Учитель года Ксения Рыбина: «Мы не обсуждаем деятельность и личность Путина, мы говорим об общих тенденциях»

Личность Алексея Навального также не обсуждается в школе.

Преподаватель истории и обществознания школы №102 Ксения Рыбина, получившая звание «Учитель года-2018», пообщалась с корреспондентом JustMedia.ru. Педагог рассказала о том, как преподносится на уроках личность Владимира Путина, говорят ли детям об Алексее Навальном, а также о пропаганде, перлах учеников и внедрении мобильных технологий в школах. Подробности в нашем интервью.

 

– Ксения, в прошлом году вы получили звание «Учитель года». Расскажите, чем Ваш подход отличается от подхода к обучению других учителей? Благодаря чему удалось победить?

 

 – На конкурсе нужно было представить свою главную методическую тему. Моя тема – «Создание информационной образовательной среды для повышения познавательных способностей школьников». В том числе, с использованием современных разработок. К примеру, это мобильное обучение. Причем, мобильное обучение, как для учащихся (использование интерактивных викторин и опросов с помощью мобильного телефона, – прим.ред), так и для педагога – это приложения, которые позволяют быстро проверить знания. Я была нацелена на победу, упорно готовилась к участию в этом конкурсе. За победой стоят часы тяжелой работы, моей и моих коллег.

 

– Внедрение мобильных технологий в школах сейчас достаточно спорный вопрос. Расскажите, насколько широко сейчас эти технологии внедрены в обучение?

 

– Вы правы, вопрос внедрения информационных технологий в школах часто вызывает дискуссии. Тут есть как сторонники, так и противники этого подхода. Но тренд на переход к мобильному, дистанционному онлайн-образованию есть. Но, конечно, сначала нужно оценить все плюсы и минусы, а потом уже вводить это в программу аккуратно и ограниченно. Когда я говорю про мобильное обучение, это не означает, что мы весь урок используем гаджеты, этого нет! Это просто вносит некое разнообразие в те традиционные приемы, которые мы используем на уроке и занимает 5-10 минут от урока. А уже широта применения мобильных технологий в школах зависит от конкретного образовательного учреждения.

 

– Какие проблемы у вас возникают при выстраивании диалога с детьми?

 

– Налаживание диалога с учащимися действительно сложный вопрос для всех педагогов, и не только молодых. Я думаю, что у учителей-стажистов тоже такие проблемы возникают. Потому что все дети с разными образовательными потребностями. У кого-то это стремление к участию в конкурсах, и здесь необходим особый подход – нужно развивать мотивацию и познавательные способности ребенка. Для кого-то из родителей главным достижением является то, что их сын или дочь вообще посещает школу и осваивает программу на базовом уровне. Сложность заключается в том, что к каждому ребенку нужно найти свой подход. А как это происходит? Это не простой для меня вопрос. Наверное, это личный пример и эмоциональная включенность. Важно установить эмоциональный контакт с ребенком и понять, что требуется этому ученику и какие запросы у него есть.

 

 

– В последнее время россиянам не дает покоя личность Иосифа Сталина. Общество разделилось на тех, кто считает его тираном и предлагает едва ли не вымарать из учебников истории ту эпоху, и тех, кто, по-прежнему, называет его вождем народов и предлагает снова возводить ему памятники. Так, в конце прошлого года 23-летний депутат думы Екатеринбурга Андрей Пирожков заявил, что «ГУЛАГ – хорошая вещь». Насколько, на ваш взгляд, школьный курс истории способен сформировать отношение к таким личностям?

 

– Здесь особенность в том, что в современной историографии, начиная с 1990-х годов, неприемлем однобокий взгляд на исторические события и государственных деятелей. Потому что все политики, не только Иосиф Сталин. Возьмите Наполеона Бонапарта или Ивана Грозного, Адольфа Гитлера. Любого исторического деятеля сложно рассматривать с одной точки зрения. Тут дело не в Иосифе Сталине и не в том, как его личность преподносится на уроках истории, а в том, что нужно исходить из существования разных точек зрения. Обсуждение деятельности исторических личностей помогает развитию критического мышления, возможности сформировать и обосновать собственную позицию.

 

– Вы преподаете и новейшую историю. Касаясь личности нынешнего президента Владимира Путина, вы своим ученикам рассказываете только о периоде начала 2000-х и сравнении его с 1990-ми, как указано в программе? Или есть возможность обсуждать и то, что происходит в стране сейчас?

 

– Да, на уроках мы рассматриваем период начала 2000-х годов, когда Владимир Путин пришел к власти с точки зрения сравнения этого периода с 90-ми годами. То есть, мы не рассматриваем конкретно его деятельность. У нас есть общие темы о том, как произошел переход России конца XX к России начала XXI века. Мы говорим об общих тенденциях.

 

– Я уже не про уроки. Разве ученики, особенно старшеклассники, не подходят к Вам на переменах или на каких-то консультациях с этими вопросами?

 

 – Из моего опыта скажу, что дети больше задают вопросы, связанные с историческими событиями прошлого. Обсуждая с учениками сложные исторические события, я не забываю о том, что учитель должен воспитывать социально-активную личность и гражданскую позицию. Что касается современной повестки, для 11-классников это актуально. Мы с ними делимся оценочными мнениями о современных событиях и ситуациях, ведь в будущем они будут в соответствии с законодательством участвовать в выборах и других политических и идеологических событиях. Причем, выбор им придется делать самостоятельно, а значит нужно в качестве моделей использовать происходящее сегодня.

 

– А говорится ли в школе об Алексее Навальном?

 

– Нет! Возможно, какие-то обсуждения есть, но я не слышала от ребят этих вопросов.

 

– Кого современные школьники считают героями?

 

– Как правило, дети называют одних и тех же личностей, которые на слуху и в меньшей степени вызывают споры. Это Георгий Жуков, Александр Невский.

 

 

– Присутствуют ли элементы пропаганды в школьном курсе истории Отечества? Насколько этично, на ваш взгляд, ее присутствие в школе?

 

– Пропаганды в курсе истории нет. Пропаганде вообще не место в школе.

 

– Как нынешнее поколение учит историю? Они зубрят или больше любят дискутировать?

 

– Современные подростки, безусловно, больше любят обсуждать. Им нравится высказывать свою точку зрения и какое-то мнение по различным вопросам. Зубрить сейчас не очень актуально. Учить – учат, все равно историю невозможно знать без заучивания дат и терминов. Но, конечно, уроки построены так, чтобы рассмотреть событие с разных точек зрения и учесть мнение ребят по этим вопросам.

 

– Какие темы наиболее живо обсуждают сегодняшние школьники?

 

– Если касаться обществознания, то живой интерес вызывают темы, которые близки ребятам, с чем они столкнуться в жизни. Это все, что касается трудового права – труд несовершеннолетних, семейного права и юридических вопросов. Финансовая грамотность тоже вызывает большой интерес. То, что касается истории, то это такие крупные исторические события как войны и революции. У ребят разные точки зрения на деятельность Петра I – кто-то поддерживает его стремление преобразовать все на западный манер, кто-то нет. Старообрядцы, правление Екатерины I, Соляной бунт  – тоже живые темы. То же самое касается личности Ивана Грозного. Но сказать, что это какие-то дебаты с серьезным противостоянием – нет.

 

– А перлы какие-то выдают?

 

– С ходу сложно сказать, но такое точно бывает (улыбается). И у старшеклассников, и у учеников начальных классов. Вот, вспомнила! Недавно один школьник написал в работе по обществознанию «подходите к учащимся с пониманием и состраданием». Это было вместо ответа на вопрос по теме морали и нравственности.

 

 

– Расскажите, как повысить мотивацию учеников. Какие приемы существуют?

 

– Здесь есть множество приемов и любой педагог знает их. Начиная с того, что можно использовать необычные творческие задания, игры – это всегда интересно. Дети разные, поэтому какой-то единый совет дать сложно. Кому-то требуется похвала, если даже он сделал задание не очень хорошо. Но если ребенка похвалить, это тоже будет для него мотивацией и повысит интерес к предмету.

 

– В городском этапе конкурса «Учитель года-2018» вы участвовали впервые. Есть желание пойти дальше, на региональный этап? Чувствуете большую ответственность после получения такого звания?

 

– Ответственность, конечно, есть, потому что это определенный титул и повышенное внимание ко мне, в том числе и со стороны СМИ (улыбается). Надо продолжать соответствовать этому званию, и я буду стараться это делать. Это заявка на то, что мне как педагогу доверяют, и мои приемы в обучении вызывают интерес. Если будет такая возможность – идти на региональный этап, то я поучаствую в данном конкурсе вновь, почему бы и нет.

 

 

Просмотров: 2490

Автор: Дарья Александрович

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...

Иван Медведев, менеджер:

«Мне нравится лето. С самого утра и до позднего вечера много света и тепла»

вторник, 18 июня

Сегодня

+10
+10
+17
+17
Днем
+8
+8
Вечером
Загрузка...

Последние события

Сегодня в 16:48

Свердловские власти назвали реальные сроки сдачи двух крупных недостроев

Замминистра строительства провел совещания на стройплощадках.

Сегодня в 16:07

Глава Екатеринбурга назвал ТОП-4 площадки для строительства собора

В фаворитах — площадка Приборостроительного завода.

Сегодня в 15:38

Строительство моста через Нижнетагильский пруд одобрили на общественных слушаниях

Во время голосования воздержался только один человек.