Леонид Тишков покажет «Заброшенные утопии» в Верхотурье

Место размещения проекта станет заброшенный завод по производству коньков.

Леонид Тишков покажет «Заброшенные утопии» в Верхотурье - Фото 1

В рамках программы «Арт-резиденция» для II Уральской индустриальной биеннале известный российский художник Леонид Тишков начал свою работу на верхотурском заводе, когда-то производившем коньки. В своем проекте «Заброшенные утопии» он расскажет о возрождении советского прошлого, ржавых коньках и воскрешении забытых идеалов.

 

Религиозный и духовный центр Свердловской области Верхотурье, пожалуй, уникальный пример не-индустриального города в промышленном регионе. Ежегодно Верхотурье встречает тысячи паломников, которые прибывают сюда с целью посетить монастырские комплексы и увидеть мощи святого Симеона Верхотурского. Сегодня город включен в программу правительства Свердловской области «Духовный центр Урала».

 

Художника Леонида Тишкова давно привлекает, по его собственному замечанию, «руинизированный индустриальный пейзаж Верхотурья». На основе архивных документов, личного общения с бывшими рабочими конькового завода и просто жителями города, а также собственных оригинальных работ, он создаст инсталляцию, своеобразный Музей конькового завода.

 

«Хотя люди не перестали кататься на коньках, и лед продолжает манить нас своим сияющими зеркалами,— рассказывает Леонид Тишков,— коньковый завод исчез, пали стены, станки и флаги почета, остатки лезвий заржавели и превратились в железный лом. Но многие рабочие помнят завод другим, это те, кто ходил по светлым и чистым цехам, те, чьи руки делали коньки. Заводские люди — это самое интересное, а также время, пространство памяти».

 

Проект включает в себя мультимедиаинсталляцию «Собор Лиц Рабочих и Служащих Конькового Музея», цикл фотографий «Руины памяти» и серию видеоинтервью с бывшими рабочими завода.

 

«Мы возводим прозрачные стены Собора Музея Конькового Завода, в которых поместятся души всех, кто когда-то обитал в цехах, стоял у станков, вытачивал лезвия, прикручивал их к подметкам ботинок, аккуратно укладывал в коробки, проверяя качество изделия. Мы попытаемся построить Собор Воскрешающего Музея, о каком когда-то грезил художник Василий Чекрыгин, пусть пока это будет воображаемый собор, но воистину, только такой собор невозможно разрушить, он живет, пока жив Человек»,— говорит Леонид Тишков.

 

Город Верхотурье находится в стороне от природных месторождений железных руд, но коньковое производство всего за полвека своего существования (с 1948 по 1997 г.) достигло больших успехов. На протяжении многих лет он оставался передовым предприятием в своей отрасли, неоднократно награждался переходящими красными знаменами Министерства промышленности СССР. Ботинки спортивные для коньков поступали из Свердловска с фабрики «Спортобувь», а металл — из Горького и Новосибирска.

 

Ныне пустые и обветшалые помещения корпуса администрации и бывших цехов завода остаются лишь страницей истории прославленного прошлого. Краеведческий музей города Верхотурья хранит архивы, за работу с которыми пока никто не брался, однако, существует потребность в проработке этого наследия внутри историко-музейного сообщества области.

 

По словам организаторов II Уральской индустриальной биеннале, «резиденция в Верхотурье представляется для нас, прежде всего, живым и актуальным исследованием «заброшенной» истории. Все части экспозиции являются элементами цельной истории, рассказанной художником, реконструирующей дух и атмосферу места».

 

Подобные же осмысления индустриального ландшафта в формате арт-резиденций будут предприняты художниками в других городах Свердловской области: Нижнем Тагиле, Дегтярске, Невьянске, Первоуральске и Верхней Салде.

 

Все проекты программы арт-резиденций будут представлены в сентябре в Екатеринбурге на специальной итоговой выставке.

 

Просмотров: 2578

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

четверг, 28 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером