Посетители увидят пистолеты, шпаги и даги.
Экспозиция «Поединок чести. Дуэль в России XVII—начала XX веков», предоставленная петербургским Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи, откроется 29 апреля в музее истории Екатеринбурга.
Выставка посвящена такому неоднозначному в истории России явлению, как дуэль. С одной стороны, до 1894 года (когда появился первый документ, легализующий дуэль) она считалась преступлением, с другой — порой единственной возможностью отстоять свое человеческое достоинство.
Экспозиция охватывает всю историю дуэлей в России, начиная от первого документально зафиксированного в Московском государстве поединка в июле 1637 года и до начала ХХ века — так называемых «дуэлей Серебряного века».
На выставке будут представлены самые различные экспонаты. В первую очередь, дуэльное оружие. Посетители смогут увидеть дуэльные парные пистолеты различных систем (кремневые, капсюльные и другие), изготовленных в XVIII и XIX веках самыми известными европейскими и русскими производителями. Это пистолеты Лепажа, Кухенройтера, Рейхсмюллера, Бутэ, Нока, Бертрана и Жевале, Гастэн Ренета, Гольтякова, Прохорова, Крапивинцова и других. Кроме пистолетов, в экспозиции также и другие виды дуэльного оружия — шпаги боевые, придворные и камзольные, шпаги-трости, кинжалы, палаши, даги (короткоклинковое колющее оружие, являющееся дополнительным к основному длинноклинковому и удерживаемое обычно в левой руке), эспадроны, рапиры и прочее. Один из оружейных экспонатов — шпага — был использован в съемках фильма «Гамлет» режиссера Григория Козинцева.
Широко представлены и документы — императорские указы о запрещении поединков, приказы о «правилах разбирательства ссор», образцы картелей (письменных вызовов на дуэль), судебные документы «дуэльного дела» (рапорты офицеров), а также частные письма.
Выставка расскажет о дуэлях, оставшихся в истории России — Пушкина и Дантеса, Лермонтова и Мартынова, «четверной» дуэли Шереметева и Завадовского, Якубовича и Грибоедова, Чернова и Новосильцева.
Поскольку официально дуэль в России была запрещена, но при этом проведение дуэли требовало соблюдения строжайших правил, их носителями становились люди, чаще всего являющиеся бретерами (от французского bretteur — скандалист, забияка). Выставка рассказывает о собственных дуэлях бретеров (а к ним в числе других относят Бестужева-Марлинского, Рылеева и Федора Толстого) и об их участии в устройстве чужих дуэлей.
В экспозиции также представлены материалы не совсем обычных или «курьезных» дуэлей — «мензурных», дуэлей «на пилюлях», женских, сообщает портал E1.RU.
Просмотров: 2080
Автор: Наталья Токарева