Анжелика Тиманина: «Синхронное плавание — это душа и каторжный труд» (ИНТЕРВЬЮ)

Олимпийская чемпионка о танцах на воде, Универсиаде и профессиональных секретах.

Анжелика Тиманина: «Синхронное плавание — это душа и каторжный труд» (ИНТЕРВЬЮ) - Фото 1

Воспитанницу екатеринбургской школы плавания, олимпийскую чемпионку и многократную чемпионку мира Анжелику Тиманину застать в родном городе крайне сложно. Спортсменка живет и тренируется в Москве. В Екатеринбург она приезжает в перерывах между соревнованиями, на сессию и в гости к родителям. Два года назад у Анжелики появился еще один повод навестить уральских поклонников — в Верхней Пышме организован детский турнир, названный ее именем. Благодаря этим соревнованиям корреспондентам JustMedia удалось встретиться с чемпионкой за несколько часов до самолета.

 

— Насколько я знаю, вы приехали на соревнования по синхронному плаванию, которые проходят в Верхней Пышме. Расскажите про этот турнир.

— Этот турнир назван в честь меня. Это аналог мирового трофи, которое проводится для взрослых сборных. Это соревнования, где больше оценивается не техника, а именно шоу. То есть можно использовать различные предметы, образы, потому что у нас очень много ограничений, в нашем виде спорта, а тут можно фантазию включить. В России мы первые решили сделать такие соревнования для девочек, чтобы они развивались, включали голову и воображение. Это скорее даже праздник, а не соревнования, хотя мы второй год проводим, уже больше народу приходит, сами девочки стараются.

 

— Уровень девочек как оцениваете?

— Ну, конечно, если сравнивать с Москвой, там у детей возможностей больше, есть неограниченный доступ в бассейн, поэтому видна разница. Но в любом случае здесь хороший тренерский состав, девочки готовы брать вершины, просто нужно больше времени поработать.

 

— Для них вы сейчас кумир и звезда. У вас в детстве был такой человек, на которого можно было равняться?

— Я не могу назвать конкретного человека. Конечно, кумирами были любые спортсменки, которые завоевывали медали и выступали за сборную: Ольга Брусникина, Мария Киселева, Анастасия Давыдова. Но другое дело, что затем эти же спортсменки стояли со мной в одной команде на Олимпиаде. Мне повезло в этом плане.

 

— Как пришли в плавание? Были другие варианты?

— Меня в этот спорт привели в пять лет родители, тогда только открыли школу плавания у нас в городе. И меня родители спросили, хочу ли я научиться танцевать на воде. Я была активным, заводным ребенком, мне это все было интересно.

 

— Плавать к тому моменту уже умели?

— Я в детстве очень боялась воды. Даже по щиколотку не могла зайти. Даже есть фотография, где я вырываюсь. Но, видимо от того, что мне нравилось очень, я это переросла.

 

— Вы довольно рано уехали в Москву. Насколько это был серьезный шаг?

— Мне кажется, я на тот момент этого не понимала до конца, все-таки 15 лет было. Сейчас я бы, наверное, своего ребенка бы не отправила в таком возрасте одного в Москву. Здесь, конечно, у меня были все условия, меня возили, кормили, поили, стирали. А там жизнь в общежитии, другие люди, другая школа, бассейн. Но моя мама мне всегда, говорила — «ты сможешь, ты настолько амбициозная, что я не сомневалась, что у тебя могут быть какие-то проблемы». Сейчас я понимаю, что Москва — абсолютно мой город, что я хочу остаться там жить, именно по энергетике мой город. Конечно, я очень скучала, но из-за того, что мне нравилось очень сильно, это легко все прошло.

 

— Домой часто приезжаете?

— По возможности. Когда я тренируюсь, это редко происходит. Но, когда нет тренировок, стараюсь приезжать.

 

— Расскажите о вашем выступлении на Универсиаде. Легко далась победа?

— На самом деле, этот год оказался, наверное, самым сложным. Подряд два важных соревнования. У нас обычно Кубок Европы и Чемпионат мира. На Кубке мы просто немного раскатываемся, а на Чемпионате выкладываемся в полную силу, а тут пришлось два раза в полную силу. Конечно, были срывы у девочек, и со здоровьем проблемы, у меня в том числе. На Чемпионате было сложно, мы переживали, думали, не выиграем, но мы победили.

 

Анжелика Тиманина: «Синхронное плавание — это душа и каторжный труд» (ИНТЕРВЬЮ) - Фото 2

— Было много споров и разговоров о том, что не стоило ехать в Казань, а нужно было поберечь силы перед Чемпионатом. Согласны?

— Ну, в итоге оказалось, что стоило ехать. Мы первые за всю историю, кто выиграл Универсиаду, потому что не было до этого синхронного плавания в программе. Я считаю, нужно было это сделать. Это как юношеская Олимпиада, большой праздник, тем более на нашей территории. Нас просто попросили сверху, хотя, конечно, многие сильнейшие составы проигнорировали Универсиаду из-за того, что дальше Чемпионат мира был.

 

— Состав национальных команд на Универсиаде — еще одна тема для пересудов. Во многих видах спорта Россия была несравнимо сильнее.

— Это не специально произошло на самом деле. Попросили только нас, остальные команды приехали по собственному желанию. А было преподнесено так, что Россия специально выставила олимпийских чемпионов против студентов. Приехали те, кто хотел приехать.

 

— Вы уже многократно поднимались на мировые пьедесталы. Тяжело постоянно держать такую высокую планку и быть сильнейшими в мире?

— Конечно, тяжело. Давит очень сильно лидерство, начинают появляться мысли, что больше не дадут нам выиграть, что нас все ненавидят. Яркий пример — именно нам в Казани выключили музыку. Мы в итоге выступили второй раз, все прошло благополучно. Есть понимание, что мир уже не хочет наших побед, но от этого никуда не деться, потому разница колоссальная между нашей командой и всеми остальными.

 

— У вас одна самых сложных программ в мире, может, имеет смысл немного упростить, чтоб полегче было?

— Вот если мы сделаем попроще, мы проиграем. В том-то и дело, что мы должны поражать настолько, чтоб ни у кого не оставалось сомнения, что мы лучшие. Поэтому мы не можем себе этого позволить.

— Как готовится программа?

—Мы раз в два года примерно меняет программу. На Олимпиаду всегда новая, начинаем ее ставить за год до соревнований. Мы стараемся обновлять, чтобы выступления не приелись, хочется постоянно удивлять. Это очень интересный процесс, при этом мы никогда не подключаем иностранных постановщиков, как это делают другие страны.

 

— У вас есть любимая программа?

— Конечно, самая важная для меня — это олимпийская программа. Но любимая та, которая была перед Олимпиадой, мы с ней выиграли на прошлом Чемпионате мира в Шанхае и вошли в Книгу рекордов Гинесса. На мой взгляд, она была самой интересной, «Ветер перемен» называется.

 

— «Серебро» расцениваете как поражение?

— Мы обсуждали это очень много с девочками, конечно, в нашем случае это проигрыш. Но с другой стороны, это тоже медаль. Конечно, в жизни все случается. Если, когда-то случится, что проиграем, ну… это тоже медаль, тоже результат. Но нас, конечно, тренер настраивает, что никакой другой медали кроме золота нет.

 

— Успели отдохнуть после Чемпионата мира или уже началась подготовка к новым свершениям?

— У олимпийских чемпионок сейчас будет длительный отдых, который связан и с лечением, восстановлением. Возможно, вообще пропустим этот сезон, пока мы это еще обсуждаем с тренером. Хотелось бы восстановиться. Те девочки, которые только пришли, у них еще есть сил, а нам уже тяжеловато, все-таки второй олимпийский цикл. Пока я отдыхаю, не тренируюсь. А девочки должны начать тренировки с октября.

 

— После Олимпиады в сборную пришли новые девушки. Легко прошло обновление команды?

— Тяжело прошло очень. Потому что девочки пришли молоденькие, неопытные. Было всем нелегко, и нам, и тренерам. Год получился тяжелее, наверное, даже, чем олимпийский. Пришлось срабатываться с девочками, программа была сложная, олимпийская, мы ее не облегчали. Путем сумасшедших тренировок, нагрузок все получилось.

 

— Вне тренировок спортсменки общаются между собой?

— У нас вообще нет понятия, что ты живешь один, мы всегда живем с кем-то. Поэтому, конечно, дружим. Все мы хорошо общаемся, кто-то ближе, кто-то дальше.

 

— Ссоритесь?

— Только по работе, до драк не доходит (смеется), мы все понимаем, за что мы боремся, и что это наше общее дело.

 

—Какая победа для вас стала самой запоминающейся?

— Первая, конечно. Когда мы пришли только в команду, тогда тоже ушли все олимпийские чемпионки, был полностью обновленный состав, никто не верил, что мы выиграем. Весь мир был уверен, что нашим победам, наконец, пришел конец. Но мы очень хотели побеждать, и мы выиграли с достаточно разгромным результатом. У нас вся команда рыдала, и Татьяна Николаевна тоже рыдала. Конечно, мы очень переживали. Чемпионат мира в Риме это был, 2009 год.

Анжелика Тиманина: «Синхронное плавание — это душа и каторжный труд» (ИНТЕРВЬЮ) - Фото 3

— У вас после Олимпиады не было желания уйти из команды, как это сделали многие девушки?

— Было, конечно. Ушли многократные чемпионки, кто уже неоднократно был на Олимпиадах, кто уже задумывается о семье, кому-то здоровье не позволяло остаться. Были и у меня сомнения, но из-за того, что такой сложный год, и Универсиада, и Чемпионат мира, мы не могли оставить команду. Поэтому мы приняли решение, что только сейчас можем себе позволить отдохнуть.

 

— Вы упомянули про семейные отношения. Последний месяц газеты пестрили заголовками о вашей свадьбе в Таиланде. Расскажите об этом поподробнее.

— Многие издания, конечно, раздули из этого сенсацию. Мне даже тренер звонила, спрашивала, почему не пригласила. На самом деле это была неофициальная церемония, чтобы отпраздновать определенный срок отношений, решили сделать себе такой подарок. Сразу после Чемпионата мира мы полетели на острова Таиланда. Было  две церемонии: в европейском и тайском стиле. Но официально я пока незамужняя девушка. 

 

— Пока не собираетесь замуж?

— Нет.

 

— Спорт сейчас на первом месте?

— Я бы так не сказала, у меня все вершины, которые существуют, взяты. Хочется немного пожить обычной жизнью.

 

— Вы студентка Уральского государственного педагогического университета. Как успехи в учебе?

— Я же не на математику пошла или экономику, учусь по своей специальности — тренерская педагогика. Поэтому я бы не сказала, что мне сложно, мне же не нужно сдавать какие-то нормативы, километры бегать, я многое уже понимаю, знаю в своей профессии, есть опыт тренерский. Все происходит так, как и должно быть. Просто не нужно идти туда, где ты не компетентен. На сессию стараюсь приезжать, сдавать зачеты.

 

— Тренерскую карьеру планируете?

— Нет, я просто подстраховываюсь, чтобы если не дай бог, что случиться и мне не на что будет жить, я буду тренировать, потому что немножко все равно надоел спорт и хочется в жизни другого повидать. Чтобы себя как-то обезопасить, я бы хотела иметь диплом, потому что сегодня не может просто олимпийский чемпион придти и тренировать.

 

— Есть уже варианты?

— Я поступила в школу телевидения, учусь на телеведущую, мне это интересно, посмотрим, что из этого получится.

 

— Традиционный для спортсменов вопрос: есть у вас какие-нибудь суеверия или ритуалы?

— Нет, суеверий нет. Единственное, перед каждым стартом Татьяна Николаевна собирает нас в небольшой кружок, в который мы никого не пускаем. Нас настраивают на выступление, без этого мы не выходим.

 

— Синхронное плавание — это искусство или спорт?

—Это самый тяжелый вид спорта из всех, которые существуют. Но это такое сочетание и спорта, и искусства.  Мы не просто, как работы, делали технику, как это происходит у Китая, который очень близко к нам подбирается. Но из-за того, что у них нет этой русской души, у них не получается дойти до первого места. Синхронное плавание — это душа, каторжный труд и спорт.

 

— Что больше по душе: произвольные программы или техника?

—Конечно, произвольная, когда ты можешь ставить любые элементы, в любом порядке. А техническая часть — это всегда самое сложное, когда нужно сделать обязательные элементы, которые очень трудно отрабатываются для восьми человек. Для нас она тяжело вдвойне, потому что мы стараемся делать максимально сложную программу со сложными элементами. Не очень мы ее любим, но она нужна, к сожалению (смеется).

 

—Есть любимые или наоборот нелюбимые элементы?

—Поддержки, конечно. Это и любимое и сложное. Можно придумать много чего интересного, конструкции под водой всякие разные бывают. Здесь есть элемент риска, как в цирке, когда акробатов подбрасывают. И у нас удары об воду бывают. Но, тем не менее, это самое запоминающееся, как для зрителей, так и для нас.

 

— Вообще травмоопасный спорт у вас?

— Да, как оказалось. У нас почти все девушки с травмами ходят. Конечно, это связано с тем, что холодная вода, организм не выдерживает, переломы очень часто бывают. Даже удары друг об друга происходят, мы же близко работаем.

 

— Как долго вы можете находиться под водой?

— У нас нет тестов, с секундомером никто не стоит. Тем более, просто сидеть под водой или делая какие-то движения, это две большие разницы. Но в детстве мы засекали, практически все девочки могут 3-4 минуты продержаться. Сейчас не знаю, сколько.

 

— Музыку под водой слышно?

— Да, у нас есть подводные динамики и часто под водой музыку слышно лучше, чем сверху. Просто нужно считать темп. Другой вопрос, что у всех разный музыкальный слух, а всех нужно привести к одному знаменателю. Конечно, если девушек, которым медведь на ухо наступил, у нас нет, все музыкальные, потому что нужно уметь считать правильно музыку.

 

— Часто фоторепортажи с соревнований по синхронному плаванию получаются, скажем так, своеобразные. Как сами девушки к этому относятся?

— В основном это происходит из-за яркого макияжа. Он нам необходим, чтобы передать образ, чтобы люди с последних мест могли что-то разглядеть кроме нескольких белых пятен. Поэтому нам приходится делать яркий, отвратительный вблизи макияж (смеется). Но бывают и очень красивые фотографии, когда восемь человек застывают в эффектной позе. Но мы тоже стараемся не перебарщивать. Есть команды, например, из Канады или Америки, которые настоящий цирк на лице изображают. У нас такого нет, все более прилично. К фотографиям мы абсолютно спокойно относимся.

 

ФОТОинтервью с Анжеликой Тиманиной здесь

 

Просмотров: 5529

Фотограф: Стас Михалько

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

суббота, 20 апреля

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером

Последние события

Свердловского экс-депутата, шпионившего за женщинами, осудили за взятки

Вчера в 17:53

Свердловского экс-депутата, шпионившего за женщинами, осудили за взятки

В 2017 году мужчина попался на том, что установил камеры в женских туалетах.

Власти Екатеринбурга заплатят более 10 млн рублей за снос «Кировского» на ВИЗе

Вчера в 17:42

Власти Екатеринбурга заплатят более 10 млн рублей за снос «Кировского» на ВИЗе

Здание магазина потребовалось снести для расширения улицы Татищева.

Мусоросортировочный комплекс в Нижнем Тагиле введут в эксплуатацию в 2025 году

Вчера в 17:33

Мусоросортировочный комплекс в Нижнем Тагиле введут в эксплуатацию в 2025 году

Пуско-наладочные работы планируется завершить уже в июне.

В Самарской области задержали 16-летних подростков, пытавшихся поджечь Ми-8

Вчера в 16:55

В Самарской области задержали 16-летних подростков, пытавшихся поджечь Ми-8

Несовершеннолетние признались, что получили задание от украинских кураторов.