Сообщить новость
28 апреля в 16:30

Поездка с извозчиком стоила дороже пуда картошки. JustMedia запускает серию материалов об истории екатеринбургского общественного транспорта. ФОТО

Первые машины в столице Урала появились только в 1907 году.

Поездка с извозчиком стоила дороже пуда картошки. JustMedia запускает серию материалов об истории екатеринбургского общественного транспорта. ФОТО
Поездка с извозчиком стоила дороже пуда картошки. JustMedia запускает серию материалов об истории екатеринбургского общественного транспорта. ФОТО
Добавить в избранное

Редакция JustMedia.ru продолжает знакомить своих читателей с историй любимого Екатеринбурга. На этот раз мы подготовили цикл материалов, в котором расскажем о первом общественном транспорте – стоимости проезда, униформе работников, маршрутах. Разбавим все это традиционно множеством раритетных фото и воспоминаниями очевидцев.

 

 

 

С XVIII и вплоть до двадцатых годов ХХ столетия лошадиный извоз оставался в Екатеринбурге единственным средством передвижения. В 1900 году в городе насчитывалось 5500 обывательских домов, лошадей же в частном владении – 3479.

 

 

                                                          На ФОТО: Ирина Никитенко

 

«Заниматься городским лошадиным извозом было делом прибыльным, хотя и весьма хлопотным. Существовало городское положение, согласно которому с владельцев лошадей взимался налог. Два рубля за одну конскую голову в год, четыре за вторую, пять за третью и каждую последующую. И это приносило городу немалый доход», — рассказывает JustMedia заместитель генерального директора по управлению персоналом и общим вопросам ЕМУП «МОАП» Ирина Никитенко.

 

                       Владельцы лошадей платили налог - 2 рубля за одно животное в год

 

Согласно правилам, принятым гордумой в октябре 1899 года, лица, желающие заниматься легковым извозом, должны предоставить доказательство своей добропорядочности и трезвого поведения (удостоверения сословных учреждений и полиции). Лица моложе 18 лет, судившиеся и наказанные за кражу, мошенничество, одержимые недугом или физическими недостатками, препятствующие управлению лошадью, ни в коем случае не допускаются к занятию извозным промыслом. Также не могли выполнять эту работу женщины.

 

                                                      ФОТО: с сайта pokazuha.ru, 1899 год. 

 

Отдельные требования были для технического состояния и внешнего вида экипажей, к одежде и поведению извозчиков. Так, одеваться людям этой профессии полагалось в приличные кафтаны из сукна темных цветов. Лошадей иметь здоровых, хорошо выезженных, непугливых.

 

             Ямщик не имел права заводить брань или драку, за это могли лишить права на извоз

 

«Ямщик с пассажирами и с публикой вообще должен держать себя вежливо, не преследовать обывателей назойливыми предложениями своих услуг, не заводить брань или драку, громкий непристойный разговор, позволять себе над проходящими насмешки. Платы за провоз свыше установленной нормы не требовать», говорилось в требованиях к извозчикам.  

 

  Стоимость проезда от вокзала до пересечения Вознесенского проспекта с Главным стоила 46 копеек

 

Стоимость проезда на таком виде транспорта была довольно высокой. Например, путь от железнодорожной платформы станции Екатеринбург по Вознесенскому проспекту до пересечения с Главным проспектом (ныне проспект Ленина) обходился днем в 46 копеек, ночью - в 60 копеек, до пересечения с Александровским проспектом (улица Декабристов) - днем 60 копеек, а ночью 80.

 

Для сравнения: пуд (16,38 кг) ржаной муки стоил 80 копеек, пуд картофеля – 40 копеек. Хотя уже договорные ставки тоже существовали.

 

                                Во время паводков на Отрясихинской вода доходила лошади по самое брюхо

 

По словам Ирина Никитенко, в городе были определены и закреплены стоянки для легковых экипажей. Все они были поделены между извозчиками. Многих екатеринбуржцы знали по именам. Причем извозчики не должны были отходить от своих лошадей, а если кто по надобности отлучался, то экипаж должен оставить под присмотр других извозчиков. За нарушение правил, ослушание, например, полицейских, были предусмотрены штрафы в размере до 5-и рублей. Кроме того, нарушителя могли и вовсе лишить права на извоз.

 

                         Самая крупная стоянка была на площади возле Кафедрального собора

 

Самая крупная стоянка была на площади возле Кафедрального собора (на площади 1905 года). Всегда выстраивались экипажи возле присутственных мест – городской и земской управ. Вереницы колясок выстраивались у театров после окончанию спектаклей. За очередностью подачи экипажей, как правило, следили полицейские.

 

 

«Извозчики стояли и на Хлебном рынке, где сегодня Дендрологический парк. Особенно в весеннее и осеннее время, когда разливалась Исеть. Это были так называемые паромщики. Дело в том, что Уктусскую в этом месте пересекала речка Акулинка. Речка неширокая, но по весне во время паводков разливалась так, что не пройти, не проехать. Приходилось перевозить жителей на повозках – вода доходила лошади по самое брюхо. Выбравшись, отряхивались и лошади, и пассажиры. Наверное, потому и улицу, по которой текла Акулинка, называли Отрясихинской (ныне Радищева). Бойкое было место», - рассказывает Ирина Никитенко.

 

До 20-х годов ХХ века лошадиный извоз оставался в городе единственным средством передвижения

 

Первые машины, разумеется, иностранного производства в столице Урала появились только в 1907 году. Позволить их могли себе только очень богатые люди - заводовладельцы. Так, собственником первого «РЭКСа Симплекса» стало товариществом Сергинско-Уфалейских заводов с головным офисом в Екатеринбурге. Использовались машины в основном не для передвижения по городу, а для выезда на увеселительные загородные прогулки.

 

Автомобилей было крайне мало, поэтому они не могли составить никакой конкуренции извозчикам. Такая ситуация сохранялась в Екатеринбурге вплоть до 2 мая 1925 года – времени запуска регулярного автобусного движения.

 

 Французский автомобиль «РЭКС Симплека»

В следующих материалах JustMedia.ru продолжит рассказывать о становлении автобусного движения и первых правилах дорожного движения в столице Урала, а также о том, как выглядели первые троллейбусы, трамваи и даже пожарные машины.

 

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за подготовку материала музею ЕМУП «МОАП» и лично Ирине Никитенко.

 

ФОТО: предоставлены музеем ЕМУП «МОАП». 

 

 

Просмотров: 29689

Автор: Екатерина Турдакина

© JustMedia

Фотограф: Владислав Бурнашев


Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости


Новости партнеров


Loading...

Комментарии ВКонтакте


Комментарии facebook


Последние события

Читайте также