Иностранцы предложили Екатеринбургу менять архитектуру, транспорт и лицо

Форум «Креативный город» прошел в рамках «ИННОПРОМа-2012».

 

Форум «Креативный город» в рамках международной промышленной выставки «ИННОПРОМ-2012» оказался жарким. Несмотря на то что экспертами на нем выступали архитекторы и философы из солнечных Италии и Испании, жару здесь задавали суровые уральцы.
 

Мероприятие, скорее всего, задумывалось, как обмен опытом с европейскими коллегами, но не получилось. Видимо, иностранцы неправильно поняли смысл форума. И вместо ценного опыта привезли бесценные философские рассуждения.

«Основой в развитии городов во все времена была культура,— начал лекцию профессор архитектуры независимого университета Барселоны Хосе Асебильо Марин.— Однако в XIX веке культуру сменило техническое развитие. Развитие промышленности стало менять жизнь в городе, она стала развиваться параллельно с развитием аэропортов, дорог и мостов. Однако в конце XX века снова поменялись тенденции. Стремительное развитие информационных технологий стало влиять на качество развития».

Плавно лекция перетекла в более конструктивное русло. Хосе Асебильо Марин заговорил об эффективности городов, о их стремлении к метаболизму (после выходных всегда наступают будни, после праздничных дней — рабочие).
 

Архитектор заговорил о насущных проблемах и том, как в идеале они должны решиться. Хотя, говорят, идеала достичь невозможно.

«Сейчас мы наблюдаем огромное количество транспорта,— рассказал Хосе Асебильо.— В Барселоне в часы пик машин в два раза больше, чем в Москве. Нужны матрицы для нового передвижения по городу. Надо перейти от общественного транспорта к индивидуальному, причем это должны быть не просто машины, это должны быть компактные одноместные электромобили».
 

Архитектор щелкал пультом и за его спиной на белой стене один за другим сменялись кадры футуристических капсул на колесиках, которые складываются на парковках едва ли не до размеров чемодана.

«Измениться должны и дороги,— продолжал фантазировать архитектор.— Они должны вырабатывать электричество от движения транспорта по ним. Над такими дорогами уже работают в Японии, они уже есть в Тель-Авиве».

В конце лекции именитый архитектор покритиковал архитектуру Екатеринбурга:
 

«У вас слишком зеленый город, вам нужно отречься от чрезмерно зеленой архитектуры,— заявил Хосе Асебильо.— Я прошелся по выставке, посмотрел некоторые макеты. Какие-то нелепые, абсолютно уродливые башенки, уродство которых компенсируется зеленым деревом. Это очень глупо».

Вообще, тема мобильного транспорта так или иначе мелькала в докладах всех иностранных экспертов. Профессор института архитектуры Барселоны Александр Иванчич заявил, что многие испанцы отказываются от автомобилей в пользу велосипедов. Поэтому сейчас они работают над массовым внедрением электровелосипедов.
 

Профессор антропологии из Италии Франко Ла Чекла поделился своими впечатлениями от прогулки по Екатеринбургу. Итальянцу не понравилась «площадь сразу за мостом на центральном проспекте». Вероятно, профессор говорил либо о площади 1905 года, либо о площади Труда.

Франко Ла Чекла говорил о том, что любой город может изменить свое лицо, повинуясь требованиям времени: «У нас в Италии есть город Турин, который раньше был промышленным. Он перестал производить автомобили, но это ему не помешало. Город смог измениться и обрел свое лицо, стал культурным городом. Проблема Екатеринбурга — большие пространства, их тяжело колонизировать».

В отличие от иностранцев наши спикеры говорили ближе к теме. Проректор УрФУ Дмитрий Бугров уверен, что развитие города зависит от количества туристов.

«Никогда не поздно включиться в гонку за туристическую привлекательность,— считает педагог.— Туристический интерес актуален в любом возрасте, и многие европейцы любят открывать для себя новые страны в достаточно преклонном возрасте, уже выйдя на пенсию. А на рынке глобального туризма особенно ценна креативность. Даже наша молодежь отошла от отдыха уровня трех S — Sea, Sun, Sand (море, солнце, песок — прим. ред.). Мы устаем от европейских столиц и едем в Латинскую Америку или Африку. Мне нравится сравнение с Турином, но оно слишком лестное. Нам бы ваш музей египтологии или «Ювентус»…»
 

Директор центра современного искусства Алиса Прудникова затянула старую песню об индустриальной биеннале. Она сравнила свое творение с американским опытом: «Правда, у нас проходит индустриальная биеннале, а в Сан-Хосе — постиндустриальная».

Идеальную, но какую-то мутную картину черными красками реальности украсил глава гильдии управляющих и девелоперов Урала Андрей Бриль: «Туристам в Екатеринбурге делать нечего! Сюда едут только по делам и вынуждены убивать свое свободное время, знакомясь с местной культурой. Наша заявка на ЭКСПО-2020 представлена, как глобальный разум. Но что это? Я не понимаю. И поэтому считаю, что нам надо представлять Екатеринбург, как полуторамиллионный город, который находится в процессе трансформации».

Андрей Бриль выделил несколько основных проблем Екатеринбурга. Первая, по его мнению, это плотность застройки в центре: «Зачем устраивать деградацию центра, если в городе много места? Ветхие дома, промзоны, пятиэтажные хрущевки, которые тоже отживают свой срок. На их месте и можно вести застройку».
 

Другие проблемы — это необходимость комплексной реконструкции инженерной инфраструктуры города и отсутствие социального жилья.

«Кроме того, нам не хватает ресторанов с нормальной едой и ценами,— заявил Бриль.— Таких цен я даже в Париже не видел. Не хватает культурных событий мирового уровня, рекреационных зон, медицины, образования, дорог и памятников архитектуры. У нас нет памятников архитектуры, кроме купеческих лабазов и невнятных домиков, в которых когда-то останавливались второсортные купцы и революционеры. Нет даже достойных зданий эпохи конструктивизма, памятников материальной и духовной нищеты».

Впрочем, по мнению Андрея Бриля, город не безнадежен. Просто не надо пытаться сделать его для туристов, а надо делать для жителей. 

 

ФОТОрепортаж с форума «Креативный город» смотрите здесь.

 

Просмотров: 3898

Автор: © Евгений КАТЫХИН, фото — Александр МАМАЕВ

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости