Сообщить новость
18 мая в 09:57

За одну остановку в «собачьем ящике» - 2 копейки. Какими были первые екатеринбургские автобусы и маршруты в СПЕЦПРОЕКТЕ JustMedia

Длина каждого маршрута составляла 6 верст.

Именно такие автобусы пассажиры прозвали «собачьими ящиками»
Именно такие автобусы пассажиры прозвали «собачьими ящиками»
Добавить в избранное

Регулярные автобусные рейсы как альтернатива извозчикам появились в Свердловске (Екатеринбург был переименован 3 ноября 1924 года) только в 1925 году. До этого времени основным видом общественного транспорта оставались экипажи. В сегодняшнем спецпроекте JustMedia.ru о становлении общественного транспорта мы расскажем о первых автобусных маршрутах, стоимости проезда, а также зачем колеса «собачьих ящиков» на ночь замачивали в бочке с водой.   

 

 

              Так выглядел автобус марки Ford, передвигавшийся по Свердловску в 1920-е годы

                                               

Первые 5 небольших автобусов Ford на 12 мест горкомхоз закупил только в 1925 году. В апреле того же года были разработаны 4 маршрута.

 

Маршрут №1 шел от главного вокзала по Арсеньевскому проспекту (улица Свердлова), сворачивал на Колобовскую (Толмачева), далее по Уктусской (8 Марта) и на 2-ю Загородную (Фрунзе).

 

 

                                                  Сначала  автобусы двигались только по первым двум маршрутам         

 

«Маршрут был обусловлен тем, что многие жители сел и деревень приезжали на заработки в город по железной дороге, а дальше разъезжались по предприятиям. Большинство из них были расположены в то время в центре города. Раньше железнодорожная линия шла по Восточной и заканчивалась Плотинке», -  рассказывает JustMedia заместитель генерального директора по управлению персоналом и общим вопросам ЕМУП «МОАП» Ирина Никитенко.
 

 

 

Вторая линия пролегала от ВИЗа до Шарташа: Главный проспект - Успенская улица (Вайнера) - Покровский проспект (Малышева) – Злотоустовская улица (Розы Люксембург) - Сибирский проспект (Куйбышева). Третий маршрут был от главного вокзала до Сибирской заставы (перекресток улиц Восточная - Декабристов). Четвертая линия вела от Уралмашстроя до ВИЗа.

 

 

            Так выглядел автобус марки Ford, передвигавшийся по Свердловску в 1920-е годы

 

Каждая линия делилась на 3 станции, которые находились друг от друга на расстоянии двух верст. Автобус должен был преодолевать этот путь за 15 минут. Длина каждого маршрута составляла 6 верст. Автостанция располагалась на площади 1905 года. На крышах и по бокам автобусов размещалось подробное описание маршрутов.

 

 

 

Движение первого в городе общественного транспорта должно было начинаться в 7.00 и заканчиваться в 17.00. В праздники и выходные автобусы ходили с 12.00 до 21.00. Стоимость поездки зависела от количества верст, которое проехал пассажир. Чтобы проехать одну остановку, необходимо было заплатить 2 копейки.

 

 

                                       Автобусная станция на площади 1905 года, 1925 год

 

2 мая 1925 года по Екатеринбургу начали движение несколько рейсовых автобусов по первым двум маршрутам. Всего на тот момент, учитывая старые машины, в автопарке находились 17 автобусов. Были среди новых машин те, которые напоминали собачью будку, поэтому в народе их так и прозвали: «деревянные собачьи ящики».

 

       Так выглядел автобус марки Ford, передвигавшийся по Свердловску в 1920-е годы

 

«Помимо водителей и кондукторов были специально обученные механики, которые полностью готовили автомобиль к выходу на рейс. После завершения трудового дня необходимо было снять колеса и замочить их в бочке с водой, чтобы деревянные спицы и ободья не рассохлись и не скрипели во время движения. Управление автобусного движения располагалось на Уктусской, 18», — говорит Ирина Никитенко.

 

 

По данным девятого номера журнала «Хозяйство Урала» (1926 год), за девять месяцев автобусы перевезли 894 485 человек. В месяц с одного автобуса зарабатывали в среднем 56 рублей 25 копеек.

 

«Выяснилось, что Ford не совсем удобен для нашего города из-за их неустойчивости и наиболее подходящими для наших условий с точки зрения прочности, скорее всего, будут итальянские автобусы Fiat и английские «Лейланды», - говорилось в журнале.

 

                                       Английский автобус  «Лейланд» идет по первой линии

 

О том, что как выглядела первая форма шоферов и кондукторов, а также о первых правилах дорожного движения в Свердловске, читайте в следующем материале JustMedia.ru.

 

ФОТО: предоставлены музеем ЕМУП «МОАП» и музеем «Истории трамавая и троллейбуса в Екатеринбурге». Также при подготовке были использованы материалы из книги «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет».  

 

О первом общественно транспорте города – извозчиках – читайте здесь. О колесившей по улицам родного города «старой говядине» здесь. 

 

 

Просмотров: 1573

Автор: Екатерина Турдакина

© JustMedia

Фотограф: Владислав Бурнашев


Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости


Новости партнеров


Loading...

Комментарии ВКонтакте


Комментарии facebook


Последние события

Читайте также