Послезавтра в филармонии прозвучит ?Реквием? Джузеппе Верди.
Послезавтра в филармонии прозвучит ?Реквием? Джузеппе Верди.
В Свердловской филармониирешили сменить концертную политику.От ?случайных? ? с кем смогут договориться концертов зарубежных звезд ? перешли к постоянному сотрудничеству с концертными организациями и фондами. Первой ласточкой новой политики станет концерт 10 июня, где ?Реквием? Джузеппе Верди исполнят оркестр филармонии и хор Оперного театра под управлением приглашенного дирижера Марка Лейкока. Появление последнего на сцене филармонии ? как раз результат первых шажков в новых отношениях нашей филармонии и мировой симфонической сцены. Проект был осуществлен благодаря поддержке фонда ?SoliDeoGloria?, который занимается продвижением духовной классической музыки. Наш оркестр порекомендовал фонду Боб Джонс ? вице-президент по вопросам культуры Кеннеди-центра. А фонд, в свою очередь, спонсировал проект и предложил нам своего дирижера. Результаты этого сотрудничества мы и услышим послезавтра.
Реквием (по начальному слову латинского текста "Requiemaeternamdonaeis - Domine" ? "Вечный покой даруй им, Господи"), заупокойная месса ? жанр трагический, монументальный. Если элегии ?на смерть N? и так далее пишутся, как правило, молодыми поэтами,которых трагизм притягивает по неопытности, то ?реквием? ? это как правило произведение зрелого поэта или композитора. Несмотря на ?заупокойную? тему ? это вовсе не обязательно ? скорбная музыка. Реквием ? это молитва о покое: ?Libera me Domine?. Освободи меня, Господи.
К теме реквиема обращались многие композиторы. Существуют канонические и модернистские версии Бриттена, Берлиоза, Листа, Брукнера, Дворжака, Верди. Самые известные ? реквиемы Моцарта и Верди.
Еле слышный шепот хора, на фоне которого звучит квартет солистов. Шепот переходит в грозную часть ?День гнева? (Diesirae), рисующую картины Страшного суда. Потом ? неторопливые светлые части, и, наконец ? развернутый финал ?Освободи меня?. Напряженное хора, дуэт хора и сопрано, наконец финальная фуга. Реквием полон драматизма, который только больше усиливается латинским текстом. Латынь ? наверное, самый мелодичный язык. В нем срывается чеканный ритм смягчаемый магической аллитерацией. Когда звучит латынь, слышишь не столько хор или сольный голос, но шум веков, античная культура, христианская ? они словно сконцентрированы вэтих строчках. Requiem aeternam dona eis, Domine
Артем ШАТУНОВ
Фото: Арсения Мазуренко
Просмотров: 2815