История появления на улицах Екатеринбурга первых электрических фонарей и Центральной электростанции

Электрификация Урала, как и всего мира, началась во второй половине XIX века.

Главная аллея Симановской дачи на берегу Городского пруда Екатеринбурга, начало XX века. ФОТО: Свердловский госархив

«На перекрестках больших улиц теперь качались круглые дуговые фонари, которые давали большое светлое пятно из колеблющихся почему-то концентрических кругов. Это было не столько освещение, сколько маяк, но все же это был заметный шаг вперед против прежних керосиновых фонарей», — писал о первом периоде электрификации Екатеринбурга известный уральский писатель Павел Бажов. В очередном материале JUSTHISTORY мы расскажем о появлении электрических фонарей и строительстве первой в городе электростанции, которая до сих пор работает по назначению в самом центре столицы Урала.

 

Электрификация Урала, как и всего мира, началась во второй половине XIX века. Именно в это время появляются первые частные электростанции в Невьянске, Каменске-Уральском и других городах региона. Стоили их владельцы заводов для того, чтобы улучшить производство. В Екатеринбурге первая электростанция на 2-й Береговой, 7 (ныне Горького, 43) появилась в 1895 году. Однако первые лампочки на улицах города загорелись за 10 лет до этого знаменательного события.

 

 

По словам руководителя Музея энергетики Урала компании «Россети Урал» Валентины Жук, еще в 1885 году владелец электротехнической мастерской, агент «Товарищества П. Н. Яблочков и Ко электрического освещения в России» Иван Василевский захотел во время спектакля красиво осветить зрительный зал первого каменного городского театра (ныне Колизей). Для этого он получил от городской думы разрешение на установку в ограде театра локомобиля. Но, к сожалению, мощности оборудования не хватило, поэтому свет все время пропадал, из-за чего зрители не смогли ощутить красочного эффекта, который пытался показать Василевский.

 

 

Первый каменный городской театр.  ФОТО: ArtOleg, 1723.ru 
 
«Опыты электрического освещения театра во время двух представлений пока не дали тех блестящих результатов, которых мы ожидали. Причиной этого было то, что одной машины оказалось недостаточно для освещения зрительной залы и световых эффектов на сцене»,  — писала по этому поводу газета «Екатеринбургская неделя».

 

 

 

Неудачный опыт не охладил пыл Василевского в желании электрифицировать город. В 1886 году он провел в здании Общественного собрания (ныне Учебный театр) на пересечении Клубной и Вознесенского проспекта первый бал при электроосвещении, а также представил гордуме свой проект первой городской электростанции с использованием водяной турбины мощностью 120 л. с. Разместить ее предлагалось в районе плотины.

 

 

ФОТО из архива Свердловской филармонии, 1920-е годы

 

Свой проект Василевский дорабатывал раз пять. К нему он приложил расчеты, согласно которым одна свеча для существующих в городе керосино-калильных фонарей обходилась бюджету в 2 рубля 36 копеек, тогда как на горение одной лампы пришлось бы потратить всего 29 копеек. Освещение общественных зданий обошлось бы в 3 копейки за каждый час горения одной лампы.

 

 

Городская дума создала специальную комиссию и долго рассматривала предложение Василевского, но в итоге так и не одобрила его. После этого последний покинул город.

 

К вопросу строительства электростанции в Екатеринбурге вернулись только через 9 лет. Инициаторами выступили купец Андрей Елтышев и инженер-механик, выпускник Московского технического университета Николай Панфилов. Для реализации своей идеи они организовали «Товарищество электрического освещения в Екатеринбурге А. Елтышев, инженер Н. Панфилов и Ко».

 

По данным сайта управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, Андрей Елтышев был сыном кунгурского купца Д.В. Елтышева, исполнявшего в Екатеринбурге обязанности представителя чаеторговой фирмы М.И. Грибушина. Николай Панфилов был сыном екатеринбургского купца Якова Панфилова, крупного торговца пушниной, владельца фабрики по производству ваты.

 

 

 

В 1894 году купеческие сыновья обратились в городскую думу с просьбой разрешить установку парового двигателя Вестингауза мощностью в 115 л.с «для приведения в действие динамо-машины» в 80 кВт. В прошении был четко обозначен адрес нахождения объекта — 2-я Береговая улица, 7. Усадьба под этим номером ранее принадлежала купчихе Александре Харитоновой, а затем перешла к некоему Хорошавину. При Харитоновой усадьба состояла из двухэтажного полукаменного флигеля, каменных служб и бани.

 

 
«Техническую часть проекта Центральной электростанции с пояснительными записками разработал сам Панфилов. Архитектором проекта стал Александр Чирковский. Для электростанции было выстроено одноэтажное кирпичное здание в стиле модерн, рядом на пьедестале возведена высокая восьмигранная дымовая труба, которая стала одной из главных доминат города в то время. Точная стоимость реализации проекта неизвестна», — говорит Валентина Жук.

 

В 1895 объект сдали, и он дал первый ток. Топливом служили дрова, однако данных о том, сколько их требовалось для работы электростанции, не сохранилось. В этом же году Андрей Елтышев и Николай Панфилов предложили городской думе начать замену керосиновых фонарей электрическими. И дума эту идею одобрила.

 

Вид Симановской дачи в Екатеринбурге. Начало XX века. ФОТО: Свердловский госархив

 

В Екатеринбурге появляются линии электропередач. Сначала постоянного затем переменного тока. К концу 1895 года в Екатеринбурге появилось 8 электрических фонарей. В 1896 году в городе установили еще 34 фонаря, в том числе в Симановском парке (ныне территория стадиона «Динамо» на набережной).  В 1887 году фонари появились на территории открывшейся Сибирско-Уральской торгово-промышленной выставки. В 1891 году появилось электрическое освещение на территории Верх-Исетского завода и прилегающей к нему предзаводской площади.

 

 

     Вид Покровского проспекта от Уктусской (ныне 8 Марта) до Польского костела, который закрыт в 
    1920-е годы, начало XX века. ФОТО: Свердловский госархив. 

 

«На перекрестках больших улиц теперь качались круглые дуговые фонари, которые давали большое светлое пятно из колеблющихся почему-то концентрических кругов. Это было не столько освещение, сколько маяк, но все же это был заметный шаг вперед против прежних керосиновых фонарей», — писал о первом периоде электрификации города известный уральский писатель Павел Бажов.

 

В 1901 году, по словам Валентины Жук, в Екатеринбурге было уже 430 фонарей. Горожане, у которых были финансовые возможности, проводили электричество к себе в дом. Конечно, в первое время оно часто пропадало, но все равно это был настоящий технический прорыв. К 1917 году 30% населения города имели электроосвещение.

 

 

Екатеринбургская электростанция. Начало XX века. ФОТО: Свердловский госархив

 

В конце 1890-х годов Панфилов и Елтышев продали электростанцию Центральному электрическому обществу в Москве. Ее директором в 1900 году стал Стройновский, а с 1903 года до 1916 года — лидер кадетской партии на Урале Лев Кроль.

 

«В 1909 году  Центральная электростанция была реконструирована, теперь здесь имелось 6 паровых машин системы «Бульт», «Карельс» и «Рихард Поле», 3 газовых двигателя, генераторы тока «Пайнер» и «Вестингауз». Общая мощность электростанции к 1914 года. составляла 1175 кВт., она являлась одной из крупнейших в регионе», — отмечает руководителя Музея энергетики Урала.

 

 

В годы Октябрьской революции и Гражданской войны оборудование Центральной электростанции было до предела изношено, электроэнергии не хватало.  Двигатели и паровые машины один за другим выходили из строя. Но обычные люди, по словам Валентины Жук, не понимали масштаба катастрофы. Они думали: «Перестанет работать электростанция, значит, просто не будет света в учреждениях». Чем же на самом деле грозит прекращение работы объекта, в пояснительной записке от 1920 года объяснил заведующий электростанцией инженер А. Запарин:

 

«Остановка водоснабжения, небольшой пожар может принять громадные размеры эпидемии вследствие потребления жителями воды из реки Исети; остановка всех типографий;  остановка радиостанции; остановится крупорушка, город останется без крупы; остановка операционного и рентгенографического кабинета городской больницы и родильнаго дома;
Государственный Банк без света,  артсклад без света…».

 

 

Екатеринбургская электростанция, 1908 год.  ФОТО: Свердловский госархив

 

И все это означает, что город не просто погрузится в темноту, а будет настоящая катастрофа.

 

«Паровая машина Рихард Поле идет, но требует капитального ремонта. Ее остановка повлечет за собой остановку действия станции, что неминуемо произойдет максимум через 2 недели. Я сильно рискую, заставляя эту машину работать, и при нормальном положении вещей заслуживал бы за это отстранения от должности…»,  — говорилось в записке.

 

 

По данным Госархива Свердловской области, в связи с критической ситуацией, по распоряжению коменданта Екатеринбурга Александра Жилинского, жители города могли пользоваться электроосвещением с жесткими ограничениями и только до 00:00. Во всем гражданских и военных учреждениях разрешалось зажигать не более одной лампочки в комнате. В тех объектах, где не было вечерних занятиях, лампочку можно было зажигать только в комнате дежурного. За излишнюю трату электричества ответственные лица учреждений и домохозяйства  могли предстать перед  Военно-Революционным трибуналом.

 

По словам Валентины Жук, в 1922 году Центральную электростанцию переименовали в «Луч». Но сама ситуация не улучшилась, и объект по-прежнему не покрывал нужды города.

 

 

 

«Город сидит в темноте. Голодная норма для освещения города – 700 киловатт, станция же лишь может обеспечить половину. И то для центральных кварталов, а остальным остается лунное освещение. Необходима районная электростанция. Этот вопрос назрел!», — говорилось в статье «Беда грозит Екатеринбургу» газеты «Уральский рабочий» от 23 декабря 1922 года.

 

 

Бригада электромонтажников «Луч». ФОТО: Музея энергетики Урала

 

В 1929 году, когда был пущен первый трамвай, здесь разместилась тяговая подстанция. В 1934 году во дворе электростанции построили второй двухэтажный корпус, соединенный с главным зданием и включавший в себя основание трубы.

 

В настоящее время здесь до сих пор размещается подстанция №1 и Энергохозяйство Екатеринбургского ТТУ.

 

 

 

В нашем следующем материале JUSTHISTORY мы расскажем о строительстве на Большом Конном полуострове «Свердловскую ГЭС» стоимостью более 4 млн рублей.

 

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за помощь в подготовке материала руководителю Музея энергетики Урала компании «Россети Урал» Валентине Жук и заведующей отделом публикации и использования Государственного архива Свердловской области Ольге Никоян.

 

Просмотров: 13541

Автор: Екатерина Турдакина

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости