Святая Екатерина показала свой лик екатеринбуржцам. В музей изобразительных искусств привезли шедевры иконописи со всей России

На выставке в обновленных залах представлены картины спустя 8 лет реставрации.

Впервые за последние восемь лет в Екатеринбургском музее изобразительных искусств появились шедевры иконописи. Те работы, которые находились там раньше, сняли с выставки еще в 2010 году, потому что поддерживать температурный режим должным образом было крайне трудно. Теперь же многие картины прошли реставрацию и благодаря новому партнеру – Фонду святой Екатерины залы для экспозиций привели в порядок. В основе экспозиции, которая отныне станет постоянной, представлены отреставрированные работы: одна часть посвящена святой великомученице Екатерине, другая – невьянской иконописи.

 

 

С помощью Фонда святой Екатерины были отремонтированы залы, в которых выставлены экспозиции, закуплено необходимое оборудование, расширяющее возможности экспонирования музейных шедевров. Иконы для выставки были перевезены на Урал из музейных и частных собраний тоже на средства фонда.

 

 

«В этом небольшом зале представлены иконы разных эпох и разных школ из частных и музейных собраний Москвы и Екатеринбурга. На выставке можно проследить как эволюцию стилистики иконографии, связанной с великомученицей Екатериной, так и особенность ее почитания в нашей стране. В русской иконографии присутствовали западные традиции, которые были связаны с обмирщением искусства, поэтому работы носят характерный западный стиль», – рассказала искусствовед Екатерина Журбина.

 

Создание экспозиции стало возможным благодаря проделанной многолетней реставрационной работе, а также финансовой поддержке Фонда святой Екатерины. В музейных залах была проведена реконструкция пространства, в одном из них и представлены 55 икон из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

 

 

Специально для этой выставки из запасников достали иконы, которые долгое время были недоступны для всеобщего обозрения: это икона святой великомученицы Екатерины, которая до 1930 года находилась в главном Екатерининском соборе, а также икона из Ново-Тихвинского монастыря.

 

«Впервые в нашем городе открылась выставка, посвященная святой Екатерине. Это прекрасный подарок екатеринбуржцам и гостям города к Новому году и Рождеству. В планах фонда — создание музея небесной покровительницы Екатеринбурга. Уверен, что к 300-летнему юбилею у нашего города такой музей появится, и мы сможем привозить в музей работы со всего мира, в первую очередь, из Европы», – рассказал директор фонда Александр Андреев.

 

 

В зале с экспозицией, посвященной великомученице Екатерине, представлено около 40 произведений русского искусства конца XVII – начала XX века. В нее включены экспонаты из шести музеев России: Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Московского музея русской иконы, Ярославского художественного музея, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», Музея военной техники Уральской горно-металлургической компании. Также произведения из частных коллекций музею передали московские и екатеринбургские коллекционеры.

 

Иконы, по словам сотрудников музея, самые капризные произведения искусства. Температура воздуха в помещении, где висят шедевры иконописи, должна поддерживаться в районе 18-20 градусов тепла, а влажность должна составлять 50-55 %. Эти требования необходимы для всех произведений искусства, для икон в том числе. Самое главное для иконописи – стабильная температура без резких перепадов. В истории нашей страны были случаи, когда в период разрушения храмов иконы валялись на чердаках: там они лежали в холодных складах, но были сохранны. Стоило их поместить в теплый климат, они разрушались.

 

 

«Для разных коллекций музея требуются разные климатические условия. Просто некоторые коллекции более чувствительные к воздуху и уровню влажности. Как правило, в классических собраниях это требование самое сложное, потому что необходим зал с устойчивым климатом. Сейчас благодаря фонду в музее есть отдельное пространство, в котором мы можем влиять на влажность и температуру и не бояться выставить главные предметы экспозиции. Надеюсь, что иконы здесь будут себя хорошо чувствовать», – рассказал директор Екатеринбургского музея Никита Корытин.

 

 

«У нас есть реставраторы, которые будут следить за температурой влажности воздуха и сохранностью икон. В постоянной экспозиции все картины отреставрированы в той или иной степени: где то укреплен крашеный слой, где-то выполнено полное раскрытие картины. Некоторые иконы из коллекции музея, посвященные Екатерине, еще требуют раскрытия (реставрации). После этого они будут выглядеть по-другому. Краски будут более яркие и свежие. Реставрировать иконы будут наши музейные реставраторы Олег Бызов, Максим и Михаил Рутковские», – отметила заведующая отделом изобразительного искусства и отделом реставрации Ольга Горнунг.

 

 

В экспозиции также представлен «золотой век» невьянской иконы – конец XVIII - середина XIXвека. Он считается одним из лучших периодов расцвета иконописания в Невьянске, во время, когда развивались мастерские. В зале представлен комплекс из усадьбы Харитоновых – серьезный памятник культуры, который сохранился до наших дней. Интересно, что в усадьбе была часовня, в которой был иконостас. В начале XX века его разобрали, а иконы распределили по музейным собраниям. Впервые в музее представлена икона Николая Чудотворца – самого почитаемого святого на Урале. Именно с его лика начинается экспозиционный ряд.

 

Выставка «Святая Великомученица Екатерина. Избранные произведения из музейных и частных собраний» будет представлена с 19 декабря в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. 

Просмотров: 7683

Автор: Екатерина Кунникова

Фотограф: Антонина Пыжьянова

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости