В экспозицию вошли более 70 работ.

В музее ИЗО откроется выставка «Художники уральских заводов». В экспозицию вошли более 70-и работ, отражающих основные направления уральских художественных производств: лаковой росписи, невьянской иконы, медной украшенной посуды и художественной бронзы, камнерезного дела, украшенного оружия, художественного чугуна, живописи и графики.
«В последние десятилетия внимание к уральской горнозаводской культуре нашло отражение в литературных произведениях и учебных пособиях. При этом музейная практика и проекты, призванные популяризировать культуру Урала, фокусировались исключительно на локальных художественных центрах или отдельных персонах. Более того, все они, за редким исключением, касались периода второй половины XIX – начала XX века и часто трактовали художественное наследие Урала сквозь призму сказов Павла Бажова. Для выставки «Художники уральских заводов» выбран принципиально иной подход к формированию экспозиции и анализу художественной культуры горнозаводского Урала», - отмечают в музее.
| Поднос. Нижний Тагил, вторая половина XIX века. Государственный Эрмитаж |
К концу XVIII века в регионе насчитывается более 30 горнозаводских поселений. Нижнетагильский, Невьянский, Кушвинский, Златоустовский, Екатеринбургский и другие заводы возникали и развивались вблизи рудных месторождений. Население городов-заводов составляли ассимилированные коренные жители, пригнанные из центральной России крепостные, старообрядцы, приглашенные иностранные специалисты.
| «Рождество Богоматери», конец XVIII века. Из храма Николая Чудотворца села Быньги Невьянского района. Иван Богатырев, Иван Малыганов |
Владельцы предприятий и заводские управляющие поддерживали художников-самоучек и отправляли их для получения профессионального образования в Санкт-Петербург и за границу. Возвращение этих мастеров на работу при заводах послужило импульсом к развитию уральской живописи, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Одновременно на Урале работали приглашенные профессиональные художники и местные мастера по художественной обработке камня и металла. Широко использовались западные образцы: в художественном литье – немецкие модели, в иконописном и подносном промыслах – академическая гравюра, а для создания камнерезных произведений – эскизы придворных архитекторов, опирающиеся на западноевропейские модели. Все это способствовало возникновению самобытной горнозаводской культуры Урала.
| Нижний Тагил, вторая половина XIX века. Государственный Эрмитаж. Железо, бронза, масло, роспись, лак |
Выставка «Художники уральских заводов» является частью проекта «Художественная культура уральских заводов конца XVIII – первой половины XIX века» и будет открыта с 12 октября по 1 декабря в здании музея на Ваеводина, 5.
Просмотров: 1922
Автор: Ирина Елкина