Екатерина Куземка: «Власть не должна отмалчиваться, в том числе и в отношении собственных ошибок»

Интервью с политическим вице-мэром Екатеринбурга.

Корреспондент JustMedia.ru пообщался с вице-мэром Екатеринбурга Екатериной Куземкой. Чиновница рассказала о том, как изменился Александр Высокинский, о работе с национальными объединениями и об изменении тактики работы мэрии со СМИ.

 

– Екатерина Анатольевна, вы начинали свою муниципальную карьеру в должности советника главы Екатеринбурга Александра Высокинского. Чем запомнилось то время?

 

–  Мне очень хотелось поменять сформированные ранее подходы мэрии к работе со средствами массовой информации (СМИ): не вступать в диалог с общественностью, стараться быть закрытыми от СМИ. Соответственно, сначала пришлось преодолевать внутреннюю инертность сложившейся системы, а затем долго общаться с журналистами, налаживать контакты с ними, выстраивать определенные отношения. В должности советника я провела более ста встреч с представителями различных СМИ.

 

В итоге удалось обозначить методы, оптимальные для взаимодействия власти и СМИ в сложившихся условиях. Появилось понимание, что власть не должна уходить в информационный вакуум, отмалчиваться, а быть честной, в том числе в отношении собственных ошибок. И что даже самые «неприятные» темы можно и нужно отрабатывать вместе с журналистами, которых надо рассматривать в качестве партнеров, а не врагов, как одно из связующих, важнейших, звеньев власти с населением. Тогда же сделали вывод о необходимости более оперативного и полного информирования горожан через СМИ о происходящих с участием главы и администрации Екатеринбурга событиях. Но, к сожалению, столкнулись с недостатком ресурсов, в том числе дефицитом кадров – специалистов, отвечающих и на запросы журналистов, и с недостатком инструментами.

 

Кроме того, необходимо считаться с тем, что новостной контент и обсуждения сейчас ушли в виртуальную реальность: Интернет стал главным СМИ, даже телевизионщики делают ссылки на социальные сети, чтобы повысить интерес к своим трансляциям. Именно в социальных сетях много «живых» запросов граждан на общение, решение проблем. По разным данным, в Екатеринбурге ежедневно около 600 тысяч человек заходят в различные соцсети. Поэтому и нам необходимо создавать интерактивные площадки, широко проводить, например, социологические опросы. На эти цели тоже нужны специалисты – здесь колоссальный пласт работы.

 

Еще один вывод из проведенного тогда анализа: далеко не все население мегаполиса ориентировано на Интернет, у многих горожан, особенно старшего поколения, есть потребность в печатных СМИ, периодике, но газеты в киосках достаточно дорогие. Поэтому не удивительно, что у нас более 30 тысяч заявок на бесплатную подписку для ветеранов и тружеников тыла. Исполнить эту заявку – еще один приоритет для администрации, наряду с оперативным освещением событий через Интернет и текущим мониторингом информационной повестки.

 

– Вы, по сути, обозначили задачи для так называемого медиахолдинга мэрии

 

– Вы знаете, медиахолдинг в нашем случае – слишком громкое название. Создаваемое муниципальное автономное учреждение (МАУ) «Город» намного скромнее, хотя задачи – да, согласна, схожие. В прошлом у мэрии был действительно мощный медиахолдинг. Многие об этом писали. Как и о том, что был стоп-лист на негатив и договоренности со многими СМИ по этому вопросу. Был односторонний информационный вакуум, когда СМИ рассказывали только о позитивном - и никто никого не спрашивал, что и как делать. Эта парадигма породила усталость жителей: им показывают, как у нас хорошо, а своими глазами они видят другое. И стала порождать емкий социальный запрос от населения, который сегодня сформулирован так: «Мы хотим знать, что происходит. Мы хотим, чтобы вы нас услышали и не просто кинули головой, а еще и что-то сделали с учетом нашего мнения». Это абсолютно справедливо.

 

Да, власть обязана отчитываться и спрашивать. Нам нужно научиться слышать и население, и экспертов. Искать компромисс между «народным» и «профессиональным». Для этого нужно создавать специальные площадки, брать от общества лучшие практики и реализовать их. Для этого нужны интернет-площадки, системы фильтра-сбора информации и привлеченные эксперты. Поэтому у МАУ «Город» совершенно иные – конкретные и рациональные задачи, о которых я говорила выше. Но даже под них необходимо определенное финансирование из бюджета.

 

 

 

Кроме того, форма МАУ позволяет заниматься многими видами деятельности по выполнению муниципального заказа, при этом постепенно выходя на самоокупаемость. Замечу, что такой подход позволяет оптимизировать и существенно снизить затраты на обеспечение деятельности подразделений администрации города. Мы можем достигать экономии бюджетных средств за счет собственной печати нормативно-правовых актов и широкого спектра полиграфической, сувенирной и иной продукции – которая в течении года требуется практически всем подразделениям администрации. Свои газеты позволят экономить на размещении в рекламных модулях прочих печатных СМИ. Систематизация заказов по полиграфии во всех подведомственных учреждениях сократит затраты кратно (мы разработали программу сервиса интернет-заказа и учета).

 

В целом скажу так: информирование населения по всем вопросам, касающимся деятельности органов местного самоуправления – наша прямая обязанность, установленная законом. И абсолютно понятно, что сделать это, имея только городской сайт, невозможно. Поэтому мы стремимся развивать это направление – и я надеюсь, депутаты со временем поймут, что это нужно не власти – а горожанам.  

 

А вообще, первые мои слова во время прихода на работу в мэрию всех немного шокировали. Я сказала: «Я не пришла вас рекламировать, это не моя задача. Моя задача – научить вас разговаривать с людьми, слышать их и переводить». У чиновников ведь свой язык, они очень сильно зарегламентированы законом. Но можно найти здравый компромисс, если системно работать с общественностью.

 

 

– Как выстроена работа с национальными и общественными объединениями?

 

–  Раньше с национальными и общественными объединениями в мэрии работали очень скромно, а теперь этой сфере уделяется серьезное внимание. Ведь у таких организаций возникает огромное количество предложений и вопросов к власти, требующих пристального внимания. В частности, у нас действует грантовая система поддержки национальных и общественных объединений. Но поле проблем намного шире, в том числе оно касается миграционных процессов, межнационального согласия и так далее.

 

Кроме того, в рамках департамента недавно создана и действует комиссия по противодействию экстремизму – тоже очень серьезное направление. Занимаемся и топонимикой. Казалось бы, какое отношение к этому департамент общественных связей. Тем не менее, когда провели ревизию, выяснили, что у нас, например, несколько парков Дружбы. Или поступают просьбы от жителей о переименовании улиц, тогда как другие граждане против –  к таким вопросам следует относиться очень осторожно и бережно.

 

Что касается внешнеэкономической деятельности, то, с одной стороны, Свердловская область очень плотно занимается международными мероприятиями, площадкой для которых становится наш город. С другой, все российские мегаполисы, в том числе Екатеринбург, активно развивают межмуниципальные связи с зарубежными городами. Поэтому сейчас восстанавливаем зачастую подзабытые побратимские связи и взаимоотношения с городами-партнерами. Область в этом деле серьезно «подставляет нам плечо», но и самим необходимо развиваться, выходить на новый уровень. Особенно это актуально в связи с предстоящими 300-летием Екатеринбурга, Универсиадой-2023 и Всемирным днем городов, который мы проводим сегодня в Екатеринбурге первыми среди других российских городов. Думаю, что со временем в столице Урала мы сможем организовать «межмуниципальное ЭКСПО», что позволит нам стать международным конгрессным центром. По крайней мере, к этому надо стремиться. И не нужно забывать, что проведение такого уровня мероприятий – это серьезные инвестиции в городскую инфраструктуру. Именно по такому пути пошла Казань – и все мы видим, как «расцвел» этот город.

 

 

К внешнеэкономическому блоку относится и развитие туризма. Соответствующая муниципальная программа не менялась с 2012 года, утратив актуальность. Мы же посмотрели, как выглядит Екатеринбург глазами зарубежного туриста, выделив ключевые точки для дальнейшей работы. Интересно, что сейчас значительную долю составляет деловой туризм, а нам нужно развивать и другие направления. В частности, внутренний необходимо развивать, благо, что для этого есть все предпосылки и потенциал. Так что к туризму не следует относиться поверхностно – он заслуживает внимания как перспективный сектор экономики, затрагивающий гостиничный бизнес, сферы питания, услуг и так далее.

 

– Как вы считаете, глава Екатеринбурга Александр Высокинский изменился за год работы на посту мэра?

 

– Безусловно. Из «человека-стратегии», он, сохранив ценные качества аналитика, вырастает в мэра-хозяйственника, практика, глубоко вникающего во все городские вопросы. И того же требует от своих подчиненных. Принципы, которые сейчас закладывает глава при управлении городом, концептуально важны, ведь они станут основой для дальнейшего развития Екатеринбурга.

 

Просмотров: 14369

Автор: Дарья Александрович

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости