Объемы пригородного сообщения в субъектах РФ будут приводиться в соответствие с оплаченным заказом

В 2013 году убытки перевозчиков на полигоне Свердловской железной дороги прогнозируются в объеме 1,9 млрд. рублей.

Объемы пригородного сообщения в субъектах РФ будут приводиться в соответствие с оплаченным заказом - Фото 1

 

Свердловская железная дорога выражает обеспокоенность ситуацией сохранения доступности пригородных железнодорожных перевозок.


Пригородные железнодорожные перевозки являются социально значимым, но убыточным видом деятельности не только в масштабах России, но и мира в целом. По законам Российской Федерации, организация пригородных пассажирских перевозок находится в пределах полномочий субъектов РФ. В обязанности региональных властей входит формировать транспортный заказ и устанавливать тарифы на проезд в пригородных поездах. Но при этом в их обязательства (ФЗ № 17 (ст. 8), ФЗ № 184 (п.12, ч.II ст. 26.3)) входит 100 % компенсация убытков, которые несет ППК в результате тарифного регулирования на территории того или иного субъекта РФ.


В настоящее время в соответствие с заказом правительства субъектов РФ объем маршрутной сети является минимально допустимым для удовлетворения потребностей населения в пригородных железнодорожных перевозках. Также, за 9 месяцев текущего года в половине регионов России, на которых осуществляются железнодорожные перевозки в пригородном сообщении, тариф для населения вырос на 10% и более. Администрациям субъектов РФ стоит оценить уровень действующих тарифов и корректировать их с учетом платежеспособности жителей регионов.


Ситуация с компенсацией перевозчикам выпадающих доходов от регулирования тарифов на пригородные железнодорожные перевозки в границах Свердловской железной дороги такова, что только один из четырех субъектов РФ в 2013 году планирует обеспечить полную компенсацию потерь в доходах. Для снижения нагрузки на бюджет некоторыми региональными властями в течение текущего года принимались решения по оптимизации маршрутной сети и снижению составности электропоездов. Так, по инициативе Правительства Свердловской области с 1 сентября 2013 года произведена отмена курсирования 8 поездов.
В целях обеспечения транспортной доступности регионам необходимо проводить политику по сохранению минимально сложившейся маршрутной сети и уровня тарифов, а до конца 2013 года обеспечить полное покрытие выпадающих доходов пригородных пассажирских компаний.


В 2013 году убытки перевозчиков на полигоне Свердловской железной дороги прогнозируются в объеме 1,9 млрд. рублей, компенсация – 1,5 млрд. рублей, уровень компенсации убытков – 79%, непокрытый убыток – 401,1 млн. рублей. В том числе в Тюменской области  предусмотрен 100% уровень компенсации убытков (110,6 млн рублей), в Пермском крае – 92% (при компенсации 339,1 млн рублей непокрытый убыток составит 29,3 млн рублей). В Ханты-Мансийском автономном округе – 86% (при компенсации 109,4 млн рублей непокрытый убыток составит 17,5 млн рублей).


Убытки ОАО «Свердловская пригородная компания», возникающие в результате организации пригородных перевозок железнодорожным транспортом на территории Свердловской области, в 2013 году прогнозируются в объеме 1 311,99 млн руб. Сумма субсидирования  ОАО «Свердловская пригородная компания» была определена заключением Региональной энергетической комиссии Свердловской области в размере 1 047,6 млн. рублей. Договор на транспортное обслуживание с Министерством транспорта области заключен на сумму 957,64 млн рублей., ввиду уставленных лимитов. Вместо ожидаемого решения о подписании дополнительного соглашения на сумму компенсации, обозначенную бюджетом области в размере 1 047,6 млн рублей,  Правительство области 29 октября внесло изменения в Закон о бюджете, в соответствии с которыми общий объем компенсаций на пригородное сообщение был сокращен для ОАО «Свердловская пригородная компания» до 957,64 млн.рублей. При проведении корректировки бюджета не принимался тот факт, что перевозчик с начала года осуществлял пригородные перевозки в соответствие с региональным заказом, в объеме согласованном и установленном министерством транспорта Свердловской области.


Таким образом, непокрытой убыток компании от организации пригородных перевозок на территории Свердловской области по итогам года составит 354,3 млн. рублей. С целью снижения убытков до объемов субсидирования, предусмотренного бюджетом области, ОАО «Свердловская пригородная компания» вынуждена инициировать значительное сокращение маршрутной сети на территории Свердловской области в ноябре-декабре 2013 года.


Сейчас в регионах формируются  параметры бюджетов 2014 года, поэтому задача руководителей регионов - определить объемы заказов на организацию пригородных перевозок железнодорожным транспортом и предусмотреть в бюджетах средства на полное покрытие убытков  перевозчикам. Планируемые на 2014 год решения регуляторами по отказу индексации грузовых тарифов сократят возможности ОАО «РЖД» по поддержке пригородных перевозок и еще более усугубят ситуацию, связанную с обеспечением перевозок пассажиров в пригородном сообщении.


Совокупные убытки холдинга «РЖД» от пригородных пассажирских перевозок в 2013 году ожидаются свыше 22 млрд рублей. Из них убытки по субъектам РФ составляют около 9 млрд рублей. Кроме того, в текущем году, снизив, в очередной раз, ставки на ремонт и техническое обслуживание поездов, а также на работу машинистов, ОАО «РЖД» не выставило пригородным пассажирским компаниям за подвижной состав счета на сумму 5,4 млрд рублей. Также, компания несет потери по инфраструктуре – около 8 млрд рублей остаются некомпенсированными (из 33,1 млрд рублей, необходимых на использование услуг инфраструктуры, государством субсидируется 25 млрд рублей).


Однако ежегодно суммы, которые закладываются в региональные бюджеты на компенсацию выпадающих доходов, покрывают лишь часть понесенных убытков. Так, в региональных бюджетах на 2013 год предусмотрено субсидий на компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов в размере 7,8 млрд. рублей, что составляет 46% от необходимой суммы (ожидаемые убытки ППК от осуществления пригородных пассажирских перевозок в 2013 году составляют 16,8  млрд рублей; таким образом, потребность в увеличении субсидий из регионов в 2013 году – около 9 млрд. рублей). При этом за 9 месяцев из региональных бюджетов получено всего 4,5 млрд. рублей. Тем не менее, доля железнодорожного транспорта в объеме работы наземного транспорта общего пользования в большинстве субъектов РФ, на порядок превышает его долю в бюджетных расходах на транспорт и дорожное хозяйство.


По состоянию на октябрь 2013 года заключено 95 договоров на организацию транспортного обслуживания населения с 72 субъектами Российской Федерации. Полная компенсация выпадающих доходов в 2013 году ожидается в 13 регионах. В 8 регионах планируется полная компенсация потерь в доходах, в том числе в Тюменской области. 3 региона близки к 100% компенсации, полное погашение задолженности будет произведено в текущем году. Еще 5 регионов близки к полной компенсации (более 85%), в том числе Пермский край – 92%,  ХМАО – 86%. 11 субъектов компенсируют от 50 до 85% убытков ППК: в том числе Свердловская область – 73%.


Ряд субъектов РФ фактически отказывается компенсировать выпадающие доходы пригородных компаний от регулирования тарифов. Так 31 регион до сих пор не обеспечивает и 50% компенсации потерь в доходах от пригородных перевозок железнодорожным транспортом:


Подчеркнем, что в нынешних финансово-экономических условиях неисполнение региональной администрацией своих обязательств по организации транспортного обслуживания населения может привести к прекращению пригородного сообщения в отдельных регионах уже с 2013 года. Так, с 1 июля 2012 года в России по инициативе региональных органов власти отменено более 300 пригородных поездов.


В субъектах РФ, где так и не будут приняты меры со стороны региональных властей по погашению задолженностей выпадающих доходов, объемы пассажирских перевозок будут приведены в соответствие с оплаченным заказом.


Необходимо отметить, что органы власти субъектов РФ сами в первую очередь должны быть заинтересованы в финансировании пригородных железнодорожных перевозок. Организация региональной властью полноценного транспортного обслуживания повышает мобильность населения и обеспечивает социальную стабильность региона, что способствует экономическому развитию субъекта РФ.

 

Просмотров: 1764

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 29 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером