Булгаковская Москва в жанре фотомистерии. В доме Метенкова открывается новая выставка

«Мастер и Маргарита. ФотоМистерия» откроется 2 февраля.

В четверг, 2 февраля, в фотографическом музее «Дом Метенкова» состоится открытие выставки «Мастер и Маргарита. ФотоМистерия». 

Самый популярный роман в России «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова будет представлен в фотографическом музее «Дом Метенкова» в формате фотомистерии, фотографической фантазии, как будто герои романа только что здесь были или могли быть. Даже для тех, кто не знает первоисточника, это будет интересный опыт соприкоснуться с великим романом через фотообразы давно ушедшего времени, оставившего шлейф, с одной стороны, «милой старины», а с другой — безумия повседневности, обернувшейся страхом перед лицом «злого гения».

Москва 1930-х годов на выставке представлена работами выдающихся фотографов того времени, таких как Борис Игнатович, Александр Гринберг, Аркадий Шайхет, Эммануил Евзерихин и других. Каждый из них занимает достойное место в истории русской культуры.

Москва Булгакова — это особый город, сытый, порочный, утопающий в наслаждениях и «увеселениях облегченного типа». Его символические пространства — ресторан и театр варьете, его герои — советская бюрократия, партийные писатели, конформисты и сибариты. Булгаков не жалеет красок в описании кулинарных изысков, доступных в ресторане Арчибальда Арчибальдовича, он безжалостен к людям, ослепленным потребительским ражем на «сеансе черной магии». Цена благополучия — атмосфера зависти, подозрительности, доносов и поселившийся в душах страх, прорывающийся при соприкосновении с «органами».

Неверно было бы искать в фотографиях иллюстрации к роману или пытаться угадать героев. Важнее понять, как через литературу и фотографию выражает себя эпоха. На снимках, как и в романе, те же черты московской жизни: обаяние ушедшего времени, благополучие в быту, праздничность. Здесь же фотографии с вымаранными лицами, что редко демонстрируется в музейных пространствах, но именно они, как зашифрованные временем или романистом, выступают своеобразным кодом состояния общества, раскрывают лицемерие идеологии и страх, витающий над страной.

Действие романа «Мастер и Маргарита» разворачивается не только в реальном, но и фантастическом мире, созданном воображением писателя «пятом измерении». Этот пласт романа представлен на выставке работами свердловского фотографа 1970-х годов Евгения Малахина, больше известного под псевдонимом Старик Б.У.Кашкин. За последние годы художник стал культовой фигурой на екатеринбургской арт-сцене, его произведения показывают в столицах и за границей, в университете создан музей, исследователи изучают различные аспекты его творчества. Но прежде, чем стать наивным художником Стариком Б.У.Кашкиным, Евгений Малахин работал с фотографией, причем в уникальной технике: он буквально варил отснятые негативы, получая интересные эффекты от расплавившейся эмульсии.

Фотографии Евгения Малахина во многом близки миру романа «Мастер и Маргарита». Их роднит фантасмагория, острый гротеск, прикосновение к темам жизни и смерти. Фотографа, как и Михаила Булгакова, интересовали и интриговали образы Христа и дьявола. Но при том, что большинство героев Малахина сюрреалистичны, основная идея выставки — всепобеждающая сила любви. «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? — За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»— этими словами предварил Булгаков повествование о Мастере и Маргарите, любовь и творчество были для него главным и единственным оправданием жизни.
Фотографии мастеров советской эпохи предоставлены музею Союзом фотохудожников России. Фотографии Евгения Малахина — из частной коллекции Эдуарда Поленца.

Выставка работает до 15 марта 2012 года.

Просмотров: 671

Автор: Наталья Токарева

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости