Жемчужину императорских театров ставит известный балетмейстер Вячеслав Мухамедов.
Очень скоро в репертуаре Екатеринбургского театра оперы и балета появится жемчужина императорских театров — балет «Пахита». Спектакль впервые покажут зрителям 28, 29 и 30 июня в рамках балетной премьеры «En Pointe», где ожидаются также две мировые премьеры — балет молодого британского хореографа Джонатана Уоткинса «Eventual Progress» («Необратимый прогресс») и работа экс-премьера «Ковент Гардена» Вячеслава Самодурова «Вариации Сальери».
Дивертисмент из балета «Пахита» танцуют на лучших сценах мира. В Екатеринбурге за основу возьмут версию Мариинского театра. Но уникальность нашей «Пахиты» будет в том, что знаменитую мазурку в ней исполнят мужчины.
«Пахита» — так кратко называют сегодня гран-па на музыку Людвига Минкуса из одноименного балета, поставленного Мариусом Петипа. «Пахита» — один из тех классических балетов, которые не могут не понравиться, даже если это первый классический балет, который вы видите в жизни. Динамичный, веселый сюжет и бравурная музыка, будто сама рождающая танец, необыкновенно популярна у балетной публики во всем мире.
Впервые балет был поставлен в Париже в 1846 году. Авторами музыки и хореографии были Жозеф Мазилье и Эдуар Дельдевез. Спектакль пользовался большим успехом в Париже и Лондоне, поэтому неудивительно, что «Пахита» стала первым спектаклем, который в 1881 году 29-летний Мариус Петипа поставил в Петербурге.
Успех «Пахиты» на петербургской сцене превзошел все ожидания. И всё же «Пахита» постепенно исчезла из репертуаров театров, а вот финальное гран-па, сохранив от старого балета название, начало самостоятельную жизнь. Сегодня балет украшает репертуар ведущих театров мира.
«Пахита» — настоящее царство матриархата, в нем будут заняты практически все танцовщицы екатеринбургской труппы. Каждая из вариаций «Пахиты» — маленький шедевр со своим характером и стилем. Стоит отметить, что для дивертисмента требуется десяток первоклассных балерин. По традиции императорских театров, главную балерину в гран-па окружали балерины не ниже рангом — выигрышные вариации давали им шанс затмить приму.
А на вершине всего этого великолепия — ведущая балетная пара, демонстрирующая академизм и красоту классического танца.
В Екатеринбургском театре оперы и балета «Пахиту» ставит балетмейстер Вячеслав Мухамедов (на фото), он же — Вильгельм Вундер. У артиста и постановщика два имени: одно официальное — немецкое и второе — от рождения.
«Моя мама — немка, а папа — наполовину узбек. Поволжские немцы были высланы в Казахстан, где я и родился,— рассказывает Вячеслав.— Когда Советский Союз начал разваливаться, я эмигрировал в Германию, получил немецкий паспорт. Немец не может быть Славой Мухамедовым, поэтому я взял имя дедушки и фамилию бабушки. А Мухамедова оставил как артистический псевдоним — под этим именем меня знают во всем балетном мире».
Выпускник Ленинградского академического хореографического училища имени А. Я. Вагановой, Мухамедов был ведущим танцовщиком Пермского академического театра, выступал в паре с выдающимися балеринами, народными артистками Ольгой Ченчиковой, Галиной Шляпиной, Любовью Кунаковой.
Участие в знаменитом Московском международном балетном конкурсе в 1981 году принесло Вячеславу Мухамедову приз как лучшему партнеру и приглашение в знаменитый Кировский (Мариинский) театр. Но артист предпочел предложение Бориса Эйфмана и стал первым танцовщиком и партнером выдающейся балерины Аллы Осипенко, танцевал в известной труппе 10 лет.
После отъезда за границу работал в Дюссельдорфе; закончив танцевальную карьеру, получил предложение стать ассистентом директора в Магдебурге (Германия). Затем семь лет работал в главном театре Бразилии в Рио-де-Жанейро, где сотрудничал с крупными авторитетами в области балета — продолжателями Джона Крэнко из Штутгартского балета, педагогами Фондов Джорджа Баланчина и Фредерика Аштона.
В Рио-де-Жанейро Мухамедов был ассистентом великой балерины Натальи Макаровой, когда она ставила «Баядерку» и «Лебединое озеро», и Владимира Васильева, когда он вместе с Мстиславом Ростроповичем готовил «Ромео и Джульетту».
Вячеслав Мухамедов был инициатором и создателем первого в Германии фестиваля балетных школ — начиная с 1994 года, он в течение пяти лет ежегодно собирал на площадке театра Магдебурга лучшие европейские и американские балетные студии.
Вячеслав Мухамедов подготовил бразильскую пару, которая в 2001 году победила в Международном балетном конкурсе в Москве. Теперь Тьяго Суарешу и Роберта Маркеш — премьеры в Лондонском Ковент Гардене.
Вернувшись в Европу, Мухамедов работал в Национальной опере Будапешта. В Екатеринбург приехал по приглашению Вячеслава Самодурова — молодой худрук попросил его быть ответственным за классический репертуар. Приступая к руководству балетом, Самодуров стремился к тому, чтобы все новая балетная классика на сцене Екатеринбургского театра рождалась на основе петербургской балетной традиции.
У Мухамедова богатый собственный постановочный опыт — он поставил «Щелкунчика» в Римской опере, «Баядерку» в Будапеште, возобновлял «Онегина» хореографии Джона Крэнко в Рио-де-Жанейро. Кстати, наша «Пахита» позволит Вячеславу продемонстрировать свои возможности как хореографа — он предложит зрителям свой вариант мазурки.
«В Екатеринбурге нет хореографического училища, поэтому нам пришлось отказаться от детской мазурки. Но мы не стали делать никаких купюр и сохранили музыкальный материал полностью — просто Вячеслав Самодуров посоветовал мне сделать вместо детской мазурки мужскую. Я долго сомневался — ведь мазурка традиционно исполняется парами, но в итоге все-таки решился, и, на мой взгляд, получилось довольно интересно»,— говорит Вячеслав Мухамедов
ФОТО — Полина Стадник
Просмотров: 3350