В Музее автотехники УГМК завелся польский фургон Zuk. ФОТО

Выпуск автомобиля прекращен 20 лет назад.

 

В Музее автомобильной техники УГМК появился новый экспонат – фургон Zuk-А06, произведенный в городе Люблин Польской народной республики на Заводе грузовых автомобилей в середине 1970-х годов. Автомобили Zuk перестали выпускать уже 20 лет назад, но по-прежнему их можно встретить на улицах городов постсоветского пространства или на родине автомобилей – в Польше: с 1958 по 1998 год было выпущено 587 500 экземпляров.

 

Существовало более десятка версий автомобиля Zuk, различающихся по типам кузовов, комплектациям и двигателям. Первые прототипы машины появились еще в 1957 году, а серийное производство началось в 1959 году с выпуском пикапа Zuk-А03, фургона Zuk-А05 и бортового грузовика Zuk-А09. Все автомобили оснащались двигателем М20 от автомобиля Warszawa (польский аналог советской «Победы» ГАЗ-М20) мощностью в 52 лошадиные силы. С 1967 года на автомобили Zuk начали ставить модернизированный двигатель S21 мощностью в 70 л.с. В связи с этим изменились индексы в названиях: пикап стал называться Zuk А-13, фургон – Zuk-А11, бортовой грузовик – Zuk-А06. Один из таких грузовиков и пополнил коллекцию музея.

 

 

«Наш экспонат до начала 90-х годов работал на мебельной фабрике в Москве, – рассказывает сотрудник Музея автомобильной техники Иван Копрыкин. – После закрытия фабрики и передачи цехов новому собственнику фургон «встал в гараж» и не эксплуатировался. В таком виде его обнаружили уральские коллекционеры ретро-техники, выкупили и отреставрировали. Точная дата выхода с завода нашего экспоната неизвестна. Вероятно, автомобиль был произведен в середине 70-х годов. СССР в это время активно импортировал транспорт для перевозки малогабаритных грузов и пассажиров, так как объемы производства отечественных автомобилей (РАФ, ЕрАЗ и др.) не покрывали существовавших потребностей. Интересна и история самого названия польского автомобиля. По одной из версий, например, свое имя Zuk приобрел благодаря сходству одного из прототипов, который был покрашен в светло-тёмную полоску, с колорадским жуком».

 

 

Фургон Zuk-А06 вмещал 950 кг грузов, его цельнометаллический кузов был гофрированным, что повышало прочность. Водительский отсек отделялся от грузового отсека несплошной металлической перегородкой. Доступ в грузовое отделение осуществлялся через двустворчатую дверь в заднем отсеке: одна створка открывалась вверх и удерживалась специальными подпорками, а другая створка открывалась  вниз и удерживалась цепями в горизонтальном положении. Примечательно, что крышка капота фургона была очень маленькой и позволяла подобраться лишь к радиатору. Чтобы обслужить двигатель, нужно было снять с мотора защитный кожух, находясь в водительском отсеке.

 

Низкая цена, надежность, простота и хорошая проходимость «жука» сделали его популярным в СССР. Автомобиль использовался практически по всех отраслях народного хозяйства. На нем перевозили почту, малогабаритные грузы, продукты. Известны также случаи, когда автомобили Zuk переоборудовали в инкассаторские машины.

 

 

Помимо прочего, автомобили Zuk отличались относительно достойным набором опций, повышающих комфорт водителя: хорошая вентиляция и обогрев кабины обеспечивал сносные условия работы. В 1972 году все автомобили Zuk получили литеру «М» в названии в связи с модернизацией: увеличился капот, ветровое стекло и появились стеклоомыватели. В 1974 году произведена более глубокая модернизация: тормозная система стала двухконтурной с вакуумным усилителем, изменилась система смазки двигателя, воздушный фильтр снабжался «сухим» фильтрующим элементом, рычаг передач переместился с рулевой колонки на пол и стояночный тормоз теперь действовал не на карданный вал, а на барабанные тормоза задних колес. Автомобили получили в названии литеру «В». Автомобили Zuk успешно держались на рынке вплоть до начала 90-х годов, когда им на смену пришла новая модель завода FSC - Lublin. 13 февраля 1998 года был выпущен последний экземпляр автомобиля Zuk.

 

 

Zuk-A06 дополнил коллекцию фургонов и микроавтобусов, ездивших по дорогам СССР в 1960-е – 1980-е годы, в которую уже входят Nysa 522T, ЕРАЗ-762В, РАФ-22031. Расширилась, благодаря автомобилю, и коллекция техники стран соцлагеря, которая была неотъемлемой частью авто- и мотопарка СССР с конца 1950-х годов.

 

Просмотров: 828

Автор: Редакция JustMedia.ru

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...

Специалист по рекламе и pr Даниил Грашин:

«Выходишь на улицу, и настроение сразу поднимается»

среда, 20 марта

Сегодня

+6
+6
+6
+6
Днем
-4
-4
Вечером
Загрузка...

Последние события

Сегодня в 14:18

Пьяной уральской мамаше, катавшей в машине маленьких детей, грозит тюремный срок

Женщина попалась пьяной за рулем второй раз.

Сегодня в 13:51

Роспотребнадзор оштрафует уральского предпринимателя, который раздавал «просрочку»

Сумма санкций к Ивану Зайченко составит как минимум 100 тысяч рублей.

Сегодня в 13:45

Шорт-трек и фигурное катание: зачем уральцы поехали в Сибирь

Самые востребованные соревнования Универсиады-2019.

Сегодня в 13:24

Житель Екатеринбурга дважды обокрал женщину-ветерана труда, пока ее развлекали коммивояжеры

Подозреваемый специально натравил на зажиточную пенсионерку продавцов сомнительного оборудования.