В библиотеке Белинского покажут историю мирового метрополитена

Фотовыставка, приуроченная ко дню рождения Лондонского метро

В библиотеке Белинского покажут историю мирового метрополитена - Фото 1

Сегодня в библиотеке им. Белинского начинает свою работу книжно-фотографическая выставка, посвященная 150-летию мирового метрополитена.


Хотя 10 января полтора века исполняется вполне конкретной подземке – Лондонскому метро, впервые появившемуся именно в Великобритании в 1863 году, это грандиозное событие в транспортной сфере принято трактовать шире – в мировом масштабе. Англичане проложили дорогу всему человечеству под землей, словно предвидя, что в будущем любой мегаполис, не имеющий метро, - там наверху окажется в вечной пробке и не сможет двигаться дальше в собственном развитии.


Выставочный проект «Подземка» навстречу памятной дате, подготовленный центром депозитарного хранения документов библиотеки им. Белинского, объединил немало печатных артефактов прошлого века, с помощью которых создавалась легенда в первую очередь отечественного метрополитена, прокладывался магистральный миф о нем. Полиграфический и художественный уровень этих изданий говорит об исключительном значении, придававшемся строительству в сущности гигантского подземного города, не только в общественном, но в идеологическом плане. Станции, украшенные как дворцы, призваны были олицетворять несокрушимую мощь и величие советского государства. Наибольший исторический интерес представляют включенные в экспозицию роскошные библиографические редкости сталинской эпохи – периода начального построения подземки в столице СССР: «Как мы строили метро» 1935 года, книга-альбом «Пять лет московскому метро», изданная тиражом всего 5000 тысяч экземпляров, и теперь ставшая раритетом. Небольшая книжка, рассказывающая о возведении метрополитена в годы войны (а работа не прекращалась и в это время) выглядит гораздо скромнее. Но ценность ее в том, что она вышла в свет сразу по горячим следам в 45-м, в Год Победы, и является пронзительным свидетельством подлинного народного героизма.


Этапы большого строительства метрополитена, тогда еще носившего имя наркома Кагановича (кстати, бесславно, закончившего свою карьеру в городе Асбест) нашли отражение и в знаменитом журнале тридцатых годов «СССР на стройке», признанном шедевре советского дизайнерского искусства. И в корпоративном (как бы мы сейчас сказали) журнале «Метрострой», регулярно выпускавшемся с 1932 года.


Солидный выставочный блок материалов знакомит с метрополитенами, которые были построены в союзных республиках и некоторых крупных городах страны: Тбилиси, Минске, Киеве и т.д. Книжная индустрия фиксировала красоты и особенности этих подземок во множестве книг, брошюр, наборов открыток.


Иностранных изданий о метро в фондах Белинки нашлось не так много, но есть очень оригинальные экземпляры. Нетривиальностью подхода отличается, например, богато иллюстрированное французское издание «Метроном». Книга «постанционно» повествует о парижском метрополитене. А в параллели дается исчерпывающая информацию о том, какие наземные достопримечательности и объекты расположены на поверхности над той или иной веткой подземки.


Существует интересное печатное издание и о «многострадальном» долгострое – Свердловском метрополитене. За год до его официального открытия (в 1990 году) местное издательство опубликовало любопытную книгу журналиста Сергея Парфенова «Метро в Свердловске». Сейчас спустя 20 лет она представляет редкий шанс провести исторический сравнительный анализ того – о чем мечталось, с тем - что получилось.


Отдельную часть выставки «Подземка» в Белинке составили две оригинальные фотосерии. Работы екатеринбуржца Олега Мохова – это пристальный взгляд на короткое уральское метро. Фотограф из Новосибирска Слава Степанов запечатлел метро изнутри в различных странах мира.

 

Просмотров: 1715

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

среда, 24 апреля

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером