В годовщину снятия блокады Ленинграда прошел телемост «Екатеринбург – Санкт-Петербург»

Жители второй и третьей столиц обсудили Широкореченский мемориал.

В годовщину снятия блокады Ленинграда прошел телемост «Екатеринбург – Санкт-Петербург» - Фото 1
В годовщину снятия блокады Ленинграда прошел телемост «Екатеринбург – Санкт-Петербург»

Накануне в столице Урала по инициативе Александра Якоба в режиме телемоста состоялась презентация концепции обновляемого Широкореченского мемориала общественности Санкт-Петербурга. Телемост «Сохранение исторической памяти и ее трансляция через произведения искусства» был приурочен к 71-й годовщине снятия блокады Ленинграда.

 

Уральская сторона продемонстрировала общественности северной столицы концепцию реставрации главного мемориала, посвященного Великой Отечественной войне в Екатеринбурге, и один из шести монументальных тематических рельефов, которые украсят обновленный комплекс - «Блокада Ленинграда».

 

От имени городских властей в телемосте принял участие мэр Евгений Ройзман. Он рассказал о ходе реставрации Широкореченского мемориала и создании монументальных рельефов «Вехи Великой войны», как о способе визуализации истории Великой Отечественной войны для современников и будущих поколений.

 

«Свердловск в годы войны принимал детей из Ленинграда, они жили у нас на улице Розы Люксембург, недалеко от перекрестка с Декабристов. В блокаду к нам переехало около шестидесяти тысяч ленинградцев, несколько заводов и ряд факультетов Горного института. Я говорю это к тому, что ленинградцы, которым в те годы как могли помогали свердловчане, внесли огромную лепту в развитие нашего города. Многие остались здесь целыми семьями. Это послужило тому, что после войны Свердловск вышел на другой уровень. Но в годы войны и у вас, и у нас все вкладывались как могли в общую победу. Например, у рабочих и инженеров завода «Уралмаш» за все годы войны был всего лишь один выходной день. Мне очень приятно отметить, что Екатеринбург решил своими силами провести капитальный ремонт и реставрацию Широкореченского мемориала, зажечь вечный огонь», - рассказал Евгений Ройзман.

 

В телеконференции также принял участие вице-мэр Сергей Тушин.

 

«Необходимо, чтобы после реставрации Широкореченский мемориал стал центром притяжения и воспитания патриотизма в первую очередь для молодежи. Поэтому возник проект комплексного ремонта и реставрации мемориального комплекса. Во-первых, пройдет обновление всех элементов комплекса, включая все плиты и обелиск. Важно отметить, что параллельно идет работа с архива, мы сверяем и актуализируем данные о воинах, погибших от ран в госпиталях Свердловска. Во-вторых, на мемориале появятся новые элементы - шесть монументальных рельефов, отражающих основные события войны и вечный огонь», - отметил он.

 

Руководитель авторского коллектива «Екатеринбургского художественного фонда» Сергей Титлинов рассказал о концепции презентованного сегодня рельефа «Блокада Ленинграда»:

 

«В непростых экономических условиях администрация Екатеринбурга нашла возможность сохранения исторической памяти и передачи бережного отношения к нашей истории сегодняшнему и будущим поколениям граждан города».

 

Также Екатеринбург представляли заместитель председателя ассоциации бывших узников гетто и нацистских лагерей Валентина Рябцева и директор государственного муниципального Музея изобразительных искусств, руководитель Виртуального филиала Русского музея в Екатеринбурге Никита Корытин.

 

Санкт-Петербург представляли директор Государственного Русского музея Владимир Гусев, заместитель директора по корпоративному развитию Президентской библиотеки имени Ельцина Сергей Макеев, доктор философских наук, рецензент рельефа Татьяна Калугина и заместитель директора Павловской гимназии №209 Наталья Чайковская. Помимо этого, на площадках, как в Екатеринбурге, так и в Санкт-Петербурге, собрались известные деятели искусства города, музейные работники, ветераны-блокадники и ветераны-тыловики.

 

Рельеф «Блокада Ленинграда», представленный сегодня общественности и журналистам, является своеобразным сплавом истории, культуры, философии, национальных убеждений и духовных традиций. В нем авторы пытаются осмыслить знаковые события блокады Ленинграда, роли в этих событиях исторических лиц и обычных людей. Через призму этого они предлагают зрителям не только вспомнить о выдающейся стойкости защитников и жителей города, но прикоснувшись к блокадной пайке хлеба, прочитав дневник гибели ленинградской семьи, почувствовать всю глубину страдания от голода и холода сотен тысяч мирных жителей Ленинграда и осознать весь масштаб подвига его защитников. Все представленные в рельефе события, изображения, портреты имеют историческую основу.

 

«Центральное место в рельефе отведено историческому исполнению седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года. Симфония транслировалась по радио, ее слышали и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Выжившие немецкие солдаты впоследствии признались: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…», - рассказал автор Сергей Титлинов.

 

В рельефе можно прочесть строки стихотворения Константина Симонова «Жди меня», проходящие, как солдатская молитва, через все шесть рельефов серии. За художественно переосмысленным «кольцом блокады» зрители могут увидеть осадные немецкие мортиры «Дора» и «Берта», направленные на Ленинград и несущие смерть и разрушения. Все небо испещрено лучами прожекторов, создающими тревожное ожидание авианалета. Возникает сложная игра смыслов. Осадные орудия бьют по городу, лучи прожекторов «шарят» по ленинградскому небу, взгляд жителей и защитников города устремлен на предупреждающее объявление об артобстреле, но, несмотря ни на что, они продолжают слушать великую музыку.

 

Под архитектурными символами Ленинграда (Петропавловская крепость, Дворцовый мост, Исаакиевский собор), размещены исписанные детским почерком 9 листов дневника Тани Савичевой. По мере чтения дневника, зритель осознает, как от холода и голода простую ленинградскую семью покидала жизнь. Дневник Тани Савичевой - это документальное свидетельство и трагический символ гибели сотен тысяч мирных жителей Ленинграда. Перед листами лежит блокадная пайка хлеба - 125 грамм. Выполненная в натуральную величину, блокадная пайка положена на специальной выносной полочке, чтобы зритель мог прикоснуться к ней, положить на нее свою ладонь и ужаснуться, насколько мала была эта норма хлеба. В рельефе изображены и фигуры красноармейцев, пытающиеся выйти с «Невского пятачка». «Невский пятачок» - одна из самых героических и трагических страниц не только блокады Ленинграда, но и всей советской военной истории. От «Невского пятачка» до Волховского фронта было всего 10 километров. В 1941-1943 годах войска Ленинградского фронта около 400 дней пытались прорвать в этом месте блокаду. В левой нижней части рельефа изображены движущиеся навстречу врагу и разрывающие кольцо блокады линкор «Марат» и тяжелый танк КВ-1.Этот танк выпускался в Советском Союзе только на Кировском заводе, который продолжал работать все 900 дней блокады. Поэтому танк КВ-1 является еще и символом трудового героизма ленинградцев. Над «Невским пятачком» изображена «Дорога Жизни» - автомобили, везущие хлеб в блокадный город по льду Ладожского озера.

 

В завершении телемоста собеседники из Санкт-Петербурга подчеркнули, что хотели бы в мае приехать в Екатеринбург, чтобы лично поучаствовать в церемонии открытия обновленного Широкореченского мемориала.

Просмотров: 2272

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 29 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером