С появлением первой электростанции с восьмигранной трубой в конце XIX века в Екатеринбурге начали отказываться от керосиновых фонарей

Кирпичный объект с элементами модерна построен по заказу купца Андрея Елтышева и инженера-механика Николая Яковлева.

Первая в Екатеринбурге электростанция на Горького, 43 (ранее 2-я Береговая, 7) была построена по заказу купца Андрея Елтышева и инженера-механика Николая Яковлева, создавших «Товарищество электрического освещения в Екатеринбурге А.Елтышев, инженер Н. Панфилов и К». Оборудование кирпичного объекта с элементами модерна состояло из парового котла с поверхностью нагрева 1450 кв. футов, паровой машины системы Вестингауза мощностью в 115 л.с. и динамо-машины в 80 квт. Первый ток станция дала в 1895 году.

 

 

 ФОТО: с сайта управления госохраны объектов культурного наследия Свердловской области

 

По данным сайта управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, Андрей Елтышев был сыном кунгурского купца Д.В. Елтышева, исполнявшего в Екатеринбурге обязанности представителя чаеторговой фирмы М.И. Грибушина. Николай Панфилов был сыном екатеринбургского купца Якова Панфилова, крупного торговца пушниной, владельца фабрики по производству ваты. Купеческие сыновья проявляли большой интерес к техническим новинкам и первыми решили, что городу нужна электростанция.

 

 

Стоит отметить, что 14 июня 1896 года Елтышев на городской думе впервые заговорил о строительстве в городе трамвая. Предложение поддержали и в течение трех последующих лет составляли договор на устройство электрической железной дороги в городе.

 

 

ФОТО: Музея энергетики Урала

 

«В 1894 году они обратились в городскую думу с просьбой разрешить установку парового двигателя «для приведения в действие динамо-машины». В прошении был четко обозначен адрес нахождения динамо-машины – 2-я Береговая улица, 7. Усадьба № 7 ранее принадлежала купчихи Александре Харитоновой, а затем перешла к некоему Хорошавину. При Харитоновой усадьба состояла из двухэтажного полукаменного флигеля, каменных служб и бани. Елтышев и Панфилов выстроили на арендованной территории усадьбы краснокирпичное одноэтажное здание, а также возвели восьмигранную трубу. Проект электростанции разрабатывал Панфилов, а архитектором здания считается Александр Чирковский.

 

Работники «Луча» на маевке, 1925 год. ФОТО: Музея энергетики Урала

 

В год запуска электростанции «Елтышев и Ко» предложили городской думе начать постепенную замену керосиновых фонарей электрическими. Дума предложение приняла, и концу 1895 года на Покровском и Главном проспектах было уже 8 электрических фонарей. Электрическая машина для выработки электроэнергии стояла во дворе кинотеатра «Колизей». В 1896 году были поставлены еще 34 фонаря. В 1887 году появились фонари на территории открывшейся Сибирско-Уральской торгово-промышленной выставки. В 1891 году появилось электрическое освещение на территории Верх-Исетского завода и прилегающей к нему предзаводской площади.

 

 

 

«На перекрестках больших улиц теперь качались круглые дуговые фонари, которые давали большое светлое пятно из колеблющихся почему-то концентрических кругов. Это было не столько освещение, сколько маяк, но все же это был заметный шаг вперед против прежних керосиновых фонарей», - писал о первом периоде электрификации города Павел Бажов.

 

С 1897 года электростанция перешла к Центральному электрическому обществу в Москве. Ее директором в 1900 году стал Стройновский, а с 1903 года – лидер кадетской партии на Урале Лев Кроль.

 

 

Электростанция «Луч», 1980-е годы. ФОТО: Музея энергетики Урала
 
«Андрей Елтышев, переписавшийся в мещанство, исчез из деловой хроники Екатеринбурга. Николай Панфилов некоторое время занимался преподаванием, а также бизнесом и службой в палатке мер и весов. Слепота заставила его отказаться от всех дел, а в 1914 году он скончался», - отмечается на сайте управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области.

 

Позже во флигеле жили большевики и известные революционеры, здесь действовала подпольная типография. 23 января 1905 года они попытались провести партийную конференцию, но были схвачены и арестованы.

 

 

 

 

«В 1909 году электростанция была реконструирована, теперь здесь имелось 6 паровых машин системы «Бульт», «Карельс» и «Рихард Поле», 3 газовых двигателя, генераторы тока «Пайнер» и «Вестингауз». Общая мощность электростанции к 1914 году составила 1175 кВт. К пятой годовщине Октябрьской Революции в 1922 году электростанцию переименовали в «Луч» и работала до 1927 года, пока не вошла в строй Свердловская ГЭС им. Рыкова на Большом Конном полуострове», - говорится на сайте Музея энергетики Урала.

 

 

ФОТО: Музея энергетики Урала

 

В 1929 году, когда был пущен первый трамвай, здесь разместилась тяговая подстанция. В 1934 году во дворе электростанции построили второй двухэтажный корпус, соединенный с главным зданием и включавший в себя основание трубы.

 

В настоящее время здесь до сих пор размещается подстанция №1 и Энергохозяйство Екатеринбургского ТТУ.

 

 

Бригада электромонтажников «Луч». ФОТО: Музея энергетики Урала

 

 

Просмотров: 2504

Автор: Редакция JustMedia.ru

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...