обижает питомца.

 

Мы заходим в здание, где находится ассоциация «Особые люди». Именно здесь и проходят занятия для будущих волонтеров и их питомцев. На сегодняшнее пришли: Татьяна Сняткова с Крисом, Ксения и Татьяна Каминские с золотистым ретривером Дримом, Карина Низамова со стаффордширским терьером Хлоей, Евгения Помолова с биглем Ханни и гончей Сибай и Татьяна Чистополова с Лордиком.

 

Для одних - это первое занятие, другие уже знают, что делать. Встречи проводят кинолог Сергей Ушаков и руководитель НКО «Краски жизни» Марина Иванова. Но Марины пока нет, и первую часть Сергей ведет один.

 

Не всем собакам удается быстро настроиться на работу. Например, стаффордширский терьер Хлоя просто не может спокойно сидеть на месте, когда приходит Крис.

 

 

Хлоя просто не может спокойно сидеть на месте, когда приходит Крис
 
«Кажется, это любовь всей жизни. На самом деле, она обычно недолюбливает кобелей, впервые вижу у нее такую реакцию», - удивляется хозяйка Хлои Карина Низамова.

 

 

Неважно, сколько собака умеет делать. Она – это инструмент, и ваша задача заинтересовать ребенка

 

Сегодня будущие волонтеры канистерапии отрабатывают начальные упражнения: учатся знакомиться с людьми, у которых есть проблемы с движениями и речью, и находить первый контакт.

 

Для этого Сергей Ушаков предложил выбрать того, кто будет выполнять роль «ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» и «мамы ребенка». Сегодня ими стали Антон Снятков и Татьяна Каминская.

 

 

Сергей Ушаков и Антон Снятков
 
«Приветствие проходит следующим образом. Вы представляетесь сами по имени отчеству, представляете собаку, рассказываете и показываете, что она умеет», - объясняет тренер.

 

Звучит просто. И поскольку будущие волонтеры уже прошли теоретический курс, Сергей Ушаков предложил перейти сразу к практике. Заметно, что между тренером и учениками неформальное общение, поэтому нередко на занятиях звучат шутки и смех.

 

 

Карина Низамова и Хлоя

 

Первыми вызвались тренироваться «в знакомстве» Татьяна Сняткова с Крисом. Женщина сразу предупредила, что питомец знает не так много команд. В арсенале собаки только «сидеть» и «дай лапу».

 

«Неважно, сколько собака умеет делать. Она - это инструмент, и ваша задача заинтересовать ребенка», - уточняет Сергей.

 

 

Карина Низамова и Дрим

 

Тренер объясняет, какого результата нужно добиться волонтеру во время общения с ребенком. По мере того, как Татьяна выполняет приветственное упражнение, Сергей сразу же объясняет, какие ошибки она совершила: как представить собаку, куда подвести, как лучше обратиться к ребенку.

 

 «Для детей это игра! Их нужно обязательно хвалить. Прежде всего, вы работаете с ребенком, а не с собакой», - объясняет Сергей.

 

 

Сергей Ушаков и Антон Снятков

 

Рассказывая о том, как создать для ребенка игру, Сергей предложил научить Криса «включать и выключать». Речь идет о свете, и о том, чтобы научить питомца пользоваться выключателем. Ксения Каминская говорит, что они уже начали это делать.

 

«Вот и увидим сегодня, как вы начали, за одно и здесь посмотрим, как умеют», - улыбается Сергей.

 

 

Дрим, Хлоя и Татьяна Каминская

 

Следующей идет Ксюша Каминская со своим питомцем золотистым ретривером Дримом. Кто-то спрашивает о том, что происходит с «мамой» во время знакомства волонтера и ребенка.

 

«Ее специалист уже увел далеко!», - смеется Татьяна Сняткова.

 

Ксюша спрашивает, нужно ли ей тоже представляться по имени и отчеству. Ведь девушке всего 20 лет.

 

«Смотри, есть такое правило: если ребенку больше 12 лет, то желательно всегда представляться по имени и отчеству. Это показывает вашу статусность. В противном случае ребенок будет привязываться к вам, к собаке и тут начнется: «А ты куда пошла?», «А можно я тебя провожу?», «А можно я с тобой поживу?», - объясняет Сергей.
 

 

Евгения Помолова с гончей Сибай и Антоном Снятковым

 

Раздается всеобщий смех. Сергей тут же прерывается и особенно серьезно говорит о том, что это не шутки. Особенно, если брать детей из детдома. В этот момент видно, что несмотря на общую веселость, мужчина действительно знает, о чем говорит и старается научить этому всех пришедших.

 

После этого все участники тренировки также поочередно идут «знакомиться». В какой-то момент к занятию присоединилась второй тренер - Марина Иванова. Девушка пришла с кучей вкусняшек, чтобы ребята могли перекусить во время перерыва. Она же объяснила нам, куда мы попали.

 

 

Антон Снятков, Дрим, Ксения Каминская и Сергей Ушаков
 
«Здесь идет обучение потенциальных волонтеров канистерапии. Канистерапия – это одна из методик социально-психологической реабилитации, абилитация и адаптации людей с ОВЗ. Если попроще, применительно к диагнозам, то собаки хорошо работают, как реабилитационное средство с ДЦП, с детьми с отставаниями в развитии (речевое, моторное), с такими диагнозами, как аутизм, синдром Дауна», - поясняет она.

 

 

В работе с детьми-аутистами единственное, что мы можем сделать – это встроиться в его действия

 

Во второй половине занятий участники вместе с Мариной Ивановой учатся знакомиться с детьми с аутичными расстройствами. Тренер сразу же объяснила, что это работать с таким диагнозом нужно совершенно по-другому, чем с людьми с задержками речевого и моторного развития. Аутисты часто находятся в себе и могут просто не обратить внимание ни на собаку, ни на волонтера.

 

 

Антон Снятков, Дрим, Ксения Камиснкая
 
«Он может совершать любые действия: кружиться, топать в квадратик, вообще отстраненно сидеть. В работе с такими детьми единственное, что мы можем сделать – это встроиться в его действия», - рассказывает Марина.

 

Здесь в качестве «ребенка» не подойдет кто-то из участников, поэтому Марина сама показывает поведение аутиста. Первыми идут Карина с Хлоей. Девушка вместе со своим терьером медленно подходит к «ребенку». Но вдруг Марина резко и громко кричит, пугая всех присутствующих. Оказывается, Карина не сумела распознать знаки, которые подавала ей педагог. Не нужно было подходить к ребенку, если он начинает принимать закрытые позы, это означает, что вы его пугаете.

 

Попытка номер два. Теперь уже девушка со своей собакой подходит не сразу, а останавливается и начинает показывать трюки. Тогда «ребенок с аутизмом» заинтересовывается и начинает подходить к собаке со спины. Хлоя не выдерживает такой угрозы и гавкает на своего преследователя. Такое, конечно же, недопустимо в работе с детьми.

 

 

Крис

 

Следующими идут Крис с хозяйкой Татьяной. Проверку хвостом собака проходит тоже не совсем успешно. Крис упорно старается забрать вкусняшку у хозяйки, но не поворачивая головы, молча отдергивает хвост.

 

«Нет, он не даст хвост потрогать! Нас племянница уже натренировала», - объясняет хозяйка Криса Татьяна Сняткова.

 

 

Лордик

 

Но Марина упорно продолжает гладить пса за хвост, «чтобы привыкал».

 

Следующий идет к тренеру гончая Сибай с Евгенией Помоловой. Ее задача - заинтересовать ребенка, когда он закрывает уши и мычит. Девушка растеряна и не знает, что делать. Тренер Сергей подсказывает: «встраивайся, повторяй!». Евгения, повторяя действия импровизированного ребенка, тоже начинает закрывать себе уши. Тут Марина не выдерживает и смеется.

 

 

Евгения Помолова с Сибаем
 
«Да, не себе! Собаке! Ребенок вкладывает в это движение какой-то смысл, он выражает эмоции. Вот и придумай, что это может значить», - объясняет Марина.

 

Снова возвращаемся к сценарию. На этот раз Евгения начинает также закрывать уши Сибаю, при этом рассказывая, что собачка надевает шлем, а значит, наверное, скоро полетит в космос. Ей удается поймать внимание «ребенка».

 

 

Евгения Помолова, Ханни и Антон Снятков

 

«Когда вы можете поднимать собаке брыли и показывать клыки – это всегда завораживает»

 

Новая сценка, где в роли волонтера также Екатерина, но уже с другой собакой - биглем Ханни.

 

«А это собака? А это собака? А это собака?», - не выходя из образа, постоянно спрашивает Марина.
 

 

Татьяна Сняткова, Крис, Антон Снятков и Сергей Ушаков

 

Екатерина постоянно отвечает на один и тот же вопрос. Но сложно давать собаке команды, чтобы заинтересовать ребенка, и одновременно говорить. Опять Сергей старается помочь и говорит девушке «встраивайся». В итоге Марина снова выходит из образа.

 

«Он может не вкладывать в эту фразу смысл. Первый раз да, он сказал это осознанно, но где-то после пятого раза аутист уже может вас не слушать. Возможно, ему просто понравилось, как эта фраза звучит», - рассказывает тренер.

 

Возвращаемся обратно в сценку. «Ребенок» снова твердит один и тот же вопрос. На этот раз Евгения встраивается в поведение и начинает рассказывать, что это белая собака с рыжими пятнышками и с большими ушками. Хозяйке и Ханни удалось поймать внимание ребенка. Девушка даже поднимает брыли собаке, чтобы показать ее клыки, и укладывает четвероногого на спину пузиком вверх.

 

 

Евгения Помолова с Ханни и андрей Снятков
 
«Это очень здорово, когда вы можете показать клыки собаки, потому что это завораживает всех детей. Да, возможно, они будут немного пугаться, но все равно смотреть со страшным любопытством. Кстати, дети у кабелей регулярно пальпируют яйца, а у сучек – соски. Те, кто постарше, так и будут кричать: «Сиськи! Сиськи!». Так что будьте готовы и приучайте свою собаку к этому», - объясняет тренер.
 

 

Ребенок-аутист может больно сделать собаке, не осознавая этого, а ты ее не защищаешь

 

Теперь к Марине идет Татьяна Чистополова с маленьким Лордиком. Девушка аккуратно подходит к импровизированному ребенку и дает ему погладить собаку. Тот слишком сильно хватает Лордика за шерсть. Однако, песик абсолютно спокоен. Впрочем, как и его хозяйка.

 

 

Татьяна Чистополова, Лордик и Антон Снятков 
 
«А ты чего стоишь? Ребенок может больно сделать собаке, не осознавая этого, а ты ее не защищаешь», - удивляется Марина.

 

Возвращаясь обратно в сценку, Татьяна уже аккуратно уводит свою собаку и показывает, как нужно аккуратно гладить питомца.

 

 

Золотистый ретривер Дрим

 

Последними идут Татьяна Каминская с Дримом. Их импровизированный ребенок бегает кругами и останавливаться не желает. Но хозяйка не испугалась и, видимо, вспомнив советы, которые давали предыдущим участникам, умчалась по кругу вместе с «ребенком». За этим последовал общий хохот.

 

«Ну, ты то куда сорвалась! У тебя даже собака ничего не поняла! Тебе не нужно бегать вместе с ребенком, волонтер стоит на месте», - смеется Марина.

 

 

Золотистый ретривер Дрим

 

После этого Татьяна и очень общительный Дрим справляются с заданием. На этом занятие заканчивается, но участники не желают расходиться и продолжают общаться друг с другом.

 

«Сергей! Вы обещали показать, как «выключать» собаку», - кричит Татьяна Сняткова.

 

 

Антон Снятков с Крисом

 

Речь идет о том, чтобы научить собаку выключать свет. Крис как раз достаточно большой для этого и все выключатели находятся на уровне его мордочки. Сергей объясняет, что вся суть этого упражнения в том, чтобы закрепить на выключателе вкусняшку (в нашем случае это кусочек сыра) и сделать так, чтобы собака надавила на него с достаточной силой.

 

 

 

Просмотров: 3152

Автор: Дарья Сокол

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...

Студент Игорь Балакин:

«Весной можно насладиться тем, что описывали русские поэты»

четверг, 09 апреля

Сегодня

+1
+1
+3
+3
Днем
-7
-7
Вечером
Загрузка...

Последние события

Сегодня в 15:24

Час Х: депутатам назначили дату сдачи теста на коронавирус

Также анализы будут сдавать и сотрудники аппарата думы Екатеринбурга.

Сегодня в 14:31

Шилиманов проведет в следственном изоляторе еще три месяца

Районный суд продлил меру пресечения до 17 июля включительно.

Сегодня в 14:10

В Екатеринбурге лаборатория больницы «РЖД-Медицина» начала делать тесты на коронавирус

Она обрабатывает анализы людей, не имеющих признаков заболевания и контактов с заболевшими COVID-19.

Сегодня в 13:57

В екатеринбургских детсадах открылись 60 дежурных групп

Их посещают 565 воспитанников.

Сегодня в 13:53

Екатеринбургский метрополитен перевели на 4-дневную рабочую неделю

Ситуация находится под контролем профсоюза.