Путин и Евросоюз так и не смогли договориться в Екатеринбурге насчет Сирии. Еще раз попытаются на конференции «Женева-2»

Европа продолжает поддерживать повстанцев, а России — правительство Сирии.

Неожиданно одним из самых животрепещущих и обсуждаемых на саммите Россия—ЕС в Екатеринбурге вопросов стала ситуация в Сирии. Хотя, по сути, все дискуссии оказались бессодержательными — стороны не пришли к единому мнению, а остались при своих.

 

Президент России Владимир Путин, по-прежнему считает недопустимым поддерживать в североафриканской стране оппозицию.

 

«С нашей стороны вновь подчеркнуто, что любые попытки повлиять на ситуацию силой, прямым военным вмешательством обречены на провал и неизбежно повлекли бы тяжелые гуманитарные последствия. Мы дали, конечно, и нашу оценку принятому на прошлой неделе министрами иностранных дел стран ЕС решению по снятию эмбарго на поставки оружия сирийской оппозиции. Не буду скрывать, нас это разочаровало»,— подчеркнул Путин.

 

Херман Ван Ромпей уверен, что Европа должна навязать демократию Сирии

Председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей, представляя позицию стран Евросоюза, продолжал настаивать на своей позиции навязывания Сирии демократии:

«Европейский союз продолжит работать, чтобы утвердить демократическую форму правления в Сирии, чтобы страна оставалась единой, чтобы соблюдались права меньшинств и чтобы развивалась экономика».

 

В чем выражается эта поддержка, уже известно. Европа активно продает сирийским повстанцам оружие.

 

«Мы не продлили коллективное эмбарго на поставки оружия, то есть каждая из стран-членов будет самостоятельно принимать решение, поставлять оружие или не поставлять. Но многие члены решили не поставлять пока кому-то оружие, чтобы у переговорного процесса был реальный шанс на продвижение и успех»,— заявил господин Ромпей.

 

Представители Евросоюза оказались солидарны в вопросе эмбарго на поставку оружия сирийским повстанцам

В свою очередь журналист Reuters своим вопросом упрекнул российскую сторону в продаже систем ПВО С-300 Дамаску.

 

Путин не стал юлить — он сразу сослался на международный договор по непоставке вооружений неправительственным формированиям, принятый Организацией Объединенных Наций по инициативе Великобритании. Более того, он выразил надежду, что и его оппоненты в этом вопросе будут соблюдать правила и принципы, принятые ООН. После этого Президент России напомнил и про второй документ, принятый уже Евросоюзом в 1998 году. Это соглашение запрещает поставки оружия в конфликтующие регионы мира.

 

«Мы исходим из того, что это, конечно, может быть, не юридически обязывающий документ, но это всё-таки такая моральная база для работы в этой чувствительной сфере,— заявил Путин.— Что касается российских поставок, напомню, что российские поставки вооружения в Сирию осуществляются на основе транспарентных международно признанных контрактов. Они не нарушают никаких международных положений и осуществляются исключительно и целиком в рамках международного права. Что касается С-300, то это один из лучших комплексов ПВО в мире, если не лучший — лучший, наверное. Это, конечно, серьезное оружие, мы не хотим нарушать баланса в регионе. Контракт был подписан несколько лет назад, он пока не реализован».

 

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров решил попытаться договориться на конференции «Женева-2»

По словам обеих сторон, очередная попытка прийти к единому мнению будет предпринята на международной конференции «Женева-2», в которой примут участие не только Россия, США и Евросоюз, но и представители сирийских противоборствующих сторон.

 

«Международное сообщество должно взять на себя ответственность перед лицом гуманитарной трагедии, которая разворачивается сегодня в Сирии и очень негативно влияет на безопасность, стабильность и экономическое развитие в регионе и за его пределами,— подчеркнул господин Ромпей.— Цель конференции должна быть следующей: повышение доверия, открыть доступ для гуманитарной помощи, выпустить заключённых, постепенное прекращение огня, дать мандат миротворцам ООН и так далее. В дальнесрочной перспективе мы должны начать процесс перехода, когда замолчат орудия и будут говорить дипломаты».

 

Жозе Мануэл Баррозу уверен, что нельзя вести войну без доступа к гуманитарной помощи

Впрочем, с организацией «Женевы-2» не все так просто. Как отметил Путин, свои обязательства Россия выполнила — убедила сирийское руководство в необходимости переговоров. Проблема осталась только с оппозицией.

«Мешает отсутствие, видимо, доброй воли со стороны вооруженной оппозиции, отсутствие единой платформы со стороны оппозиции и невозможность определить состав участников со стороны вооружённой оппозиции для участия в этой конференции»,— отметил Путин.

 

При этом Президент России добавил, что не со всеми повстанцами он готов вести диалог:

«Телевизионные каналы показывали, как члены вооруженной сирийской оппозиции достают внутренние органы своих убитых врагов и съедают их. Надеюсь, что таких участников переговоров в «Женеве-2» не появится, иначе мне будет трудно обеспечить безопасность российских участников. Пожалуй, трудно будет и принять участие в работе с такими людьми».

 

Переговорщики ударили по рукам, но ни о чем не договорились

Европейские дипломаты называют сложившуюся ситуацию в Сирии гуманитарной катастрофой.

 

«Европейская комиссия — это крупнейший донор валютной помощи, равно как и Евросоюз; все страны-члены Евросоюза выделяют больше всего средств на содержание тех беженцев, которые покидают Сирию,— заявил глава Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу.— Но необходимо гарантировать беспрепятственный и безусловный доступ гуманитарной помощи жертвам насилия. Нужно четко дать понять как правительству, так и оппозиционным партиям, что необходимо предоставить такой доступ».

 

Все стороны выразили надежду на второй раунд переговоров в рамках конференции «Женева-2». Но приведет ли он к позитивным сдвигам, до сих пор сомнительно.

 

ФОТОрепортаж с саммита Россия—ЕС смотрите здесь.

Просмотров: 3158

Автор: Евгений Катыхин

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости