Наши во Вьетнаме-5. Байкер-трип — первое знакомство с мотоциклом и живописными развалинами

Путевые заметки из Азии.

JustMedia продолжает публикацию серии репортажей из Вьетнама, где в настоящее время находятся наши корреспонденты. В России их назвали бы «дикарями», в Европе — бэкпекерами. Прямо сейчас они узнают страну, набивают шишки и делают неожиданные открытия. Надеемся, что эти истории помогут другим «свободным» путешественникам, которые захотят узнать о Вьетнаме и соседних странах больше, чем написано в тонких туристических справочниках.

Сорок километров до Мисона на двух колесах

Наше утро началось в 07.00. В Азии нельзя спать до обеда, весь день прозеваешь и выбьешься из ритма. Особенно, если этот день ты намерен провести за рулем мотоцикла.
В Хойане самые демократичные цены на «rent motorbike» — всего 4 доллара (80 тысяч донгов). Мы прослушали инструкцию по управлению скутером на полу-английском и полувьетнамском языке, получили два шлема и ключи, утонили место ближайшей заправки и отправились в путь.

Впечатления Михаила: «Не сказать, что это было легко. В первый раз за рулем мотоцикла, хоть он и с коробкой-автоматом, но два колеса — не четыре. Сложно трогаться, сложно останавливаться, делать маневры. И вдвойне сложно на практике познавать негласные правила вьетнамского дорожного движения, очень хаотичного и непредсказуемого. Здесь на байках ездят не только юные девушки, но и совсем молодые пацаны, пешеходы переходят дорогу в любом месте, под ногами мешаются велосипедисты — как правило, девочки-школьницы, едущие «за ручку», или иностранные туристы, которые так же как и я учатся ориентироваться в обстановке. Обгон по «встречке» здесь — обычное дело».
И вот мы тихонько, в час по чайной ложке, продвигались за границу Хойана. Нашей целью на сегодня стал древний чампский комплекс — Мисон. Предстояла дорога в 40 километров.

Историческая справка: Чампское государство существовало с IV по XIV вв. нашей эры. Корнями народность уходила к индусам, здесь верили в «модернизированных» индусских божеств и архитектурные комплексы напоминают подобные в Индии. Схожие культурные памятники есть также в Камбодже, речь идет о знаменитом Ангкор Вате . Государство пало в войне с вьетами, храмы и прочие постройки были разграблены и заброшены. Многие из них стояли, окруженные джунглями, долгие века. Мисон — один из культурных и религиозных центров Чампского государства. К середине XX века около 25 зданий комплекса были восстановлены с помощью французских археологов. Но их старания пошли прахом. Во время бомобежек американцы разрушили весь ансамбль, практически сравняли памятники с землей, сохранились остатки лишь нескольких зданий. Сегодня Мисон снова восстанавливается и находится под защитой ЮНЕСКО. При нас на площадках комплекса работали археологи, по кирпичикам собирая разрушенные войной здания. Также Мисон является одной из «обязательных» экскурсионных точек для туристов, посещающий Центральный и Южный Вьетнам.

… Выезжая из города, мы не знали дороги до Мисона. На карте Хойана, которая была в нашем распоряжении, указывалось только направление. Мы ехали по шоссе №1 — главной дорожной артерии страны. Указателей, естественно, предусмотрено не было. Приходилось останавливаться и спрашивать у местных деревенских жителей дорогу. Они кричали на своем языке — «Мисон там» и указывали рукой.

К полудню мы прибыли к «пригороду» Мисона. Первым человеком, который нам встретился, был длинноволосый маленький вьетнамец, он буквально кинулся под колеса байка, закричав, чтобы мы парковались здесь. Возле его кафе. Бесплатно! Я читала в путеводителе, что с байками в Мисон нельзя и приняла за веру слова «зазывалы» о том, что здесь организована парковка. Это оказалось лукавством, хотя предложение молодого человека нас полностью устроило. Когда мы затормозили, он торжественно заявил, что посторожит наш мотоцикл, если мы у него купим что-нибудь. Тарелки с пышущим жаром супом «Фо» быстро появились на пластмассовом столике и так же быстро опустели.

Хозяин оказался очень милым и приветливым. Оказывается, он не просто знает, что такое Россия, но даже имеет представление о Владимире Путине. Миша пополнил знания юноши, сказав, что сейчас президент нашей страны уже не Путин, а Медведев. Закончив разговор на политические темы, а также сделав фото радушного хозяина, мы двинулись вперед.

«Раскаленное солнце» и минное поле

Палило солнце, а это значит — в Мисоне сейчас настоящая парилка. Чампы выбрали уникальное место для строительства своего сакрального городка — в низине между скалами, на площадке как чаша. Солнечные лучи падают вертикально, сам Мисон не продувается никакими ветрами, «запечатанный» горами.

Входной билет в комплекс стоит около 50 тысяч донгов на человека. На территорию не пускают на личном транспорте, хотя по парку идти до места назначения два километра. Предполагается, что туристы будут преодолевать это расстояние на «уазиках» (проезд входит в цену билета). Мы еле отыскали вьетнамца, отдыхавшего от жары под навесом. Он согласился нас отвезти, но с одним условием — мы должны были заполнить анкету. Руководство парка хотело знать, какого мнения туристы об уровне сервиса. Странно — мы еще не побывали в Мисоне, а нас уже спрашивают, понравился ли нам ресторан, культурная программа, а главное — хотим ли мы вернуться сюда снова. Чтобы не затягивать процесс заполнения, ответили на все вопросы «Да».

И вот путь открыт. До Мисона нас домчали за пять минут, а потом водитель почему-то развернулся и уехал обратно.
На полпути нас на минуту остановило представление, которое местные жители устраивали для туристов. В деревянной лачуге устроили сцену, где полуобнаженные девушки в желтом и юноши в красном двигались под музыку. Толпа человек в 30 туристов заворожено смотрела на это зрелище.

О самих развалинах лучше всего скажут фото. После бомбежки комплекс выглядит пустым и «израненным». Более ли менее сохранились 3-4 здания, да несколько лингамов (каменных символов бога Шивы). Внутри оплетенных травой храмов оборудованы мини-музеи, где рядом с образцами чампской архитектуры стоят заржавевшие бомбы и снаряды времен войны с США. Весь Мисон состоит из нескольких групп руин, помеченных еще французами, как А, B, C, D и так далее. Лучше всего сохранились здания группы А. Осмотреть их можно за пять минут, еще за 10 минут по каменной тропинке пройти весь Мисон и выйти к стоянке автомобилей. Самые сильные впечатления — внутренности нескольких храмов. Делаешь шаг и ощущаешь прохладу, которая исходит от камня. Стены зданий очень толстые, чампские архитекторы явно учли особенности местного климата.

Наша экскурсия заняла 20 минут. Бедных же туристов, приехавших на экскурсионном автобусе, мучают в пекле несколько часов — с восьми утра и до двух дня. Поэтому еще раз порадовались, что взяли мотоцикл.

Обратно нас никто не спешил забирать на джипе, поэтому мы решили добираться самостоятельно. Дорога бежала лентой вдоль речки, и шли мы очень быстро.
И вот мы снова в седле мотоцикла, движемся в Хойан. В планах было успеть на пляж (4 км от города), а потом на автобус, который в 18.40 должен вместе с нами стартовать в Нячанг.

По дороге с облаками

По дороге без приключений не обошлось. Пропустив нужный поворот, мы остановились на развилке — в разные стороны шли четыре дороги. Проведя веерный опрос местных жителей, решили поехать вправо.
Дорога была абсолютно незнакомая. Местные жители, видя нас, сразу же мотали головой — мол, ничего не знаем, ничего не понимаем, а главное — ничего не скажем. Интуиция подсказывала, что мы едем абсолютно не туда. Путь лежал через бесконечные рисовые поля, на горизонте сначала появились, а потом начали быстро приближаться горы. А в Хойане никаких гор совершенно точно нет.

Через 20 километров Мишу осенило. В сумке у нас лежали билеты open tour, где по-английски и по-вьетнамски был написан офис Singh Cafe в Хойане. Мы подъехали к очередному мини-кафетерию и ткнули носом близстоящего вьетнамца в нашу бумажку. «Ааа… Хойан!»— заулыбался он и энергично показал рукой в обратном направлении. Мы обреченно вздохнули. Все бы ничего, но, во-первых, заканчивался бензин, во-вторых, здорово обгорели не защищенные о солнца части тела.

Уверенности добавила мини-заправка, где мы залили полный бак. Потом в первом попавшемся магазине купили белую рубашку, закрывшую мне спину. И — о, счастье! — через пять минут солнце «выключилось». То есть, небо затянули тучи и стало полегче. Обратно мы мчали во весь опор, уж очень хотелось поскорее обнаружить себя в Хойане. На этот раз дорогу мы нашли быстро, бумажка, где было написано название города, очень помогала в коммуникации с местными жителями.

Отсюда следует мораль: Если вы свободный путешественник и сидели за рулем машин и велосипедов — смело берите байк напрокат. Только всегда записывайте на листочке понятным почерком на английском или на вьетнамском названия населенных пунктов, куда вы направляетесь. Местные жители всегда рады помочь. Но их родной язык отличается от русского и английского тем, что он тональный. Гласные произносятся с разной длительностью, с разными акцентами, что может в корне поменять смысл слова. Сами вьетнамцы часто пишут для иностранцев слова и цифры на бумажке, понимая, что это — самый верный способ объясниться.

...Вернувшись в Хойан, мы еще успели на пляж и поужинать, сдали мотоцикл, забрали вещи и подошли к кафе, где нас и остальных туристов должен был забрать слип-бас (специальный спальный автобус). Оказалось, очень удобное средство передвижение. Можно вытянуть ноги под сиденье соседа спереди, спинка кресла откидывается практически до горизонтального положения. В автобусе работает кондиционер, порой даже чересчур. Пассажирам выдаются плед, подушка и бутылка с чистой водой.

…Автобус плыл по трассе, как корабль. О чем-то мерно разговаривали водитель и его молодой помощник. Все пассажиры вокруг спали. За окном бежали кафешки, домики, лица людей. Дорога везде одинаковая — на ней живешь вне времени, вне пространства, сама по себе. Я знала, что сейчас усну, потом приеду в новый город, и все начнется с чистого листа.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Просмотров: 1269

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости