Организаторам традиционного велопробега пришлось на ходу менять правила и маршрут.
В субботу в Екатеринбурге прошел уже традиционный велопробег «Критическая масса». Цель акции — показать автомобилистам, что велосипедисты являются полноправными участниками дорожного движения и заслуживают уважения. Правда, в этот раз городская ГИБДД отказалась сопровождать колонну и попросила избегать центральных улиц. В результате организаторам пришлось вносить корректировки в традиции и маршрут пробега. А уже во время движения выяснилось, что далеко не все участники знакомы с основными правилами поведения на дороге. Вместе с велосипедистами в колонне проехались и корреспонденты JustMedia.
Несмотря на выглянувшее утром солнце, суббота в Екатеринбурге выдалась прохладная, термометр показывал не выше 11 градусов тепла. Тем не менее, площадь перед драмтеатром снова окрасилась в оранжевый — официальный цвет «Критической массы». Кроме шариков, футболок и шарфов, которые обычно привозят с собой участники, красок добавили спонсоры и партнеры, для которых этот цвет тоже является родным. Сотовая компания «Мотив» раздавала велосипедистам бутылки с водой, футбольный клуб «Урал» — оранжево-черные флаги. Одно из этих знамен досталось гостям из Нижнего Тагила. Ребята признались, что на самом деле болеют за «Зенит», а проехать со стягом екатеринбургской команды согласились в обмен на билеты на футбол.
Георгий приехал с велосипедом на электричке из Нижнего Тагила
«Мы приехали сюда на электричке, нас 15 человек. Хотим показать, что в Тагиле тоже есть велосипедисты, у нас такие же проблемы, как в Екатеринбурге. Водители также сигналят, подрезают, велодорожек очень не хватает нам в городе, пешеходам мешаемся на тротуарах», — рассказывает Георгий Шитов.
Ближе к полудню организаторы начинают выстраивать велосипедистов в колонну, и здесь нас ждет первый сюрприз — ехать придется не парами, как раньше, а по одному. Это связано с тем, что ГИБДД Екатеринбурга в этом году отказалась сопровождать колонну. По слухам, организаторы не смогли договориться с новым руководством автоинспекции. Официально в ведомстве сослались на закон, по которому ГИБДД якобы может сопровождать только детей и должностных лиц высокого ранга. Велосипедисты под эту категорию не подпадают.
«По сути, мы ехали в таких же условиях, как мы ездим каждый день на работу или учебу. Просто нас было намного больше, чем обычно. Инспекторы стояли на некоторых перекрестках и следили, чтобы мы не нарушали правила. В противном случае обещали штрафовать, но все обошлось», — отмечает организатор велопробега Вадим Талапов.
Организаторам «Критической массы» пришлось выстраивать на обочине в одну линию 500 с лишним человек. Чтобы соблюсти дистанцию между велосипедами, участников делят на группы, к каждой прикрепляют по комиссару.
«Мы следим, чтобы колонна перемещалась по правилам, потому что они едины, что для всех участников дорожного движения, что для автомобилистов, что для велосипедистов. Задача комиссара — направлять движение, поправлять колонну и показывать пример», — объясняет комиссар Андрей Горошенко.
Комиссары выстраивают колонну
Ехать придется в общем потоке, соблюдая скоростной и светофорный режим. Поэтому перед стартом для участников пытаются провести инструктаж, объясняя основные правила взаимодействия друг с другом на дороге. Прежде чем, затормозить, нужно поднять руку вверх, чтобы велосипедисты сзади также сбавили скорость. Поворот показывается также рукой, в ту строну, куда вы собираетесь свернуть.
Все просто, но, как показала практика, на дороге велосипедисты, не то, что с автомобилистами, друг с другом пока не научились общаться. Первые происшествия случаются уже в начале пути. На улице Челюскинцев при съезде с моста загорается красный, велосипедисты резко давят по тормозам, врезаясь друг в друга. Большинство устояли, кто-то упал, рискуя оказаться под колесами автомобилей.
«Конечно, у нас еще только формируется культура езды на велосипеде по городу, далеко не все знают правила. Это нужно прививать с самого детства, начиная со школы. Как водители сдают экзамены на права, так и велосипедисты должны в совершенстве знать основы ПДД. Это также одна из целей нашей акции», — считает Вадим Талапов.
С Челюскинцев колонна поворачивает на Восточную, к этому моменту велосипедисты уже научились держать дистанцию и показывать знаки, но появилась другая проблема — автобусы и грузовики. Крупногабаритный транспорт двигается так близко к обочине, что объехать его, не нарушая правил, невозможно. В результате часть колонны перемещается на тротуар, мешая пешеходам. И снова препятствие: на перекрестке с улицей Ленина пешеходный переход не оборудован спуском. Велопробег превращается в пешую прогулку с двухколесным другом в руках.
Соблюдать правила ПДД оказалось не просто
Изначально гнать колонну по загруженной улице Восточной не планировалось, велосипедисты должны были свернуть на Свердлова, Либкнехта и Малышева. Но ГИБДД попросила объехать центральные улицы, поэтому маршрут получился короче и скучнее. Сойти с неудобной дороги удалось только на Декабристов.
Впрочем, под конец акции велосипедисты были вознаграждены за все трудности. В отличие от прошлых акций финиш был, не у драмтеатра, а в парке им. Павлика Морозова. Здесь участников ждала горячая пицца и развлекательная программа.
Фоторепортаж с велопробега "Критическая масса" здесь
Просмотров: 4118
Фотограф: Стас Михалько