Борис Долинго: ?Я бы дал Головачеву еще раз, но нельзя. Аэлита бывает раз в жизни?.
JM, Екатеринбург, 2 августа.
Еще с советских времен фантастика была самым популярным чтивом, в отличие, от того же вестерна (идеологически чуждого), серьезной прозы (она вся почти маргинальна ? кроме классики 19 века). Фэнтези бродило в самиздатовских списках, а научную фантастику даже издавали официально. На волне идеологии (или даже вопреки), было ощущение, что еще буквально пройдет десяток лет ? и все люди будут замечательными, трудолюбивыми, научными работниками. Другого просто пути как бы не было ? вот только наука человеку нужна. И, в общем, жить будут люди прекрасно и никогда не будет войн ? и все это сделает наука. И в это верилось многим людям, особенно молодым научным работникам. Для ?технической интеллигенции? фантастика была заменой советской религии ? спорту. Немудрено, что вокруг приза от редакции журнала ?Уральский следопыт?, учрежденной в 1980 году, быстро сформировался первый в СССР фестиваль фантастики. Та самая ?Аэлита? которая на днях собиралась в 22-й раз.
Обычно премии ? активнейшие участники литературного процесса. Оживляют среду, вводя новые имена, да и сама жанровая среда формируется из замысловатого коктейля начинающих публикантов, ?звезд?, критиков и прочих существ. ?Аэлите? с самого начала не повезло. То есть, в смысле среды все было отлично: из простой церемонии награждения она быстро стала (тогда, в восьмидесятые) центром притяжения писателей и любителей всея СССР. И общение, и обмен опытом и самиздатом и так далее. А вот с новыми именами и ?оживлением? этой самой среды заминка вышла. Влиять на издательский процесс тогда премия не могла (понятно почему). И награждали ей ?За выдающийся вклад в развитие отечественной фантастики?. В то время, когда публикаций было мало, а известных фантастов еще меньше, это работало. В начале девяностых, когда печатать стали все подряд и всех подряд, плотная ?тусовка? любителей фантастики распалась (бросились перечитывать свежеизданную классику и новых авторов), сама ?Аэлита? не смогла найти денег и все на пару лет заглохло. Так и не добившись авторитета на книжном рынке. Премию взял под крыло ?Книжный клуб? - екатеринбургская ассоциация книжной торговли. До 2003 года премия-фестиваль как-то вяло существовала ? больше в новостных сюжетах, чем в картинке книжного дела отечества. С 2003 года организаторы встрепенулись и привлекли ?административный ресурс? (председатель оргкомитета фестиваля, писатель Борис Долинго, стал заместителем директора МУП ?Столица Урала?), а с этого года их поддерживает и крупное издательство ?У-Фактория?. Изменилось ли положение сейчас?
Глубоко симпатичен сам принцип подбора материалов. Только новые авторы. Жанры ? рассказ, короткая повесть, литературная критика. Малая проза обычно c неохотой издается ? читатель предпочитает саги? Как пишут составители-организаторы Евгений Пермяков и Борис Долинго: ?Начинающие писатели, чтобы заявить о себе, готовы на многое: экспериментировать, искать новые формы, придумывать странные миры, изобретать нетривиальные сюжетные линии, а то и вовсе новые жанры. И, честно говоря, почему-то кажется, что именно благодаря ?безбашенности? дебютантов фантастическая литература не застывает в формах классических произведений, а поступательно развивается, несмотря ни на что?. Рассуждать о качестве текстов в сборнике молодых авторов ? малоэтично в обзоре. Это дело ведущих ?семинаров начинающих писателей?. Все, заявленное составителями, вся творческая безбашенность, в текстах присутствует. Сюжеты часто более удачны и лучше выстроены, чем у ?профессионалов?-мастеровых. Пишет большинство отвратительно, так в фантастике и не требуются джойсовские заморочки.
В литературном процессе существуют такие понятия - прямая и обратная задачи. Литературные премии решают в каком-то смысле обратную задачу - стараются привлечь внимание читателя и издателя к тем литературным явлениям, которые, по мнению жюри этих премий, того заслуживают. К решению же прямой задачи, то есть к созданию произведений, которые в силу своих литературных достоинств способны обратить на себя внимание читателя и привлечь внимание общества к тем или иным проблемам, премии не имеют отношения. Литературные премии - это градусники, которые с теми или иными погрешностями пытаются измерить температуру литературного процесса. Если ?Аэлита? - градусник, то градусник процесса буквально фантастического? Потому что к реальной ситуации в литературе отношения почти не имеет. Только чуть затрагивает его ? когда случайно, а в большей степени ? авансом.
Артем ШАТУНОВ
Просмотров: 2254