Свердловские власти изобрели вакцину против «кадрового голода». Регион будет готовить инженеров «на вырост»

Профессионалов будут взращивать в садиках, профильных школах и на крупных предприятиях.

Главные свердловские конструкторы под председательством губернатора Евгения Куйвашева обсудили концепцию комплексной программы «Уральская инженерная школа». Сегодня перед регионом стоит задача ликвидировать «кадровый голод» по специальностям инженерного профиля, а для этого необходимо заниматься подготовкой специалистов, и делать это, по мнению экспертов, нужно начиная с детского сада, в тот момент когда можно пронаблюдать, есть ли у ребенка интерес к технике.

 

«В дошкольных образовательных учреждениях необходимо укреплять материально-техническую базу, школы оснащать лабораториями, создавать инженерные кружки и секции, стимулировать работу педагогов. Университеты и предприятия должны разрабатывать и реализовывать совместные проекты на базе вузов, и такая практика в регионе есть. Взять к примеру, УГМК, ПНТЗ, Синару», - отметил Евгений Куйвашев.

 


По словам гендиректора «НПО автоматики им. Н.А. Семихатова» Леонида Шалимова, вопрос подготовки инженерных кадров обсуждается давно. Эксперты отмечают, что современные выпускники школ не стремятся стать инженерами.

 

«Например, из 22 бакалавров, которым задали вопрос, были ли они на свердловских предприятиях, только трое подняли руки, - рассказал Леонид Шалимов. - Нужно приобщать будущих специалистов к работе, проводить экскурсии на предприятиях. В советское время был указ, согласно которому заводы брали шефство над школами. Думаю, нам стоит вернуться к этой практике».

 


Министр образования Свердловской области Юрий Биктуганов добавил, что помимо всего прочего необходимо обеспечить информационное сопровождение программе «Уральская инженерная школа» и акцентировать на ней внимание родителей абитуриентов, поскольку в 95 случах из ста именно они определяют будущую профессию ребенка.


По словам министра, начинать готовить инженеров нужно с детского сада через интерес к развивающим играм, а затем направлять способных детей в профильные классы или школы.

 

«В программе заложено 47 мероприятий довузовской подготовки, и это не окончательный перечень. В школах на базе профильных классов нужно создавать лаборатории, открывать кружки и секции, - поддержал губернатора Юрий Биктуганов.- У нас начинает приживаться немецкая модель дуального образования, например, в Ревде, Верхней Пышме, Верхней Салде. Правда, мы еще не пришли к тому, чтобы школьники проводили лабораторные работы на предприятиях».

 


Министр также отметил, что в 2014-2015 годах в регионе будут работать порядка 20 профильных кабинетов - дополнительных образовательных площадей - с учетом сотрудничества с градообразующими предприятиями. Планируется, что подготовка инженеров станет частно-государственным проектом. 50 процентов финансирования обеспечит область, кстати, Евгений Куйвашев отметил, что готов заложить в бюджет следующего года строку финансирования программы «Уральская инженерная школа», а 50 процентов - предприятия региона.

 

«Это делается не для того, чтобы снизить нагрузку на областной бюджет, хотя это учитывалось при разработке концепции программы, а для привлечения предприятий и выстраивания адресных отношений между ними и образовательными учреждениями региона», - пояснил Юрий Биктуганов.


Директор Высшей инженерной школы УрФУ Олег Ребрин добавил, что область нуждается в системе непрерывного технического образования и эффективном трудоустройстве выпускников.

 

«Важно, чтобы они не по наслышке знали, что такое производство», - подчеркнул Олег Ребрин.


Он рассказал на примере своего вуза, как может вестись непрервное проектное обучение. Например, команде первокурсников дают задание создать инженерный продукт - спроектировать подъемное устройство. Они могут использовать для этого все свои технические знания и умения. Далее задания усложняются, позже к их подготовке подключаются и предприятия. Получается, что продукт создают, управляют им, после чего утилизируют. Ребята собирают все своими руками, но для этого нужна лаборатория и оборудование, что-то предоставляет вуз, в чем-то помогают предприятия-партнеры.

 


По словам Олега Ребрина,молодые инженеры, как правило, работают за идею, их «палкой не выгонишь» из лабораторий.



Присутствующий на обсуждении питерский эксперт согласился с тем, что воспитывать талантливых конструкторов нужно со школы.

«От осинки апельсинки не родятся. Нужно находить и взращивать профессионалов загодя", - заявил конструктор и предложил Свердловской области обмениваться с Санкт-Петербургом магистрантами. - Это будет смешением научных школ».


Также была высказана идея наладить сотрудничество с профильными инженерными школами других регионов, создать ассоциацию вузов и заняться высокотехнологичным производством.

Просмотров: 2759

Автор: Татьяна Рябова

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости