Учитель года Мария Карпова: «Когда маленькие дети видят СМС взрослых, они спрашивают: зачем мы это учим, если можно писать с ошибками?»

Педагог младших классов – о современных детях и их родителях, бумажной работе и особенностях школьной программы.

Учитель года Мария Карпова: «Когда маленькие дети видят СМС взрослых, они спрашивают: зачем мы это учим, если можно писать с ошибками?» - Фото 1

В Екатеринбурге подвели итоги конкурса «Учитель года 2019». Из пяти претендентов жюри присудило победу преподавателю начальных классов гимназии №45 Марии Карповой. Вот уже несколько лет она работает с самыми маленькими учениками и ни разу не пожалела о том, что выбрала такую профессию. В интервью JustMedia.ru она рассказала о том, сложно ли быть учителем начальных классов, о современных детях и их родителях, бумажной работе и особенностях школьной программы.

 

- Почему вы решили быть именно учителем начальных классов?

 

- Я сама не местная, приехала с севера и училась в маленьком поселке, школа у нас была небольшая. У меня мама - педагог, крестная - педагог, у мамы все подружки тоже педагоги. Я всегда находилась среди учителей и наблюдала за их работой. Возможно, поэтому с начальных классов и до окончания школы мне хотелось быть учителем. И даже не задумывалась о том, чтобы сменить профессию.

 

- Ожидание от профессии и реальность сильно отличаются?

 

- Ну, во-первых, раз я всегда находилась среди учителей и наблюдала за их работой, то я, в принципе, знала, к чему готовиться. Я видела, что много очень работы, тетрадок. Но, в принципе, когда я пришла в школу, для меня каких-то суровых испытаний не было. Единственное, что университетской методики не всегда хватает. И когда ты приходишь на работу, появляются какие-то моменты, с которыми может быть сложно. Например, та же документация или непосредственная работа с детьми и родителями. Ты ожидаешь, что будет все просто. Но на самом деле так бывает не всегда, все же люди разные. Поэтому я бы не сказала, что мои ожидания были такими светлыми и красивыми, а реальность все это перечеркнула.

 

Учитель года Мария Карпова: «Когда маленькие дети видят СМС взрослых, они спрашивают: зачем мы это учим, если можно писать с ошибками?» - Фото 2

 

- Сложно ли работать с детьми? Ученики бывают разные, и не все быстро идут на контакт. Были в вашей практике тяжелые случаи?

 

- В моей практике не было таких случаев, когда ребенок не идет на контакт и его сложно привлечь к чему-то. Но, конечно, дети все разные и если у ребенка, например, не получается что-то по учебе, то я всегда стараюсь его привлечь к каким-то делам, где он может оказать помощь и может почувствовать, что он нужен. Никогда не было такого, чтобы родители говорили: «Вы знаете, у меня ребенок вообще не хочет идти в школу». Это для меня самое важное.

 

Но современных детей достаточно тяжело убедить в важности учебного процесса. Их сейчас вообще очень сложно удивить чем-то. Хотя такого у меня тоже не было, чтобы ребенок говорил, что не хочет учиться. Но иногда родители поговаривают, что дома бывает тяжеловато их собрать. Тут главное просто дать ребенку понять, зачем мы это делаем. Маленькие дети, они легче в этом отношении. Проще их убедить, что это нужно. Младшеклассники в этом плане более доверчивые, чем подростки. Я даже когда свой класс спрашиваю, зачем мы выполняем фонетический разбор, они мне первым делом отвечают: «Мы же вырастем, у нас же тоже будут дети, мы же им потом сможем это все объяснить!» То есть они понимают, что это им пригодится в будущем.

 

- Как вы действуете, если ученик совсем не слушается? Бывают неуправляемые дети? Знают ли они о своих правах? Козыряют своими знаниями?

 

- Я, видимо, везучий человек! Таких случаев у меня тоже не было. Но, конечно, я наслышана, что дети иногда разное говорят. Даже в начальной школе есть такие дети. Но тут все идет от родителей. Если родители дома говорят о том, что этот человек (учитель – прим. ред.) не имел права так делать, почему ты ничего не сказал, то дети потом тоже начинают это все в ход пускать. Но если, например, возникает такая ситуация, что урок начинается, а ученики все сидят рисуют или играют, в этот момент очень важно мобилизовать их в начале урока, настроить на дальнейшую работу. Я просто спокойно прошу все лишнее убрать. С первых дней учебы мы привыкаем к тому, чтобы у нас на парте лежало только то, что нужно для урока, чтобы никаких отвлекающих моментов не было.

 

- Сложно ли работать с родителями? Часто ли они занимают сторону детей, а не учителя?

 

- В начальных классах в принципе большинство родителей контролируют ребенка. Они пытаются как бы вложить в него по максимуму. Потому что существует такое мнение, что в пятый класс приходят дети, и после этого их контролировать уже не нужно. Часто там как-то все так на самотек пускают. Хотя в пятом классе, мне кажется, нужен глаз да глаз. В начальной школе в этом отношении проще. Хотя родители есть всякие. Кто-то уже с самого начала предоставляет ребенку полную самостоятельность, и потом в итоге мы видим, что он не собранный, того у него нет, этого нет. Нужно же обучать детей, как правильно делать домашнее задание, как собирать портфель и так далее. Но в целом в начальной школе в этом плане попроще с родителями.

 

Учитель года Мария Карпова: «Когда маленькие дети видят СМС взрослых, они спрашивают: зачем мы это учим, если можно писать с ошибками?» - Фото 3

 

- Как вам кажется, в чем сейчас разница между современными детьми и детьми вашего поколения? Очень часто говорят, что тогда дети были умнее и трудолюбивее, чем сейчас.

 

- Сейчас совсем другое время и другие дети. Но я бы не сказала, что сейчас ребята не такие умные. Они очень умненькие, эрудированные в каких-то вопросах. С трудолюбием, тут может быть и есть какая-то проблема. Современные дети погружены в свои гаджеты. И я замечаю, что с каждым годом приходят дети, которым все сложнее общаться друг с другом. Поскольку они большую часть времени проводят в телефонах, в компьютерах, они перестают овладевать навыками общения, которыми следует уже в этом возрасте владеть.

 

Еще современные дети очень информированы в плане каких-то вопросов. Иногда даже бывает сталкиваешься с такой проблемой, что где-то ты чувствуешь себя неловко. Они задают вопросы, а ты не всегда готов сразу дать на них ответ. И бывает, что педагог не сразу может среагировать и ответить. Но я пытаюсь вывернуться! Говорю: «А давай вместе поищем ответ на этот вопрос». Потом начинаем пользоваться где-то книжками, где-то интернетом. Поэтому современные дети в этом отношении очень сильно отличаются. А в плане ума они все достаточно умненькие.

 

- Есть ли разница между преподавателями, которые учили вас, и современными преподавателями?

 

- Смотря как посмотреть на эту ситуацию. Мне кажется, раньше учителя были какие-то умиротворенные, спокойные. А сейчас наша профессия заставляет больше нервничать, а где-то даже сдерживаться. Ну и нынешним учителям, наверное, нужно быть очень креативными. Если раньше можно было составить план и использовать его бесконечно, то сейчас его уже просто так не составишь. Потому что урок может пройти вообще в другом направлении. То есть ты не можешь заранее предугадать, что у тебя вот по шаблону все будет.

 

- Перенимали ли вы опыт вашего учителя?

 

- Да, я все время вспоминаю про свою учительницу начальных классов. И даже какие-то ее фишечки, приемы использую. У меня даже подружка мамы тоже учителем начальных классов всю жизнь проработала и до сих пор работает. Это был мой образец, мой эталон. Я даже к ней на уроки ходила, когда маленькая была. Мне нравилось сидеть и наблюдать, как она все это преподносит. Понятно, что я очень много от нее брала, от первого учителя, от мамы своей. Это достаточно умные и мудрые педагоги. Учителя с большой буквы. Поэтому опыт, конечно, я перенимала и училась чему-то у них.

 

- Есть мнение, что сейчас образовательная программа хуже, чем была раньше. Действительно ли есть большая разница между обучением? Приходится ли учителю самому учиться чему-то новому в связи с изменением программы? Сколько времени это отнимает?

 

- Сейчас очень много различных педагогических технологий. И чтобы их использовать, нужно сначала познакомиться с ними. Их так много, что порой не хватает времени. Может быть ты бы что-то взял для себя, но за неимением времени у тебя получается, что ты чего-то себя лишаешь.

 

Я просто сравниваю предыдущий свой набор и нынешний. Раньше я вела полностью по одной «линейке», а сейчас у нас по математике появился другой учебник. И я понимаю, что есть какие-то темы, которые в принципе можно было бы убрать. Они, на мой взгляд, только мешают детям усваивать тот материал, который нужно усвоить. Я бы больше времени уделила каким-то темам, которые действительно необходимы. А какие-то темы можно было бы или убрать из начальной школы или оставить на усмотрение педагога. По русскому языку тоже много тем таких, которые можно было бы перенести на следующую ступень.

 

Учитель года Мария Карпова: «Когда маленькие дети видят СМС взрослых, они спрашивают: зачем мы это учим, если можно писать с ошибками?» - Фото 4

 

- Еще одна головная боль учителя – бумажная работа. Сколько времени уходит на составление отчетов? В чем учителю нужно отчитаться?

 

- Да, бумажной работы очень много. Хотя по телевизору все время говорят: «Мы освободим учителей от бумажной работы». От бумажной работы, может быть, и освободят, но нам тут же в электронном виде все эти бумажки присылают. Отчеты бесконечные. Хотя электронный журнал частично нам помогает, потому что какие-то отчеты формируются, и их нужно только распечатать. А помимо этого мы в начале года обязаны сдать занятость по внеурочной деятельности каждого ребенка, социальный паспорт класса, в конце каждой четверти мы анализируем воспитательную работу.

 

- Хотелось бы что-то изменить в нынешней системе преподавания? Что-то добавить, а что-то убрать?

 

- Не хватает таких предметов, которые направлены на практическое применение, которое понадобится в реальной жизни. Я была бы очень рада, если бы в начальной школе появился предмет ОБЖ. Потому что раньше у нас такой предмет был, и мы умели самое элементарное. Нас всему обучали, и мы с удовольствием это проходили. А сейчас он как бы подразумевается в рамках «Окружающего мира». Но, поскольку у нас только два часа, мы берем только сам предмет «Окружающий мир» и ОБЖ уже туда не включаем.

 

- Есть ли в вашем подходе к учебе какие-то индивидуальные фишки? Придерживаетесь ли вы традиционной учебной программы или стараетесь вносить что-то новое в нее?

 

- Мне кажется, моя индивидуальная фишечка - это просто любовь к детям и понимание. Нет такого, что ребенок, например, пришел неподготовленный, и я ему сразу «два» поставила. Я сначала обязательно выясню почему так получилось. Забыл? Да, тут уже твои проблемы. А бывают ведь разные ситуации: плохо себя чувствовал, на день рождения сходил и поздно вернулся. Мы же тоже люди, мы понимаем, что такое возможно. В этом случае я с учеником просто договариваюсь, что в следующий раз он сделает это упражнение.

 

Понимание, любовь к детям и искренность - это все, мне кажется, и есть мои индивидуальные фишки. А какие-нибудь приемчики, чтобы заинтересовать детей... Это, мне кажется, каждый учитель использует. Иногда очень хочется, конечно, вносить что-то новое, но времени мало. Поэтому тяжело это сделать. Мы обычно в рамках программы обязательно проходим все, что нужно. Если тема заинтересовывает детей, то мы можем на ней остановиться на два-три урока. Но потом, конечно, приходится где-то подсокращать материал.

 

- Как вы относитесь к модернизации в школьной жизни? Сейчас уже почти все классы оборудованы проекторами, этим никого не удивишь. Но некоторые школы уже закупили для младшеклассников специальные планшеты, где хранятся все учебники в электронном виде, и дети могут их использовать как тетради.

 

- Тут однозначно не могу сказать. Потому что мы все время ругаем детей за то, что они долго сидят в гаджетах, что это влияет на зрение. И как эти планшеты использовать, например, в течение всего урока, тоже большой вопрос для меня, мы с этим еще не сталкивались. Но, конечно же, было бы очень удобно, если бы дети с собой не таскали учебники. Сейчас у них очень тяжелые портфели, хотя учебники и делят на части. С планшетом бы в этом отношении было проще.

 

Учитель года Мария Карпова: «Когда маленькие дети видят СМС взрослых, они спрашивают: зачем мы это учим, если можно писать с ошибками?» - Фото 5

 

- Сейчас дети быстрее учатся печатать на планшетах, чем писать слова на бумаге. Сказывается ли это на том, как они усваивают материал?

 

- Тут тяжело рассуждать. Вообще не только дети, даже взрослые иногда печатают и кучу ошибок допускают. Когда дети маленькие видят, как общаются взрослые в СМС-сообщениях, то они задаются вопросом: «Зачем мы тогда все это учим, если потом мы можем написать с ошибками?» Но я детям всегда говорю, что человек должен быть грамотным во всех отношениях.

 

- Насколько облегчил работу учителя электронный дневник?

 

- Слава богу, у нас электронный журнал появился, и мы уже несколько лет только его заполняем! Я наслышана, что в некоторых школах ведется двойная работа: и электронный журнал нужно заполнить, и бумажный. У нас тоже было года два, но это очень тяжело. Очень много времени уходит. Электронный журнал просто спасает в этом отношении! Потому что ты уже не вписываешь темы вручную, а просто на кнопочку нажал, и у тебя добавилась эта тема.

 

Мне кажется, через электронный журнал очень удобно держать связь с родителями. Она очень быстрая. Они сразу видят какую оценку ребенок получил, за что и почему. Домашнее задание тоже не всегда ребенок может разборчиво написать в дневнике. В этом плане для детей и для родителей электронный дневник очень удобен.

 

- Насколько активно вы на своих уроках боритесь с телефонами и планшетами? Или по-вашему в этом нет особой проблемы? И вообще надо ли с этим бороться, ограничивать детей в использовании гаджетов и «выгонять» их на улицу играть со сверстниками?

 

 -Если брать тех учеников, которые у меня сейчас во втором классе, когда они пришли в первый класс, им было очень тяжело. Они не шли на контакт друг с другом. Поэтому мы с родителями на собрании приняли такое решение, что телефоны мы не достаем вообще. Только если вам кто-то звонит или вам нужно позвонить. Потому что они не должны сидеть в телефонах, а должны общаться друг с другом, двигаться, вести подвижный образ жизни в этот момент. Но современные дети уже не знают тех дворовых коллективных игр, в которые мы с удовольствием играли. Сколько мы этих игр знали! А вот сейчас учеников спросишь, а они практически ничего не называют, кроме пряток, жмурок. Очень редко приведут примеры каких-то других игр.

 

Учитель года Мария Карпова: «Когда маленькие дети видят СМС взрослых, они спрашивают: зачем мы это учим, если можно писать с ошибками?» - Фото 6

 

- Нам известно, что решающим в победе на конкурсе «Учитель года» стало ваше видео. В то время, как другие учителя в видеопрезентациях рассказывали о себе, вы рассказали о своей любви к детям. Насколько трудно или, наоборот, легко любить современных детей и детей, которым вы не мама?

 

- Я в каждом ребенке стараюсь разглядеть что-то положительное. Все дети разные, не всем дано учиться. Но в любом ребенке все равно есть что-то такое, что его может выделить на фоне остальных. Поэтому любить мне не составляет труда. У меня своих детей пока нет, поэтому я к ним пока отношусь очень трепетно и с большой любовью. Даже если я их за что-то поругала, то мы разберем эту ситуацию, и тут же я дам ребенку понять, что все равно его люблю. Что это плохой поступок, а не ты плохой.

 

- Как вы вообще относитесь к той ситуации, что, по мнению некоторых родителей, учитель должен быть учителем 24/7 и он не имеет права выставлять фотографии в купальниках, употреблять алкоголь и сигареты даже вне своей работы?

 

- О нас и так много всего пишут сейчас в обществе. Учитель уже не такой светлый и высокий человек, как раньше. Поэтому не нужно усугублять еще больше себе положение и вот этими поступками провоцировать общественность на подобное отношение к учительской профессии. Я сама не сторонница того, чтобы выкладывать в социальных сетях фотографии такого рода, где учитель с сигаретой или алкоголем. А в купальниках я ничего такого не вижу абсолютно. Мы тоже люди, и мы имеем право на отдыхе сфотографироваться и выложить фотографию.

 

Я бы, например, татуировку сделала, может быть, на каком-нибудь месте не открытом, если мне так хочется. Учителя тоже люди. Понятно, что учитель должен быть примером во всем. Но если татуировка абсолютно нормальная, если она не вызывающая, то почему бы и нет? Хотя мне самой всегда кажется, что я учитель и я должна быть во всем идеальной, образцом, примером для подражания. Я к таким людям, которые работают в школе и при этом ходят все в татуировках или позволяют себе закурить, отношусь очень настороженно. Потому что все равно я согласна, что учитель есть учитель. Но опять же говорю, что это палка о двух концах, и они могут позволить себе делать то, что делают обычные люди в обычной жизни.

 

Просмотров: 17973

Автор:

Фотограф: Алина Шешеня

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 29 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером