Измерение верст шагами и зарисовки на глаз — в прошлом. Уральские картографы раскрыли особенности создания современных географических документов

Накануне профессионального праздника JustMedia побывала в «обители» свердловских геодезистов.

Сегодня, 15 марта, поздравления с профессиональным праздником принимают работники геодезии и картографии. Екатеринбургские специалисты избрали не совсем обычный способ празднования своего «дня рождения». Они пригласили в гости журналистов и провели увлекательную двухчасовую экскурсию по своему «дому» — ОАО «Уралаэрогеодезия».

 

На входе в презентационный зал корреспондентов JustMedia встречают генеральный директор предприятия Дмитрий Уткин и главный инженер Сергей Набока. Собственно, в их владениях мы сейчас и находимся. Можно сказать, попали в самое сердце уральской геодезии и картографии.

 

Старые карты не содержат рельефа, так как съемка неровностей суши для того времени была неподъемной задачей

У этого места своя история, уходящая корнями во времена правления великих царей. Еще с легкой руки царя Алексея Михайловича в Зауралье была направлена группа так называемых картографов. Перед ними стояла задача описать расположенные там земли.

 

«В 1698 году Семен Ремезов собрал материалы воедино и подготовил так называемую «Чертежную книгу Сибири», которую впоследствии представил на рассмотрение Петру Великому. Тот остался доволен выполненной работой и 1 января 1701 года утвердил издание. Собственно, с той поры в России и возникли такие профессии, как геодезист, картограф, издатель карты, редактор карты»,— рассказывает Сергей Набока.

 

Спустя пару веков, а именно 15 марта 1919 года, Владимир Ленин подписал указ об организации в стране высшего геодезического управления. А его уральский филиал появился на свет в 1921 году.

 

«Еще позже возникла необходимость создания крупного геодезического центра, который бы обеспечивал властные структуры региона топографо-геодезическими материалами. Так, 5 июля 1951 года в тогдашнем Свердловске было создано предприятие, на котором мы сейчас и находимся. За ним была закреплена территория площадью 2,2 миллиона квадратных километров»,— говорит главный инженер.

 

Эта самая территория охватывала Свердловскую, Пермскую, Курганскую, Тюменскую и Челябинскую области, а также Удмуртскую республику.

 

Уральский филиал высшего геодезического управления появился на свет в 1921 году.

Сейчас площадь «владений» несколько уменьшилась и составляет чуть более 800 тысяч квадратных километров. Однако геодезисты и топографы не стали меньше трудиться.

 

По словам наших «экскурсоводов», в начале 1980-х годов, на которые пришелся пик объемов работ, выполняемых предприятием, к изданию готовились до 5 тысяч номенклатурных листов карт. Тогда на благо уральской геодезии и картографии трудилось порядка 2,5 тысячи работников. Сейчас штат сократился и насчитывает примерно 850 человек, включая работников филиалов, расположенных в Ижевске, Уфе и Кургане.

 

Перед журналистами на столе чинно расположились главные герои этого дня — карты.

 

«Конечно, это копии, ведь все старые карты уникальны, они были сделаны в одном экземпляре и их оригиналы хранятся в архивах»,— сразу отмечает Сергей Набока.

 

Среди всего многообразия исторических документов инженер особо выделяет «Сибирячку». Она была создана в 1698 году и является первой достоверной, приведенной к единому масштабу и выполненной с применением математических расчетов чертежной картой Сибири.

 

«Раньше для создания изображения земной поверхности приходилось использовать простейшие измерительные приборы, делать зарисовки, а порой даже измерять расстояние шагами»,— рассказывает главный инженер.

 

Конечно, по точности такие географические документы уступали современным, да и информации содержали меньше, чем их «потомки».

 

Сегодня карты не рисуют вручную - их печатает техника

Претерпели изменения и условные обозначения — какие-то стали более доступны и легко запоминаемы, какие-то вовсе ушли из обихода, уступив место новым значкам. Лес «упростили», а вот река по-прежнему обозначается «ленточкой».

 

Сергей Набока отмечает, что старые карты не содержат рельефа, так как съемка неровностей суши для того времени была неподъемной задачей. А вот водные артерии наносились на документы с высокой долей достоверности.

 

Теперь переходим к более тесному знакомству с нашими героями. Их возраст исчисляется столетиями. Свердловской области тогда еще не существовало. Именно поэтому большую часть стола с важностью заняли «пермяки».

 

Вот корреспондентам JustMedia представляют карту Пермского наместничества, а вот карта Пермской губернии 1792 года выпуска. 

 

«Здесь даже есть план города Перми, данный в верстах и дюймах — главных единицах измерения того времени. А это генеральная карта Пермской губернии 1824 года. Она двуязычная — на русском и французском языках»,— рассказывает главный инженер.

 

А вот и старая версия нынешнего Екатеринбурга. На современной карте мы вряд ли найдем Сенную площадь и Северную улицу, зато до сей поры сохранилась Восточная.

 

«Еще один уникальный документ — книга «О геодезических работах и сооружении Великого Сибирского пути с картою азиатской России и смежных с нею владений», изданная в 1896 году в Санкт-Петербурге Эдуардом Аврелиановичем Коверским. Я читаю эту книгу с удовольствием и узнавая о проблемах в отрасли того времени, понимаю, что они существуют до сих пор»,— говорит Сергей Набока, перелистывая потертые и пожелтевшие листы исторического документа.

 

Инженера первой категории метрологической лаборатории «Уралаэрогеодезия» Вера Вегера рассказывает о первых измерительных приборах для составления карт

Журналистам представили оригинал листа топографической карты, созданный, заметьте, вручную совсем недавно — в 1998 году. В то время на предприятии выпускали тысячу таких листов.

 

С начала 1930-х годов в ход пустили первые машины, чье появление, несомненно, облегчило труд геодезистов и картографов. Например, стали использовать аэрофотосъемку.

 

Как только речь зашла о технике и приборах, нас тут же поспешили отправить в лабораторию «Уралаэрогеодезии», заранее предупредив, что помещение маловато и нам будет тесно. Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде, и вот мы жадными взглядами «шарим» по полкам в поисках уникальных приборов.

 

Есть среди них «ветераны» — экземпляры от польских и немецких производителей 1823 года выпуска.

 

Из рассказа инженера первой категории метрологической лаборатории «Уралаэрогеодезия» Веры Вегеры журналисты узнают, что первыми измерительными приборами были буссоли. С их помощью землемеры ориентировались на местности и мерили расстояния. А вот для измерения углов использовались теодолиты. В коллекции «Уралаэрогеодезии» имеется варшавский экземпляр 1826 года. Расстояние «считали» такие приборы, как нивелиры.

 

«Сейчас все это в прошлом. Эти экспонаты заменены новыми приборами, например, тахеометром, который способен измерять и расстояние, и углы. Появились GPS-приемники. Пришел на местность, поставил такой прибор, включил его и стоишь минут 40-50. Вся информация автоматические записывается, а в лаборатории подключаешь приемник к компьютеру и получаешь все координаты»,— говорит инженер лаборатории.

 

Впервые спутниковое оборудование поступило на предприятие в 1994 году. Можно сказать, что с этого времени, началась новая эпоха полевых работ.

 

Журналисты поинтересовались у сотрудницы — а что если в будущем придет такой прибор, который и ее заменит?

 

«Нет, все равно я должна быть на месте, мне нужно следить за процессом, снимать показатели, фиксировать информацию, нажимать кнопочки»,— смеясь, ответила Вера Вегера, отметив, что работает в лаборатории с 1985 года. Вывод прост — действительно ценные кадры никакие машины не потеснят.

 

Из лаборатории мы направляемся прямиком в печатный цех. Это место, где из нескольких принтеров в свет выходят яркие, цветные карты.

 

«Серьезные тиражи мы печатаем в издательствах, а здесь производятся единичные, уникальные экземпляры либо делаются карты по спецзаказам. То есть это не массовая, не многотиражная печать»,— отмечает «экскурсовод» Сергей Набока.

 

Здесь идет завершающий процесс изготовления карты

На входе стоит рабочий столик, который, к слову сказать, накрыт необычной скатертью — картой. Вот, что значит дух картографии, здесь любая мелочь не дает забыть о том, в чьи владения ты пожаловал. Чайные кружки и сахар-рафинад расположились в области челябинских озер — хороший выбор.

 

В типографии идет завершающий процесс создания карты Свердловской области. «Хозяин», он же техник Дмитрий Елисеев рассказывает журналистам о процессе печати.

 

«Такая карта печатается 10 минут. Она двухлистовая, и один из листов уже есть. Размер — 1 метр 60 сантиметров на 2 метра. После того, как карта напечатана, ее обрезают, склеивают, ламинируют — и готово! В процессе задействованы восемь картриджей. За два дня я сделаю 16 таких карт»,— говорит Дмитрий.

 

Что касается спецзаказов на картографическую продукцию, они самые разнообразные.

 

Например, налоговики как-то пожелали увидеть карту, на которой в каждом городе Свердловской области обозначалось бы их ведомство с портретом руководителей и краткой исторической справкой.

 

«Делали уникальные работы для нефтяников — так называемые рабочие тетради. Они захотели, чтобы эти «альбомы» были в кожаном переплете с золотым тиснением, отдельными страницами, обозначающими месторождения в привязке к местности, и соседствовали с чистыми листами под записи»,— рассказывает главный инженер «Уралаэрогеодезия».

 

Выходим во двор. Здесь нас поджидает только что вернувшийся «с полей» техник-топограф Сергей Севастьянов. Он говорит, что его группа работала в районе падения челябинского метеорита, делали топографическую съемку города Касли.

 

Журналистам демонстрируют сборник из двух приборов, в который входит глобальная навигационная спутниковая система — GPS и полная тахеометрическая станция.

 

Теперь такие карты - раритет

«Через GPS мы получаем координаты точки стояния, вводим их в тахеометр и начинаем съемку. Двор, в котором мы находимся, отснимем за пять минут. Результаты сбрасываем на компьютер и получаем карту местности. Сейчас прибор видит 15 спутников — американские GPS и наши ГЛОНАСС. Однако для работы может использовать только пять, так как небо здесь закрытое»,— рассказывает Сергей Севастьянов.

 

Экскурсия по «карточному домику» уральских геодезистов подходит к завершению. Корреспонденты получили порцию картографических знаний, прикоснулись к многовековым приборам и «заразились» праздничным настроением. До чего же увлекательная это наука — картография.

 

ФОТОрепортаж с экскурсии в ОАО «Уралаэрогеодезия» смотрите здесь.

Просмотров: 5692

Автор: Татьяна Рябова

Фотограф: Донат Сорокин

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости