Организаторы фестиваля «Цой жив» перенесли публику в эпоху Ленинградского рок-клуба.
Предупреждаю сразу, никакой объективной оценки и взвешенной критике в этой статье не будет. Это всего лишь субъективный взгляд человека, который мечтал попасть на фестиваль «Цой жив» и попал на него.
Надо отдать должное организаторам — атмосферу им как раз передать удалось. Несмотря на то что арена КРК «Уралец» оказалась в десятки раз больше подвала дома на улице Рубинштейна, 13, репертуар, грязный звук, духота и, главное, видеоряд создавали ощущение, что ты здесь, в середине 1980-х. Ты знаешь, что слово «рок-н-ролл» под запретом, и оттого его слаще произносить. Ты готов к тому, что в любой момент может нагрянуть милиция и завести на тебя дело. Но перед тобой на сцене стоит 25-летний кореец с гитарой и слегка гнусавым голосом поет о свободе. И эти песни, и этот голос делают тебя свободным.
Не обошлось и без сюрпризов. Организаторы, отказавшись от услуг конферансье Артемия Троицкого, пригласили вести концерт еще одного из основателей Ленинградского рок-клуба Александра Семенова. Компанию ему составил Михаил Семенов, лидер группы «Декабрь». В паузах между выступлениями групп ребята с воодушевлением травили байки о бытности рок-клуба и собственно об имениннике — Викторе Цое. Интересно и ненавязчиво. Помогая понять, каким же он был — легендарный рок-музыкант. Публика вела себя уважительно, внимала каждому слову ведущих. Кто-то с интересом, кто-то с
Приятным открытием для меня стала молодая группа «F.P.G.». ребята очень круто и мощно, с надрывом и истерикой исполнили, в общем-то, спокойную «Легенду». Это было нечто.
Сильно разочаровала группа «Ю-Питер». Вообще, уважение к нашему земляку Вячеславу Бутусову у меня пропало, когда он варварски прекратил существование «Наутилуса Помпилиуса». И все его нынешнее творчество в составе новой группы наглядно демонстрирует — надо было остановиться тогда, в конце 1990-х, с выходом «Яблокитая», после творческих и идеологических разногласий с Ильей Кормильцевым. Как ни старался бывший гитарист «Кино» и нынешний «Ю-Питера» Юрий Каспарян вытянуть виртуозными соло выступление группы, Бутусов все портил. Своим приевшимся хриплым голосом он читал по бумажке тексты самых заезженных песен Цоя. Я ждал, скрестив пальцы, что Бутусов не будет петь свой «Гибралтар-Лабрадор» или «Девушка по улице гуляет босиком», а исполнит что-нибудь из «Нау». И дождался. Но лучше бы он этого не делал. С такой же апатией, как и песни Цоя, он спел «Шар цвета хаки». Песню, которой он взорвал рок-клуб, из-за которой девочки были готовы рвать на себе одежду, которая стала гимном поколения. Если бы он так же, как сегодня, исполнил ее в рок-клубе, его карьера музыканта закончилась, бы не начавшись.
Закрывала фестиваль группа «ДДТ» — главный сюрприз концерта. «ДДТ» не была заявлена в афише, Юрий Шевчук подтвердил свое участие за несколько недель до юбилея. Группа настраивалась долго. Не дождавшись конца настройки, Юра вышел на сцену и сказал: «Вот поэтому мы редко участвуем во всяких фестивалях. Постоянно возникают какие-то накладки…»
Присутствие «ДДТ» на фестивале было, действительно, неожиданным. Юрий Шевчук практически не поет чужих песен и из бесчисленного количества трибьютов перепел только «Дом» Владимира Высоцкого. Но тут он спел сразу две цоевские песни, отдавая дань человеку, который вместе с Майком Науменко и Борисом Гребенщиковым принял молодого уфимского рокера в Ленинградском рок-клубе.
А после очередной песни Шевчук взял микрофон и заговорил: «Когда я дал согласие играть на этом фестивале, меня попросили организаторы спеть одну песню. Это песня «В последнюю осень». Это было летом 1991-го года. Я читал стихи Пушкина, когда узнал страшную новость — Витя Цой погиб. И я сел и написал эту песню, в которой в результате чудесным образом переплелись Цой и Пушкин».
«Последним костром догорает эпоха…»,— пел Шевчук. А я смотрел вокруг на взрослых мужиков, которые поняли вверх зажигалки и, обнявшись, покачивались в такт песне, и понимал — прошла эпоха русского рока. Она ушла вместе с Цоем, Науменко, Башлачевым, Кормильцевым. Ушла вместе с Советским Союзом, Ленинградским и Московским рок-клубами. Нету больше на улицах грязных панков и неформалов с длинными немытыми волосами, фенечками и гитарами. Им на смену пришли хипстеры, в субкультуре которых нет ценностей. Да и субкультуры, как таковой нет, есть только узкие штаны и очки в толстой оправе. От этого грустно, но, видимо, это неизбежный процесс.
Цой умер, и дело его умерло вместе с ним. Нам досталось только его творчество. Фестиваль «Цой жив!» — это все равно, что филармонический оркестр, играющий Моцарта — красиво, но это не сам Моцарт.
ФОТОрепортаж с фестиваля «Цой жив» смотрите здесь.
Просмотров: 4911
Автор: © Евгений КАТЫХИН, фото — Александр МАМАЕВ